Отличие именительного падежа от винительного
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

·        развивать  умение распознавать именительный и винительный падежи; отрабатывать умение  определять падеж существительного;

·        формирование коммуникативных компетенций (диалог, дискуссия)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otlichie_i.p._ot_v.p.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема:  Отличие именительного падежа от винительного

Цели: 

  • развивать  умение распознавать именительный и винительный падежи; отрабатывать умение  определять падеж существительного;
  • формирование коммуникативных компетенций (диалог, дискуссия)
  • воспитывать

  • Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

                                

ХОД  УРОКА :

 1.Организация класса  (Слайд  Настроение)

2.Повторение изученного материала

Слайд: слова         по отметке

                        у отметки

                        отметка

                        отметкой

                        про отметку

                        об отметке

Прочитайте запись. Скажите,  что здесь написано? (слово отметка, употребленное в разных падежах)

Назовите  эти существительные в порядке склонения.( Отметка, у отметки, по отметке, отметку, отметкой, об отметке)

-Что такое склонение существительных? ( это изменение существительных по падежам)

Сколько падежей в русском языке? Назовите все падежи  и вопросы к ним.

3. Минутка чистописания

Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы. Первая является суффиксом в слове отметке. Какая  это буква? (К )

Вторая буква – окончание в существительном отметка, употребленном в  И.п. Какая  это буква?  ( А)

Третья буква – окончание в существительном отметка, употребленном в В.п. Какая  это буква?  (У)

Дети  определяют порядок следования  букв  и записывают  в тетрадь.(КУА. УАК, АКУ, …)

4.Словарно – орфографическая работа

Внимательно посмотрите на данную запись: Слайд

        Сезон                            винтик                        зонтик

        Кивок                        указал                        ?

Назовите слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово? Как вы его определили?

(Это слово  вокзал. Чтобы его определить, мы узнали, каким способом  образовано слово зонтик. Для его составления были использованы  последние слоги первых двух слов верхней строки. Значит, искомое слово надо составлять из  последних слогов нижней строчки.)

Дети записывают слово в тетрадь,  выделяют орфограммы, работают над  значением слова)

Составьте свои предложения со словом вокзал.

5.физминутка ( под музыку)

6. Новая тема

А герои из нашей книги Маша и Миша  тоже составили предложения. Вот они.  СЛАЙД.

Вокзал находится на окраине города.

На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

Подъезжающие к городу пассажиры видят  вокзал.

Прочитайте первое  предложение, подчеркните главные члены предложения.

Определите падеж  существительного, которое является в предложении подлежащим. (Слово вокзал   стоит  в И.п.)

Существительное в И.п. употребляется с предлогом или без предлога? (без предлога)

Прочитайте второе и третье предложения, подчеркните  в них главные члены Определите, каким членом предложения является существительное   вокзал в данных предложении? (второстепенным членом)

Определите падеж  существительного вокзал во втором  и третьем предложениях. (стоит в В.п.)

Существительное  вокзал  в винительном падеже стоит   употребляется с предлогом или без предлога? (употребляется и с предлогом и без предлога)

Сделайте вывод, как отличить существительное в И.п. от существительного в В.п.

Работа в группах:           Используй план: слайд

Каким членом предложения является существительное в И.п.?

Употребляется ли с предлогом существительное в И.п.?                                 

Каким членом предложения является существительное в В.п.?                        

Как употребляется существительное в В.п. с предлогом или без предлога?

Чтение правила по учебнику

7.Физминутка         ( зрение)

8. Закрепление.

а)Работа  по учебнику № 101.  ( 1 человек работает у доски)

 б)Дети записывают  текст в тетрадь ( комментированное письмо). Определить  склонение, падеж и число выделенных существительных.

Белка жила в дупле совы. Охотник выследил белку. К перрону  подошел

тепловоз. Ваня впервые увидел тепловоз. Машина выехала в степь.  Весной

степь покрывается зеленым ковром трав.

Самопроверка. Микроитог.

9.  Самостоятельная работа

Прочитайте. Напишите предложения, вставьте  нужные буквы.  Укажите

падежи имен существительных. Слайд.

Ольха, липа, с(а.о)сна имеют  мя(г,х)кую др(е,и)весину.  Л(е,и)сная  гадюка

Выбирает для отдыха густую  тр(а,о)ву.  Лягушки  и жабы  мечут икру в

воду, на землю  и даже на  собственную поясницу.

Какие признаки вам помогли отличить существительные в И.п.  от

существительных в В.п.?

10.  Домашнее задание  № 102, выучить правило.

Итог:

С какой темой мы сегодня знакомились на уроке?

Кто вам из ребят понравился на уроке?

Как вы оцениваете свою работу?

 Как вы оцениваете работу учителя?  

 

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Винительный падеж и именительный падеж неодушевлённых имён существительных

Презентация к уроку  русского языка 4 класс "Школа 2100", тема " Винительный и именительный падеж неодушевлённых существительных"...

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе "Винительный падеж имён существительных.Распознование винительного и именительного падежей.

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе"Винительный падеж имён существительных. Распознование именительного и винительного падежей.Урок-исследование. Цель: -познакомить с особенностями ...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")

Разработка урока в 4 классе по теме  "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")...

Урок "Отличие именительного падежа от винительного имен существительных 1-го склонения"

Урок проведен в 3 классе с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока по теме: "Отличия именительного и винительного падежа имен существительных 1 склонения"

Разработка конспекта урока с презентацией по теме " Отличия именительного и винительного падежа имен существительных 1 склонения". От физминутки до итога урока-подробное описание далога учителя с учен...