Предупреждение ошибок на уроках русского языка в начальной школе.
методическая разработка по русскому языку на тему

Лысенкова Ольга Петровна

Приёмы, методы и факторы орфографической зоркости на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1176 г. Москва

 

«Предупреждение ошибок на уроках русского языка в начальной школе».

                                                                         

                                                                                 Учитель начальных классов

                                                                    высшей квалификационной категории

                                                                     Лысенкова Ольга Петровна

Содержание

  1. Введение.

2. Методы и приёмы развития орфографической зоркости.

3. Что же такое орфографическая зоркость?

4. Факторы орфографической зоркости, как шаг за шагом к грамотному письму.

5. Литература.

  1. Введение.

   Слово «орфография» или «правописание» происходит от древнегреческого слова, которое состоит из двух корней: «правильный» и «пишу». Этим термином обозначается единообразие передачи на письме слов и грамматических речевых форм. Орфография также - совокупность правил, обеспечивающих такое единообразие, и соответствующий раздел в прикладном языкознании.

В лингвистике раздел «Орфография» изучает правильность написания слов.

 

   2. Методы и приёмы развития орфографической зоркости

    Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Не умение выделять орфограммы при письме -  она из главных причин, тормозящих развитие орфографической зоркости.

 И так, как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Профессор Львов М.Р. выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русого языка.

1. Увидеть орфограмму в слове.

2. Определить вид: проверяемая или нет; если да, то к какой теме относится, вспомнить правило.

3. Определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы.

4. Составить алгоритм задачи, т.е определить «шаги» решения и их последовательность.

5. Выполнить последовательные действия по алгоритму.

6. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

 Главная задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

  1. Что же такое орфографическая зоркость?

 Орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т.е. различать, в какой позиции он стоит.

  Буква – фонема – звук. Что их объединяет? Буква означает фонему. Если бы буква в русском языке обозначала звук, мы бы писали «сава», «столп». Случаи типа «дом» и «сон» лишь свидетельствуют о счастливом совпадении фонемы и звука. Фонема живёт в определённой позиции и в определённой морфеме.

   В наших учебниках нет термина, фонема; вместо него используется привычный и понятный ребёнку термин «звук». Для того, чтобы ребёнок освоил законы орфографии как систему правил, со первого класса ввожу термин «позиция» (сильная и слабая позиция).

  Слабые позиции фонем являются источником орфографических ошибок учеников. Поэтому ребёнок должен видеть слабую позицию – ведь именно здесь  требуется проверка. В сильной позиции проверять нечего – фонемы так прекрасно различаются, не смешиваются.

  Задание: Сильный и слабый.

  1. Сравни кота маленького и большого. Кто сильный, а кто слабый.
  2.  Сравни выделенные гласные буквы в совах кОт и кОтёнок.

  - Гласные буквы одинаковые.

  - Гласные буквы разные.

3. Помоги слабому!

  - В слове кОт гласный под ударением – сильный.

  - В слове кОтёнок гласный безударный – слабый.

 Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котёнок». Когда ребёнок сравнивает слабого и сильного кота – он осваивает сильную и слабую позицию фонемы и фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную.

Во втором классе продолжаю работу над термином «позиция».

В третьем и четвёртом классах понятие сильной и слабой позиции переношу на другие орфографические правила, например, правописание парных звонких и глухих согласных перед шумными согласными, правописание непроизносимых согласных, а также связываю с морфемной структурой слова: корнем, приставкой, суффиксом и окончанием.

  Задание. Найди слова с приставкой.

  С – рвал лопух.

Сорванный или сорвала?

  П – слал письмо.

Посланный и послала?

  П – рвал рубашку.

Порванный или порвала?

  Ребёнку важно понимать какие правила орфографии «дружат» с корнем, какие с приставкой или суффиксом, а какие с окончанием. Применяется принцип слабой и сильной позиции и ошибка исчезает!

4. Факторы орфографической зоркости, как шаг за шагом к грамотному письму.

1. Зрительный фактор.

Он срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.

  1. Слуховой фактор.

 Пишущий человек всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

  1. Рукодвигательный фактор.

  Орфографический навык достигается при помощи упражнений в письме.

  1. Проговаривание.

  Работа речевого аппарата в процессе проговаривания  создаёт запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух или про себя способствует прочному запоминанию его написания.

  Необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.

5. Литература.

  1. М.М. Разумовская «Методика обучения орфографии в школе». Москва. 2009г.

  2. А.М. Семеновская  «Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов». Москва. 2010г.

3. Журнал «Начальная школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости и предупреждение ошибок на уроках русского языка

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах....

Предупреждение ошибок на уроках русского языка в 1 классе

Основы орфографической грамотности ребёнка....

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...

Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе. О.А.Спадабаева, Т.В.Караваева, И.Б.Киевская, С.И.Кузьмина,учителя начальных классов ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» (Санкт-Петербург)

Групповая работа ради групповой работы – это бессмысленно и нерационально, ученики тоже должны понимать, почему и для чего именно сегодня они работают в группе, что они имеют возможность об...