Урок русского языка в 3 классе "Части речи".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Чекмарёва Анна Юрьевна

Урок по системе развивающего обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Части речи (обобщение).

1. Мобилизующий этап.

                            На доске:   шторм

                                               огромный

                                               начался

                                               в

У.  Прочитайте слова, написанные на доске. Запомните последовательность написания этих слов.

                                   Доска закрывается.

У.  Вы должны по памяти восстановить эту последовательность, заменяя слова названиями частей речи, которыми они являются. И, обобщив, сформулировать тему нашего урока.

Д.  Сначала идёт имя существительное, затем имя прилагательное, глагол и предлог. Всё это части речи, изученные нами ранее. Значит, тема урока:

                                         « Части речи».

 

 У. Опираясь на тему, сформулируйте цель урока.

 Д. Цель нашего урока:

  • повторить изученное о частях речи.

   

       2. Минута чистописания.

   

     У. Приступаем к реализации темы и цели урока. А начнем мы с минуты чистописания.

       У. Внимательно посмотрите на данную запись:

                          быстро – медленно

                          война   -       ?

                          глубокий  – ?

                          гладить –   ?

      У. Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минуте чистописания.

     Д. К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву М.

                         быстро – медленно

                          война – мир

                          глубокий – мелкий

                          гладить – мять 

           Значит, мы будем писать букву М.

 

Показ написания буквы М учителем. Дети пишут три буквы.

    У. А теперь определите порядок следования букв в буквосочетаниях данного ряда.

 моер                  омре                   моер                 ……

   Д.  Каждая ячейка состоит из букв м,о,е,р.  Первая ячейка начинается и заканчивается согласными, а в середине гласные буквы. В следующей ячейке согласные и гласные меняются местами.

   У. Напишите данный ряд буквосочетаний до конца строки в указанной последовательности.

  У.  Какое слово  можно получить из данных букв?

  Д.  Это слово море.

  У. Сегодня на уроке мы поплывем по морю, изучая тему урока. Это море    называется Морфология.

На стенде плакат с изображением  морских волн. Сверху название.       «Морфология».

 

  У. Морфология – это наука о языке, изучающая части речи.

  У. А чтобы «плылось» нам по-настоящему хорошо, необходимо пройти следующий этап урока : словарно – орфографический.

   3.Словарно – орфографическая работа.

   У. Вы узнаете новое слово из словарика, если внимательно посмотрите на два прямоугольника. В одном из них находится ключ к разгадке слова.

  У. Какое вы составили слово?

 Д. Мы соединили буквы по указанному в ключе направлению, начав с  первой буквы К. Получилось слово корабль.

   У.Что обозначает это слово?

   Д. Корабль – это транспорт.

   У. Для чего он предназначен?

   Д. Он предназначен для перевозки людей и грузов по воде.

   У. Дайте полное определение слову.

   Д. Корабль – это транспорт, предназначенный для перевозки людей и грузов по воде.

   У. Запишите это слово, определив СУО.

                                                    корабль

     

  4. Изучение нового материала.

   У. Ну вот мы нашли средство передвижения по морю. Это корабль. Но, боюсь, что одного корабля нам недостаточно для нашего длительного путешествия.

      Чтобы определить количество кораблей, необходимых нам, придется вспомнить изученное  во 2-ом классе.

   У. Что объединяет слова море и корабль?

   Д. Это имена существительные, т.к. обозначают название предмета и отвечают на вопрос что?

   У. Давайте вспомним, какова тема урока.

   Д. Тема урока : «Части речи».

   У. А какие части речи, кроме имен существительных, вы знаете?

                             Дети  перечисляют.

   У. На какие две группы можно разделить все части речи?

   Д. Все части речи делятся на самостоятельные и служебные.

   У. А, значит, нам требуется два корабля. На одном мы поплывем с самостоятельными, а на другом со служебными частями речи.

                К «морю»  прикрепляются фигурки кораблей.

   У. Чтобы ветер расправил паруса, и мы смело отправились в путь, нужно вспомнить, какие части речи относятся к каждой группе.

   Дети классифицируют, учитель прикрепляет названия ЧР к парусникам.

   У. Сегодня мы вспомним изученные нами во 2-ом классе части речи, повторим их признаки. Это имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

   5. Физкультминутка.

   У. Я буду называть различные части речи. Если произнесу имя существительное, то вы поднимаете правую руку, если назову имя прилагательное, то поднимаете левую руку.  Если услышите глагол, прыгаете.

Слова: волна, морской,  соленый, плыть, быстро, берег, глубинный, штормить, я, мачта, голубое.

   У. Что есть общего во всех словах, которые были использованы на минуте чистописания.

   Д. Это самостоятельные части речи.

  6. Продолжение изучения новой темы.

            У детей карточки трех вариантов.

1-ый вариант.

        На    ед.ч., ср.р.   начался  страшный   ед.ч., м.р.     . Наш маленький      

  ед.ч., м.р.     бросало  в разные стороны.  Огромные  мн.ч., ж.р.   обрушивались на палубу  крохотного корабля. Но вдруг все успокоилось. В небе выглянуло яркое    ед.ч., ср.р.   , и на море стало тихо.       

2-ой вариант.

             

         На море начался   ед.ч., м.р.    шторм. Наш   ед.ч., м.р.    кораблик бросало в разные стороны.   Мн. ч.   волны обрушивались на палубу  крохотного корабля.  Но вдруг все успокоилось. В небе выглянуло  ед.ч., ср.р.  солнце, и на море  стало тихо.

3-ий вариант.

       На море  п.в., ед.ч., м.р.   страшный шторм. Наш маленький кораблик  пр.в., ед.ч., ср.р.  в разные стороны. Огромные волны обрушивались на палубу корабля. Но вдруг все  пр.в., ед.ч., ср.р.    . В небе  пр.в., ед.ч., ср.р.    яркое солнце, и на море стало тихо.

     Слова для справок: море, огромные, шторм, маленький, начался, яркое, волны, солнце, страшный, успокоилось, бросало, кораблик, выглянуло.

    У.  Прочитайте. Сформулируйте задание к своим карточкам. Каждый вариант должен подумать, слова какой части речи пропущены в его карточке.

Прослушиваются ответы детей. Каждый вариант формулирует свое  

                                             задание.

    Проверка: Назовите слова, которые вы вставили в текст в той последовательности, в которой использовали.

                       -   Что в них общего?

    У.  А сейчас мы объединимся в группы по принципу: ребята, которые вставляли в текст имена существительные, работают в первой группе; ребята, которые вставляли имена прилагательные , работают во второй группе и т.д.

             Каждая группа должна дать полную характеристику своей части речи. А помогут вам в этом листы – помощники. Дополнив предложения в них, вы сможете рассказать все о частях речи.

Лист 1.

ИС – это ………………………., которая обозначает ………….. и отвечает на вопросы ………………. .

ИС бывают ………………………. .

ИС изменяются по ………………………   .

Лист 2.

ИП – это ……………………………., которая обозначает ………………. и отвечает на вопросы …………………….  .

ИП изменяются по  …………………………  .

Лист 3.

Г – это ……………………, которая обозначает……………………….  и отвечает на вопросы ………………….. .

Глаголы бывают двух видов ………………….  .

Глаголы изменяются по …………………. и по …………………….  .

После работы в группах дети (один представитель группы) делают сообщения о частях речи.

   У. О какой изученной нами части речи мы не упомянули?

   Д. Это предлоги.

   У. Назовите предлоги в этом тексте, разделив их на группы.

                                  Что такое предлог?

   Д. Все предлоги текста  можно разделить на две группы ……………… .

Предлог – это служебная часть речи, которая служит для  связи слов в  предложении.

   У. Как определить, к какой части речи относится то или иное слово?

   Д. Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.

      Дополнительные  задания:

- Составьте пару из слов одной части речи, но  с разными орфограммами.

- Назовите имя существительное, в котором звуков меньше, чем  букв, но эта разница не связана с мягким знаком.

   7. Итог урока.

    У. В заключение урока хотелось бы вспомнить, о чем мы сегодня говорили. Обобщение изученного  должно прозвучать в форме рассказа, который нужно начать со слов :

     «Наша речь состоит из  ………………

     Рассказывая о частях речи, вы должны соблюдать тот порядок, который был представлен в упражнении с текстом о море.

     

 8. Рефлексия.

   У. Наше путешествие по морю «Морфология» только началось. Впереди нас ждет масса открытий. А чтобы я поняла, комфортно ли вам было на уроке, вы должны будете закрасить фигурки китов, которые лежат у вас на партах. Если вам было интересно, то используйте светлые тона, если не очень, то тёмные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Раздел: Слова, к которым нельзя задать вопрос.Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами....

Урок русского языка и развития речи.

Урок русского языка и развития речи.(cлайд №1)...

Презентация к уроку русского языка и развития речи.

Презентацию можно изпользовать к любому УМК....

Технологическая карта урока 1 класс Урок русского языка КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?

Технологическая карта урока урок русского языкаКакой бывает речь?...