Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века" по теме "Второстепенные члены предложения. Определение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
План-конспект урока по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока по русскому языку | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3 классе по ФГОС
Тема. Второстепенные члены предложения. Определение
УМК «Начальная школа 21 века»
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока: формирование понятия об определении как о второстепенном члене предложения
Задачи урока:
-образовательные: учить находить определение и отличать его от других членов предложения, пользуясь алгоритмом;
-развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приёмы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала;
- воспитательные: воспитывать умение работать в паре; умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки.
Метапредметные результаты, формируемые на уроке
Регулятивные: умение организовывать свои действия (ставить перед собой цель, удерживать учебную задачу, действовать по плану, оценивать результат).
Познавательные: выделение и обработка необходимой информации из текста, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать собеседника, работать в паре
Ход урока
- Организационный этап
1. Приветствие учителя.
2. Оформление тетрадей обучающихся.
- Актуализация знаний
- Я предлагаю вам поработать со своим соседом по парте.
-Что нужно помнить, работая в паре? (у детей в дневниках записаны правила работы в паре).
-Вспомним их. (дети называют устно). Я попрошу вас соблюдать все правила, но особое внимание обратить на 3и 4 .
Правила работы в паре 1.Говорим вежливо, называя собеседника по имени. 2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга. 3.Внимательно слушаем. 4.Четко высказываем свое мнение. 5.Уважаем мнение собеседника. |
-На какие группы вы могли бы разбить предложения, которые даны у вас на карточках. Запишите номера предложений в тетрадь
|
-Какие ответы у вас получились?
(Дети диктуют свои варианты ответов, учитель записывает их на доску, обсуждается каждый из вариантов ответов обучающихся )
(возможны следующие варианты :
- 5 (одна группа) 1-4 (другая) – распространённые и нераспространённые;
- 1-2,5(одна группа), 3-4(другая)- наличие и отсутствие прилагательных.
-Оцените свою работу. Если при работе вашей пары у вас получилось 2 варианта разбиения на группы, которые даны на доске, поднимите красную карточку.
1 варианта- зелёную, ответы не совпали с ответами на доске – жёлтую.
- Какими знаниями для выполнения этой работы вам пришлось воспользоваться из своего сундучка знаний?
III Постановка цели и задач урока
-Запишите в тетрадь предложения, в которых встретились имена прилагательные. Разберите эти предложение по членам и частям речи. ( Дети работают самостоятельно)
- Какой второстепенный член предложения вам встретился? (обстоятельство) Назовите слова, которые в этих предложениях являются обстоятельствами.
- А есть ли ещё второстепенный член предложения? Это обстоятельство? Почему?
-Смогли ли вы определить, каким второстепенным членом предложения являются слова «пушистые», «заснеженных», «лисий»?
- Кто догадался, какую цель мы сегодня поставим на уроке? (познакомится с новым второстепенным членом предложения).
- Выберите, на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке
- Что обозначает второстепенный член предложения?
- На какие вопросы отвечает?
- Какой частью речи выражается?
- Как называется второстепенный член предложения?
- Как подчёркивается?
-Какой из вопросов вы считаете лишним? (3, так мы уже определили, что слова, пушистые, заснеженных, лисий являются прилагательными)
-Можем ли мы эти вопросы назвать задачами, которые мы будем решать на уроке?
- Изучение новых знаний
- Знакомство с понятием «определение»
- Давайте попробуем решить эти задачи. Сначала вы будете работать самостоятельно. Для работы вам потребуются:
- предложения, которые записаны у вас в тетради;
- бланк с подсказками( на столах);
- бланк с опорной схемой.
-Выполнять работу будет легче, пользуясь инструкцией ( на доске)
Инструкция.
- Прочитайте 1 задачу урока
- Найдите из 1 пункта подсказок ответ на этот вопрос, поставьте «+».
- Аналогично отработайте 2, 4, 5 задачу урока, пользуясь подсказками.
- Внесите выбранные данные в опорную схему
- После сигнала учителя сверьте свою опорную схему с опорной схемой соседа по парте.
- Выберите опорную схему, которую вы считаете наиболее правильной.
Подсказки
|
Опорная схема
1. ________________ 2._________________ 3._________________ 4._________________ 5._________________ |
-Кто смог составить опорную схему?
-У какой пары совпали опорные схемы?
-Выйдите к доске и покажите свою опорную схему ( 2 пары детей)
(по ходу высказываний обучающихся на доске появляется опорная схема)
- Оцените работу. У кого опорная схема такая же как и на доске -поднимите красную сигнальную карточку, есть 2-3 несовпадения – поднимите зелёную, не получилось составить схему или есть 3-4 несовпадения – желтую
1.Признак предмета 2.Какой? Какие? Чьи? 3. Прилагательное 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5_________________ |
- С каким второстепенным членом предложения мы сегодня познакомились на уроке? (определение)
-Кто может сформулировать тему урока?
- Расскажите по опорной схеме, что вы узнали об определении.
- Так какими же членами предложения являются слова пушистые, заснеженных, лисий ? Подчеркните их.
2 Физминутка. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
- Первичное закрепление
1.Работа с учебником
-Откройте учебники на стр. 96, прочитайте задание к упр. 2.
Спиши предложения. Подчеркни в них грамматическую основу, затем второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего. Что он обозначает в данных предложениях?
Лесное озеро покрылось рябью. Это шаловливый ветер выбежал из чащи. Пугливые водомерки устремились к берегу. Они испугались свежего ветерка.
- Дети из 3 класса__ составили алгоритм выполнения этого упражнения.
-Прочитайте его и скажите, верно ли он составлен.
1. Спишу в тетрадь
2. Прочитаю предложение
3. Выделю грамматическую основу.
4. Определю, каким членом предложения является
5. Задам вопрос от подлежащего к второстепенному члену
6. Подчеркну.
-Что бы вы поменяли в этом алгоритме? Докажите своё мнение. (поменять 1и2, 4и5)
- Теперь можно пользоваться таким алгоритмом? Приступайте к работе.
(Самостоятельная работа обучающихся)
- Назовите слова, которые вы подчеркнули, как определения.
-Оцените эту работу сами. Если вы верно подчеркнули все 4 определения, поставьте на полях тетради - «!», подчеркнули верно 3 определения - «+», сильно затруднялись - «?».
- Можно ли сказать, что определение может зависит не только от подлежащего, но и от других второстепенных членов, выраженных существительным?
-Какое предложение является подтверждением этому?(4)
- А теперь представьте, что в русском языке нет определений. Они исчезли.
- Прочитайте этот текст без определений.
- Какой текст получился? Выскажите своё мнение.
-Какую роль играют определения в предложении? Сделайте вывод. (Делают предложения более точными, понятными и красочными).
2.Физминутка. Упражнения гимнастики для глаз.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
2. Я буду называть словосочетание. Если в нём есть обстоятельство, все приседаем, если определение – хлопаем в ладоши.
Рыжая белка, густая трава, побежали на улицу, бабушкины пироги, выйти из класса, юркнула в дупло, лесные орехи, лисья нора.
3.Творческое задание
-Запишите предложение под диктовку.
Стоит морозный денёк.
- Это предложение будет началом вашей творческой работы. Напишите мини-сочинение из 4 предложений, используя определения. Первое предложение у вас уже есть. Подумайте, кто по какому варианту будет работать:
1 вариант – пишу сам, 2 вариант – прошу помощи, 3 вариант – прошу большой помощи.
Карточки – подсказки для слабых учеников по уровням:
2 вариант. ПРОШУ ПОМОЩИ
С утра идёт снег. Берёзы опустили ветки. Пруд затянуло льдом.
3 вариант. ПРОШУ БОЛЬШОЙ ПОМОЩИ
Кругом намело ……. сугробы. Реку сковал …… лёд. У ….. сосен сверкает …. шубка лисички.
(самостоятельная работа обучающихся)
- Кто желает прочитать своё сочинение?
- Итог урока. Рефлексия.
- Вспомним пословицу «Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости» -Кто может сказать, что после этого урока сундучок знаний стал тяжелее?
-С каким второстепенным членом предложения познакомились?
-Расскажите о нём, пользуясь опорной схемой.
-Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте красный флажок, если считаете, что вы знаете, что такое определение, умеете его находить в предложении и можете помочь другим.
-Нарисуйте синий флажок, если вы считаете, что научились находить определение, но иногда вам нужна помощь.
-Нарисуйте жёлтый флажок, если считаете, что вам на уроке было очень трудно.
- Оцените своё умение работать в паре. Вспомните 3 и 4 правила. Подумайте, кто из вас соблюдал их полностью на протяжении всей работы, нарисуйте в тетради смайлики
выполнял 3и4 правила полностью на протяжении всей работы ,
соблюдал частично
не соблюдал
Домашнее задание. По выбору:
1)Стр. 96, упр. 3 (Списать текст, поставив прилагательные в нужную форму. Найти и подчеркнуть определения)
2) Написать сочинение – миниатюру из 5-7 предложений. Найти и подчеркнуть определения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Русский язык 4 класс. Тема: "Однородные члены предложения"
Конспект урока, проводимого в 4 классе по программе "Школа России" с использованием ЭОР. Учебник "Русский язык" 4 класс Т.Г.Рамзаева....
Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"
Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"...
Конспект урока. Русский язык. 2 класс. Главные и второстепенные члены предложения
Печатные издания: учебник Русский язык 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2011 – 143 с....
Конспект урока русского языка 3 класс по программе "Школа России" Тема: "Восстановление деформированного текста"
Урок развития речи способствует совершенствованию умения находить признаки текста, определять вид текста, составлять текст из предложений....
Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание.
Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание. Программа: Начальная школа XXI века....
конспект урока русского языка 4 класс. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Конспект урока русского языка 4 класс. Знаки препинания в предложениях с однородными членами....
Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: "Что такое распространенные и нераспространенные предложения?". УМК "Школа Росии"
Цели деятельности учителя: формирование представления о распространенных и нераспространенных предложениях; формирования навыка различать распространенные и нераспространенные предложения;Планируемые...