Конспект урока русского языка в 2 классе по теме "Окончания имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Косоногова Светлана Юрьевна

Данный конспект поможет провести первый урок в данной теме по учебнику А.Поляковой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Учитель: Косоногова Светлана Юрьевна

Образовательное учреждение:  МБОУ средняя общеобразовательная школа №8 , город Выкса Нижегородская область

Предмет:   Русский язык ( система Л.В.Занкова)

Тема урока: Изменение имен прилагательных по числам.

Тип урока: Преобразование модели.

 УЗ: Учащиеся узнают окончания имен прилагательных во множественном числе.

Цели: 

Предметные

-определение окончаний имен имен прилагательных во множественном числе;

-овладение умением правописания окончаний имен прилагательных во множественном числе.

Метапредметные

Познавательные:

-формирование умения выполнять анализ, синтез, правильно строить рассуждения;

- создание условий для  развития у учащихся познавательной активности.

Регулятивные:

-формирование умения принимать и сохранять учебную задачу;

-обеспечение возможности управлять познавательной и учебной деятельностью;

- формирование умения осуществлять контроль и оценку своих действий.

Коммуникативные:

-обеспечение возможности сотрудничества с учителем и соучениками;

-осуществление осознанного выбора при работе  с информацией;

-формирование умения выражать свою точку зрения, вносить необходимые коррективы.

Личностные

-формирования способности осознания успешности и неуспешности в учебной деятельности;

-воспитание положительного отношения к учебной деятельности и  к  изучению русского языка;

-осознание значимости приобретенных знаний.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: компьютерное оборудование, презентация, карточки для индивидуальной и групповой работы, толковые и этимологические словар

I Мотивационно-ориентировочная часть.

1. Контроль настроения.

2. Актуализация знаний.

 Уч.: Какой нас ждет урок?

Д.: Урок русского языка.

Чем может быть полезен для каждого из вас этот урок?

Д.: Будем учиться писать без ошибок.

Уч.: Как выбудете работать?

Д.: Дружно, не перебивать друг друга и учителя, не переспрашивать, а слушать внимательно.

Игра «Супервнимание».

В это время за доской 1 человек выполняет задание: вставьте пропущенные буквы.

Запись на доске:

Она, будит землю ото сна,

Нап…лняет соком поч? ки,

На поле растит цв…точки,

Прог…няет с реч?ки ле…,

Светлым делает восхо....

Проверка при помощи светофорчиков.

Уч.: Отгадайте загадку.

Д.: Весна.

Уч.: Это весна.

Учитель открывает запись на доске.

весна

весенний

цветок

Уч.: Как можно поработать с этими словами?

Д.: Можно найти лишнее слово.

Д.: Лишнее слово «цветок», т. к. два других слова однокоренные.

Д.: Лишнее слово  «весенний», т.к. это имя прилагательное, а остальные слова имена существительные.

 Уч.: Что общего у этих слов?

Д.: Безударная гласная «е».

Ее мы будем писать на минутке чистописания, соблюдая следующую закономерность.

   Запись на доске:

Ее   /    Еее   //    Ееее   //

Уч.: Составьте словосочетание, используя слова на доске.

 Д.: Весенний цветок.

Уч.: Как называются первые весенние цветы?

Д.: Подснежники.

Уч.: Прочитайте  шифрограмму и отгадайте название подснежников.

   Запись на доске:

Галантуспрострелгалантус

Уч.: Правильно. Это галантус и прострел.

Учитель демонстрирует фотографии цветов.

Уч.: Запишите названия цветов.

3.Постановка учебной задачи.

Уч.: Я записала на доске предложение. Вставьте пропущенные буквы.

Запись на доске:

Подснежники  -   весен…   цветы.

Д.: Мы не можем вставить пропущенные буквы, т. к. не знаем окончания имен прилагательных во множественном числе.

Уч.:  Какова наша задача на урок?

Д.: Мы  узнаем окончания имен прилагательных во множественном числе.

4.Учебная ситуация.

Уч.:  Правописание  каких окончаний нам знакомо?

Д.: Нам знакомо правописание окончаний имен прилагательных  в единственном числе.

Уч.: Подготовьте ответы  на вопросы о правописании окончаний имен прилагательных  в единственном числе, используя модель. Как вы будете работать?

Д.:   В группах.

1 и 2группа рассказывают об окончаниях имен прилагательных женского рода. Приводят пример словосочетания, используя  название цветка.

3 и 4 группа рассказывают об окончаниях имен прилагательных мужского рода. Приводят пример словосочетания, используя название цветка.

5 группа рассказывает об окончаниях имен прилагательных среднего  рода. Приводят пример  произвольного словосочетания.

Лидер группы выходит к доске и отвечает, используя модель.

                             

П. Операционно-исполнительный этап.

1.Преобразование  модели.

Уч.: Я придумала такие словосочетания. Они нам помогут решить учебную задачу урока.

Запись на доске:

душистый ландыш                          душистые ландыши  

храбрый подснежник                      храбрые подснежники

легкое облако                                   легкие облака

Уч.: Что вы скажете о записи?

Д.:   В первом столбике словосочетания в ед. ч., а во втором во мн.ч.

Окончания у прилагательных во мн. ч. – ые, -ие.

Уч.: Что мы должны добавить в модель?

Д.:  Окончания имен прилагательных во мн. числе.

Уч.: Проверим наше предположение.

 Чтение правила в учебнике.

Уч.: Вернемся к нашему предложению. Какие буквы пропущены?

Д.:  В слове «весенние» пропущено окончание –ие.

Уч.: Как определить число имени прилагательного?

Д.:  По числу имени существительного.

Физминутка.

Уч.: Мы посмотрим, как вы научились определять число имен прилагательных.

Я читаю вам предложения, а вы хлопаете в ладоши, если услышали имена прилагательные во множественном числе.

Знаете ли вы…

Китайцы варят белые лилии в молоке.

В Болгарии варят душистое варенье из лепестков роз.

В Индии любят  вкусные компоты из цветков банана

2.Отработка открытого способа.

Уч.: Цветы всегда радовали нас своей красотой. (Демонстрация фотографий)

Красная роза, белая лилия, душистая фиалка, разноцветный тюльпан.

Уч.: Запишите эти словосочетания во множественном числе.

Запись с комментированием.

Самостоятельная  дифференцированная работа.

Уч.: Цветы не только приносят радость. В природе есть еще так называемые цветочные часы.

Умейте понимать цветочные часы,

Часы лугов, степей и огородов.

Цветочные часы вас могут известить

О времени на всех земных широтах.

Уч.: Прочитайте текст на карточке.

        Цветочные часы.

К шести часам утра открыл син.. глазки колокольчик. Подняли золот.. головки одуванчики. Расправил широк..  лепестки шиповник. Вспыхнули ярк..  огоньки мака. К восьми часам распустились желт.. и бел.. лилии.

Чуть позднее оживает луковая дрема. Если ты посадишь на клумбе цветочные часы, то они покажут тебе точное время.

1 группа

Задание

Спишите 5 предложений, вставьте пропущенные буквы.

2 группа

Задание

Спишите 4 предложения, вставьте пропущенные буквы.

3 группа

Задание

Спишите 3 предложения, вставьте пропущенные буквы.

Уч.: Выполним разбор второго предложения.

Ученик  выполняет разбор предложения.

III       Рефлексивно – оценочный этап.

Итоговое задание

Уч.: Что мы открыли новое на уроке?

Д.:  Мы узнали об окончаниях имен прилагательных во множественном числе.

Уч.: Что вы можете о них сказать?

Д.:  Окончания имен прилагательных во множественном числе -ые, -ие.

Уч.: Нужны ли нам эти знания и для чего?

Д.:   Нужны, чтобы грамотно писать.

Уч.: Проверим, как вы это запомнили. Отгадайте загадку.

Запись на доске:

1.Вот чудесныя цветы

Небывалой красоты.

2.Яркие, пахучие

И еще колючие!

Д.:   Розы.

Уч.: Покажите номер предложения, в котором все написано правильно.

Дети показывают номер при помощи веера с цифрами.

Уч.: Оцените свою работу по следующим фразам.

     1. На уроке мне было интересно, я был активен, все задания выполнял  

         правильно и самостоятельно.

     2. На уроке я был недостаточно активен. Все задания выполнял правильно,

         но мне требовалась помощь.

     3. Мне на уроке было трудно, и постоянно требовалась помощь.

          Контроль настроения. Дети поют песню «Солнечные зайчики»

 IV    Домашнее задание.

Учитель поясняет домашнее задание (упражнение № 343). При выполнении данного упражнения используйте модель, построенную на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Конспект урока русского языка на тему: Морфологический разбор имени прилагательного

Конспект урока русского языка на тему: "Морфологический разбор имени прилагательного...

Конспект урока русского языка. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Значение и употребление имен прилагательных в речи»Цели урока: развивать умение устанавливать связь слов в предложении; познакомить со сложными именами прилагательнымиПл...

Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".

Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном  как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имен прилагательных" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...

Презентация к уроку русского языка 4 класс. Тема:"Изменение имен прилагательных по падежам".

Урок русского языка. Изменение по падежам имен прилагательных....