Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности научно - познавательной направленности "Занимательная лингвистика"
    учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

    Лазарева Елена Михайловна

    Программа факультативного курса «Занимательная лингвистика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуется в 1 – 4 классах, рассчитана на 33 – 34 часа в неделю.

    Программа факультативного курса «Занимательная лингвистика» направлена на то, чтобы показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная деятельность.

    Следовательно, на современном этапе  актуальность целевой установки  факультативного курса – формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников  - обусловлена тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Этот процесс направлен на формирование умения полноценно общаться, культурно вести себя в обществе.

     Содержание факультативного курса включает в себя    изучение таких тем, которые, традиционно, считаются трудными для учащихся начальных классов.

    Факультативный курс как внеурочное занятие не предусматривает цифрового оценивания достижений ученика, это позволяет детям раскрывать свои таланты без оглядки, а учителю учить ЖИВОМУ русскому языку попросту, без затей, но весело, толково. В программу включено тематическое планирование на 1,2 классы, приложение с  рядом практических материалов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                                                                                                                                         Сычевская средняя общеобразовательная школа №1

    Программа факультативного курса «Занимательная лингвистика»

    Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 – 4 классов

    Автор: Елена Михайловна Лазарева,                                                                                                                                                                                                                            учитель начальных классов                                                                                                                                                                                                                                                      высшей квалификационной категории

    01.01.2012

    Программа направлена на формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО

    Структура программы:

     1. Пояснительная записка.

     2. Основное содержание и планируемые результаты освоения программы.

     3. Тематическое планирование с указанием количества часов на изучение каждого раздела.

     4. Приложения

    1. Пояснительная записка

    Программа факультативного курса «Занимательная лингвистика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

    Цель курса: формирование основ лингвистической компетенции младших школьников.

    Задачи курса:

         - повторять, уточнять, углублять, расширять начальные представления о языке по основным разделам лингвистики:

    • морфология (раздел лингвистики, изучающий части речи);
    • орфоэпия (раздел лингвистики, изучающий правила произношения, ударения);
    • фонетика (раздел лингвистики, изучающий звуки речи);
    • графика (раздел лингвистики,  изучающий начертания букв);
    • словообразование (раздел лингвистики,  изучающий образование слов);
    • этимология (раздел лингвистики,  изучающий происхождение слов);
    • фразеология (раздел лингвистики,  изучающий стили речи);
    • синтаксис (раздел лингвистики,  изучающий  словосочетание и предложение);
    • морфемика (раздел лингвистики,  изучающий части слова);
    • лексика (раздел лингвистики,  изучающий словарный состав языка);
    • орфография (раздел лингвистики,  изучающий правильное написание слов);
    • культура речи – формировать умение выбирать способ решения познавательных, практических, коммуникативных задач при работе с языковыми единицами путем развития представлений о различных методах познания языка (наблюдение, исследовательская деятельность, метод проектов);

    - формировать и развивать у обучающихся  разносторонние интересы, волю, сознательность /личностные УУД/

     - развивать  смекалку и сообразительность; формировать образное мышление /интеллектуальные УУД/

     - приобщать  школьников к самостоятельной исследовательской работе;

     - развивать умение  находить и перерабатывать информацию в различных источниках – формировать информационную компетенцию;

     - формировать коммуникативную компетенцию - учить организации личной и коллективной деятельности.

     Программа факультативного курса «Занимательная лингвистика» направлена на то, чтобы показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная деятельность.

    Следовательно, на современном этапе  актуальность целевой установки  факультативного курса – формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников  - обусловлена тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Этот процесс направлен на формирование умения полноценно общаться, культурно вести себя в обществе.

     Содержание факультативного курса включает в себя    изучение таких тем, которые, традиционно, считаются трудными для учащихся начальных классов.

    Однако, и в первом классе дети с удовольствием получают знания о значении, истории и происхождении слов.

    Воспринятые с интересом лексика и этимология запоминаются прекрасно, т.к. обучение идет на высокой степени внимания и всех интеллектуальных сил ребенка. Этимологическая справка очень важна как вспомогательный материал при словообразовательном анализе.

    Лингвистические рассказы и сказки о языке, о возникновении букв, фонем, очень полезны для ребят, потому что пробуждают любознательность, интерес и любовь к языку, развивают языковое чутье. Ведь маленькие школьники очень эмоциональны, чутки, восприимчивы к слову, образу, все им интересно.

    Элементы занимательной фразеологии составляют «стройматериал» нашего языка, но не простой, а один из лучших украшений речи. Многие устойчивые обороты обогащают книжную, газетную речь, не говоря уже о разговорной.  Испытываешь истинное интеллектуальное удовольствие оттого, что твои ученики испытывают гордость  за родной язык и народную мудрость, когда понимают, что фразеологизмы нельзя перевести буквально на иностранный язык. Но в ходе эксперимента выясняют, как проигрывают обыкновенные слова рядом с устойчивыми выражениями.

    Большое внимание в  факультативном курсе уделяется развитию связной речи детей. Этому способствуют загадки  - простые упражнения, повод к увлекательной беседе, которая заляжет в памяти ребенка и повлечет за собой все объяснения, к ней привязанные.

    Скороговорки развивают фонематический слух, правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи. Шарады, ребусы, кроссворды – неоценимый материал для  легкого усвоения основ лингвистики.

    Современные школьники – активные пользователи ПК. Практически на каждом занятии дети пользуются электронными справочниками, могут найти интересующую информацию на указанном сайте, работая в программе Microsof Office,  создавать творческие проекты и презентовать их.

    Факультативный курс как внеурочное занятие не предусматривает цифрового оценивания достижений ученика, это позволяет детям раскрывать свои таланты без оглядки, а учителю учить ЖИВОМУ русскому языку попросту, без затей, но весело, толково. Можно найти что-то интересное и увлекательное в жизни (оно окружает нас). А для этого нужно совсем немного -  прогулка по тихим школьным этажам, школьному двору;  экскурсия в парк, в, музей, библиотеки, да не просто так, а с необычными целями: услышать, увидеть, почувствовать, посмотреть, понаблюдать… а затем и  записать (можно рисунком, схемой, рассказом, сказкой, стихотворением). Все это развивает детскую фантазию, воображение, помогают реализовать желание ребенка самому стать героем придуманного им мира, привлечь внимание одноклассников к себе, но, кроме того, соединить теоретические знания и практические умения.

         Главные  условия  организации факультативных учебных занятий в рамках внеурочной деятельности:

     – не заставлять, а заинтересовывать, приглашая каждого ученика к новой системе отношений: учебного сотрудничества, основанного на позиционном, ролевом, кооперационном типах взаимодействия;  

     - должна присутствовать множественность взаимоотношений в учебном сотрудничестве: учитель – учащийся, учащийся – учащийся, учитель – группа учащихся, общегрупповое взаимодействие, которая позволяет младшим школьникам научиться работать в больших и малых группах, сочетая свои познавательные возможности и интересы с возможностями и интересами своих сверстников;

     - нужно  процесс серьезного обучения сделать занимательным для того, чтобы постижение нового стало для детей увлекательным, приносило радость приобщения к неведомым ранее тайнам, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи, способствовало развитию воли, ответственности, дисциплинированности.

       Занимательность – это не синоним развлекательности, а наоборот, напряженный труд и постоянный поиск учителя.

    В рамках факультативного курса могут быть использованы различные виды учебной деятельности:

    • учебное исследование;  
    • решение  конкретных задач;  
    • восприятие и обработка информации в работе  с книгой;
    • создание собственного  текста;
    • участие в учебной  игре .

    С целью получения наиболее оптимального результата  формирования  основ лингвистической компетенции на учебных занятиях факультатива  может быть использована  в качестве ведущей деятельности -   познавательная самостоятельность каждого школьника. Самостоятельная работа выполняется младшими школьниками не только по заданию, но и под контролем  учителя. Разнообразие видов самостоятельной работы обусловлено многообразием  задействованных источников информации и способов работы ученика с ним.  

    • Учебное  исследование:  
    • сбор научных  фактов ( самостоятельные работы на  основе  наблюдений над языком;самостоятельные лингвистические эксперименты).
    • Элементы теоретического исследования (языковой анализ ;  лингвистическое моделирование; лингвистический анализ  художественного текста).
    •  Элементы практического исследования (решение  поисковых  и исследовательских задач, выполнение языковых упражнений;  создание  мини-проектов; создание  собственных  лингвистических задач).
    • Работа с книгой
    • Восприятие и обработка информации (чтение  и анализ  учебного  текста; свертывание  и  развертывание  лингвистической информации; составление вопросов  к тексту)  
    • Самостоятельное создание    текста  (лингвистические миниатюры; поэтические или  прозаические  тексты; сообщения  на  лингвистические темы)
    • Учебная  игра
    • участие в учебной  игре (выбор   и  исполнение   учащимися   определенных  ролей  в игре)
    •   разработка  учебных  игр (выдвижение  идеи;   подбор  заданий, изготовление наглядности; подготовка  сценария в   ходе  учебного  занятия).

    • Участие  в учебной  дискуссии  ( устной,   письменной)
    • выдвижение и проверка  гипотез;  письменная дискуссия; мысленный  диалог  с учеными.

    1. Основное содержание и планируемые результаты освоения программы

    1 класс

    Раздел «Загадки предложений» (синтаксис)

     Составление рассказов, текстов – объявлений, писем, - описаний), составление предложений и различение их по цели высказывания и интонации, знаки препинания в конце предложения

    Раздел «Загадки слов» (лексика, орфоэпия, морфология)           

    Выделение слова из предложения, выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря, первое знакомство с частями речи -  различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам, соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию

    Раздел «Загадки звуков и букв» (фонетика, графика, орфография)         

    Выделение звуков в словах, понятие о транскрипции, составление звуковых моделей, чистоговорки, учимся писать красиво и грамотно, алфавит,  использование алфавита при работе со словарями и справочниками

    Раздел «Загадки частей слова» (морфемика)

    Однокоренные (родственные) слова, корень слова

    Раздел «Загадки речи» (фразеология, культура речи)

    Речь устная и письменная, устойчивые выражения, выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи, участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

    Планируемые результаты освоения программы факультатива на конец первого года обучения

    Предметные результаты.

    Фонетика и графика:  звуки нужны всем людям; звуки гласные и согласные.  Правильно записывать звучащую речь  учит ГРАФИКА.

    Морфология, морфемика. (словообразование, состав слова, части речи): значимые части слова, даже одинаковые на вид, бывают многолики, словесная «архитектура» может поразить своей сказочностью, биография иногда простых слов непредсказуема.

    Части речи. Морфология порядок навела. Имя существительное – самая существенная часть речи. Как у существительных род появился.

    Имя прилагательное. Заглянем в глубь истории.

    Глагол и его друзья. Из истории глагола.

    Служебные части речи. Предлоги. Почему предлоги стали отдельными словами. Из истории предлогов.

    Синтаксис. Предложение.  Из истории слова.

    Пунктуация. Знаки препинания – путеводные знаки для постижения содержания.

    Лексика. Синонимы – близкие по значению слова, которые по-разному называют одно и то же. Антонимы – слова, противоположные одно другому по своему значению. Употребление антонимов делает нашу речь выразительней..

    Развитие речи. Текст – описание, текст – повествование, текст – рассуждение. Учимся писать письма, объявления. Учимся вести диалог. Я презентую мою работу. Правила публичного выступления.

    2 класс

    Раздел «Загадки предложений» (синтаксис)

     Подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения, такие незнакомые знакомые знаки препинания ( тире, двоеточие многоточие)

    Раздел «Загадки слов» (лексика, орфоэпия, морфология)           

    Устаревшие слова  и фразеологизмы; точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению

    Раздел «Загадки звуков и букв» (фонетика, графика, орфография)

    Как появляются звуки, правильное ударение и произношение слов, твердый знак и мягкий знак

    Раздел «Загадки частей слова» (морфемика)

    Устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами); определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный).

    Раздел «Загадки речи» (фразеология, культура речи)

    Учимся писать  тексты: повествование, описание, рассуждение;  нормы современного русского литературного языка в собственной речи; оценка соблюдения  этих норм в речи собеседников;

    различать однозначные и многозначные слова; использовать  в тексте слов в переносном значении и омонимов; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;  подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении

    Планируемые результаты освоения программы факультатива на конец второго года обучения

    Предметные результаты.

    Фонетика и графика: 

    Звуки  усиливают фонетическую  выразительность речи, создают тональность стихотворения, музыкальную атмосферу, определенный эмоционально-психологический настрой.  Звуков в русском языке – 42, букв – 33.

    Морфология, морфемика. (словообразование, состав слова, части речи): значимые части слова, даже одинаковые на вид, бывают многолики, словесная «архитектура» может поразить своей сказочностью, биография иногда простых слов непредсказуема. Оказавшись «внутри» слова, можно узнать, из чего оно сделано, как скроено, приобрести твердые языковые навыки, лингвистическое чутье. 

    Части речи. Морфология порядок навела. Имя существительное – самая существенная часть речи. Откуда пошли названия падежей. Трудные случаи правописания существительных.

    Имя прилагательное. Заглянем в глубь истории.

    Местоимение. Достойная замена и первый заместитель имени существительного.

    Глагол и его друзья. Из истории глагола. . Время глагола 

    Служебные части речи. Предлоги. Из истории предлогов.

    Союзы не имеют самостоятельного значения. Для чего нужны союзы.  

    Синтаксис. Предложение.  Подлежащее и сказуемое. О значении слов. Из истории слова. Второстепенные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельства. 

    Пунктуация. Знаки препинания – путеводные знаки для постижения содержания. Десять знаков препинания.

     Из истории знаков препинания.

    Лексика. Синонимы – близкие по значению слова, которые по-разному называют одно и то же. Антонимы – слова, противоположные одно другому по своему значению. Употребление антонимов делает нашу речь выразительней. Фразеологизмы – одно из лучших украшений речи.  Рассказы об истории и происхождении слов и выражений.

    Развитие речи. Текст – описание, текст – повествование, текст – рассуждение. Учимся писать письма, объявления. Учимся создавать творческие работы: сочинения, проекты. Учимся вести диалог. Я презентую мою работу. Правила публичного выступления.

    3 класс

    Раздел «Загадки предложений» (синтаксис)

    Как сочетаются слова в предложении, такие незнакомые знакомые знаки препинания (скобки и кавычки)

    Раздел «Загадки слов» (лексика, орфоэпия, морфология)           

    Служебные части речи; тайна сложных слов

    Раздел «Загадки звуков и букв» (фонетика, графика, орфография)

    «Азбука, прошедшая сквозь века». Солунские братья. Кириллица, названия букв древней азбуки. Как буквы алфавита обозначают числа. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки). История появления буквы Ё

    Раздел «Загадки частей слова» (морфемика)

    История приставок. Окончание

    Раздел «Загадки речи» (фразеология, культура речи)

    Учимся писать тексты - сочинения: повествование, описание, рассуждение.

    Планируемые результаты освоения программы факультатива на конец третьего года обучения

    Предметные результаты.

    Фонетика и графика: 

    Звуки  усиливают фонетическую  выразительность речи, создают тональность стихотворения, музыкальную атмосферу, определенный эмоционально-психологический настрой.  Звуков в русском языке – 42, букв – 33.  Солунские братья. М.В.Ломоносов. «Краткое руководство к красноречию». Слог – это союз гласных и согласных. 

    Морфология, морфемика. (словообразование, состав слова, части речи): значимые части слова, даже одинаковые на вид, бывают многолики, словесная «архитектура» может поразить своей сказочностью, биография иногда простых слов непредсказуема. Корень, трудные случаи правописания корней. Приставки. Суффиксы и их значение. 

    Части речи. Морфология порядок навела. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Глагол и его друзья. Из истории глагола.  Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Частицы. Междометие. Живет отдельно, выражает эмоции и побуждения, но не называет их.

    Синтаксис. Предложение.  Подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельства. Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях. Из истории слова. Пунктуация. Знаки препинания – путеводные знаки для постижения содержания. Десять знаков препинания.

     Из истории знаков препинания.

    Лексика. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы – одно из лучших украшений речи.  Рассказы об истории и происхождении слов и выражений. Владимир  Иванович Даль. 

    Развитие речи. Текст – описание, текст – повествование, текст – рассуждение. Учимся писать письма, объявления. Учимся создавать творческие работы: сочинения, проекты. Учимся вести диалог. Я презентую мою работу. Правила публичного выступления.

    4 класс

    Раздел «Загадки предложений» (синтаксис)

    Слова, которые «работают»  в предложении, но в «штат» его не входят (вводные слова и обращения): словосочетания свободные и связанные: согласование, управление и примыкание. Александр Матвеевич Пешковский.

    Раздел «Загадки слов» (лексика, орфоэпия, морфология)           

    Пора действовать! (глагол и его друзья причастие, наречие). Рубен Иванович Аванесов

    Раздел «Загадки звуков и букв» (фонетика, графика, орфография)

    От старой азбуки до современного алфавита. Михаил Васильевич Ломоносов, Яков Карлович Грот

    Раздел «Загадки частей слова» (морфемика)

    Тайны редких суффиксов и окончаний. Филипп Федорович Фортунатов

    Раздел «Загадки речи» (фразеология, культура речи)

    Учимся писать тексты - сочинения: повествование, описание, рассуждение.

    Работаем со звуками, словами, предложениями – говорю, пишу, творю.  Владимир  Иванович Даль.

    Виктор Владимирович Виноградов

    Планируемые результаты освоения программы факультатива на конец четвертого года обучения

    Предметные результаты.

    Фонетика и графика: 

    Звуки  усиливают фонетическую  выразительность речи, создают тональность стихотворения, музыкальную атмосферу, определенный эмоционально-психологический настрой.  Слог – это союз гласных и согласных. Открытые и закрытые слоги. Ударение. Яков Карлович Грот.

    Морфология, морфемика. (словообразование, состав слова, части речи): значимые части слова, даже одинаковые на вид, бывают многолики, словесная «архитектура» может поразить своей сказочностью, биография иногда простых слов непредсказуема. Оказавшись «внутри» слова, можно узнать, из чего оно сделано, как скроено, приобрести твердые языковые навыки, лингвистическое чутье. Корень, трудные случаи правописания корней. Приставки. Суффиксы и их значение.  Филипп Федорович Фортунатов. Редкие суффиксы. Окончание.

    Части речи. Морфология порядок навела.

    Глагол и его друзья. Из истории глагола.  Рубен Иванович Аванесов. Безличные глаголы.  Причастие. «Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного» В.И.Даль. Страдание страдательного причастия.

     Наречие.  Наречия легко образуются из других слов. Из истории наречий.

    Служебные части речи.  Междометие. Живет отдельно, выражает эмоции и побуждения, но не называет их. Из истории слов.

    Синтаксис. Предложение.  Подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельства. Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях. Слова, не являющиеся членами предложения: вводные слова и обращения. Из истории слова. Александр Матвеевич Пешковский.

    Пунктуация. Знаки препинания – путеводные знаки для постижения содержания. Десять знаков препинания.

     Из истории знаков препинания.

    Лексика. Синонимы.  Антонимы. Фразеологизмы.  Рассказы об истории и происхождении слов и выражений. Владимир  Иванович Даль. Виктор Владимирович Виноградов.

    Развитие речи. Текст – описание, текст – повествование, текст – рассуждение. Учимся писать письма, объявления. Учимся создавать творческие работы: сочинения, проекты. Учимся вести диалог. Я презентую мою работу. Правила публичного выступления.

    Планируемые метапредметные результаты освоения программы факультатива

    • Информационные

     - Формировать умение  разрешать  языковую  проблему посредством  привлечения  дополнительной лингвистической  информации;  

     - Формировать умение работать  с  лингвистической  информацией,   представленной  в  разных  формах (текст,   таблица,   схема, иллюстрация   и  т .д.);   воспринимать  новую  информацию   в  обобщенном  виде;  преобразовывать  лингвистическую   информацию  из  одной  формы  в другую.

    • Коммуникативные

     - Формировать умение  решать  учебные   лингвистические  задачи   в форме   дискуссий ( устно  и  письменно );   - Формировать доказывать  свою  позицию,  умение  понять   точку  зрения  другого,  критически   относиться   к утверждениям  учебника,   интерпретировать   авторскую   позицию ,

    - Формировать умение   создавать  свой   текст.

    • Организационные

     - Формировать умение  обнаруживать  и  формулировать лингвистическую   проблему  совместно  с учителем ;      - Формировать умение устанавливать последовательность   действий   для  решения  учебной   лингвистической  задачи,  определять  оптимальное   соотношения   цели  и  средств;

     - Формировать умение определять   способы   контроля   и  оценки,   причины  возникающих   трудностей,   пути  их  устранения , оценивать  достижения  и свои успехи.

    Программа факультатива «Занимательная лингвистика»  может быть дополнена, откорректирована  по ходу ее  исполнения  непосредственно в самих объединениях детей с активным участием педагога, психолога, самих обучающихся и их родителей (заказчиков).

    Место факультатива в учебном плане:

    Факультатив рассчитан на 4 года обучения – с 1-го по 4  класс в объеме 33 часа в год, по 1 часу в неделю в каждом классе. Продолжительность занятий в 1-ом классе – 30 минут, во 2-4-х классах – 40 минут.

    1 класс

    Раздел

    Номер занятия

    Тема занятия

    Содержание, методические приемы

    Планируемые результаты

    1

    2

    3

    4

    5

    Загадки предложений (синтаксис)

    4 часа

    1

    Прогулка в школьный дворик «В поисках тайны»

    Наблюдать за событиями, происходящими в школьном дворе. Рассказывать о своих наблюдениях.

    Задавать вопросы одноклассникам, учителю. Найти объекты, которыми можно восхищаться, удивляться. Можно их сфотографировать

    Предложение – законченная мысль. Люди излагают свои мысли. Рассказывают о чем – либо – повествуют, спрашивают, просят.

    Правила культурного общения и поведения в общественных местах.

    Как нужно разговаривать.

    2

    Мир предложений

    Нарисовать или написать о том, что запомнилось на прогулке. Объяснить, почему?

    Просмотр фотографий. Обмен впечатлениями. Рассказ учителя о типах предложений по цели высказывания. Игра – наблюдение: у кого каких предложений больше.

    Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

    Правила монологической речи.

    Как сделать рисунок и рассказ красивым. Зачем нужны эмоции?

    3

    Как предложения разговаривают

    Знакомство со знаками препинания. Чтение грамматической сказки «Бродячий цирк»[1].

    Рисование (лепка, аппликация) героев сказки.

    Точки, палочки, крючки…

    Неприметные значки,

    А во время чтения

    Требуют почтения…

    В русском языке существуют 10 знаков препинания. Наглядный образ знаков

    1

    2

    3

    4

    5

    4

    Коллективная творческая работа « Загадки предложений отгадали»

    Обсуждение, как можно объединить все накопленные творческие работы: рисунки, рассказы, иллюстрации, модели пунктуационных знаков, аппликации.

    Изготовление  альбома.

    Формирование коммуникативной компетенции.

    Учимся договариваться.

    Распределение ролей: я умею лучше…

    Оформление титульного листа  к альбому.

    Подготовка альбома к презентации одноклассникам.

    1

    2

    3

    4

    5

    Загадки слов (лексика, орфоэпия, морфология)

    12 ч

    5

    Слова – части речи

     Наша речь. Выделяем  слова из предложений.

    Чтение лексической сказки «Слова – части речи»[2]

    Составление информационной таблицы – карточки помощницы «Части речи» в компьютерном варианте

    Чтение стихотворения О.Высотской. «Существительное – школа…»

    Знакомство с частями речи: сущ., прил., гл,мест.,числит, причаст.,  наречием, предлоги, союзы, частицы, междометия. Самостоятельные и служебные слова.

    Формирование ИКТ – компетенции. Мнемонические приемы запоминания. например ( предложить выучить стихотворение О.Высотской наизусть.

    6

    Имя существительное

    Имя существительное –часть страны Речь[3].

    Чтение лингвистической сказки.

    Дидактическая игра «Четвертый – лишний», «Фантазеры»

    Что и кого называют существительные. Одушевленные и неодушевленные.

    Формирование познавательной интеллектуальной компетенции, работа в малых группах - сотрудничество

    7

    Род имени существительного

    Чтение лингвистической сказки «Как у существительных род появился»[4]

    Дидактическая игра «Найди мне нужную форму»

    Мужской, женский, средний род

    Мнемонические приемы:

     - Давно живу я в мире этом,

    Даю названия предметам…

    Род мужской, конечно, мой:

    Мой брат, мой сад, стул мой.

    Женский род, помню я,

    То, про что скажу – моя:

    Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.

    Средний род – оно, моё:

    Мое окно, село моё…[5]

    1

    2

    3

    4

    5

    8

    Имя прилагательное

    Разыгрывание лингвистической сказки  «Скромные просители»[6]

    Создание в электронном виде карточки - помощницы

    Понятие об имени прилагательном. Вопросы Существительные одолжили прилагательным их формы.

    Личностные УУД: эмоционально проживать текст, показывать свои эмоции; познавательные находить ответы, делать выводы.

    ИКТ компетенция.

    Мнемонические приемы:

    Имя прилагательное,

    Мы с тобой дружны. Признаки предметов

    Называешь ты.

    Солнечное лето,

    Праздничная ель,

    Вкусные конфеты,

    Машенькин портфель.

    1

    2

    3

    4

    5

    9

    Глагол – часть страны Речь

    Чтение лингвистической сказки «Глагол – часть страны Речь»[7]

    Дидактическая игра «Перепутанница».

    «Придумочки». Кто больше придумает глаголов по предложенной картине.

    Создание в электронном виде карточки - помощницы

    Что без меня предметы?

    Лишь названья.

    А я приду –

    Все в действие придет.

    Летит ракета.

    Люди строят здания.

    Цветут сады.

    И хлеб в полях растет.

    10

    Коллективная творческая работа «В гостях у Частей речи»

    Творческая работа. Подпиши  на картинке названия частей речи. Раскрась картинку.

    Воспользуйся карточками-помощницами.

    Работа с орфоэпическими словарями

    Договориться, как можно оформить коллективную творческую работу. Какие странички можно включить. Какие заголовки можно придумать.

    Как можно рассказать ребятам и родителям, о чем узнали. Распределить обязанности.

    Выступление: инсценировка, чтение наизусть стихов, презентация работы.

    11

    Учебная экскурсия в школьную библиотеку

    «У кого можно спросить, что обозначают слова»

    Виды словарей

    Справочная литература

    Работа с электронными справочниками

    Толковый словарь

    Орфографический словарь

    Словообразовательный словарь

    Словарь иностранных слов

    Энциклопедии

    Правила поиска словарной статьи

    12

    В страну слов. Первые встречи

    Лингвистическая сказка «Слова – братья»[8]

    Дидактическая игра  «Найди синонимы» (соединить стрелками);

    «Составь правильные фразы».

    Работа с электронным словарем «Подбери синонимы с удвоенными согласными».

    Термин «синонимы».

    Распознавать синонимы

    13

    Выбор друзей в стране слов. Антонимы

    Отгадывание загадки:

    Бывает он и в холод, бывает он и в зной, бывает он и добрый, бывает он и злой. В открытые окна,

    Нежданно влетит,

    То что-то прошепчет,

    То вдруг загудит.

    Притихнет, умчится,

    Умчится опять,

    То вздумает по морю волны гонять.

    Поиск информации в электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий» о словах, противоположных по значению.

    Чтение словарной статьи.

    Дидактические игры с антонимами. «Допиши словечко»

    Термин «антоним».

    Поиск информации, ее обработка.

    Творческая работа «Допиши словечко». Презентация своих мини – сочинений. Сравнение. Самооценка «Молодец – огурец».

    Формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных  УУД.

    Самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию  в словарях или обратиться к учителю

    1

    2

    3

    4

    5

    14 - 15

    К тайнам «волшебных» слов

    Чтение по ролям сказки «Волшебные слова»[9]

    Инсценировки «Когда слова теряют волшебную силу»

    Разгадывание загадок о волшебных словах

    Соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм  в речи собеседника.

    Этикет.

    16

    Чудесные превращения слов

    Чтение сказки А.Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Веселые буквы». Инсценировка стихотворения А.Шибаева «Спрятавшееся слово»

    Воспринимать на слух информационный текст

    Загадки частей слова словообразование, состав слова

    17

    Выбор родственников в Стране слов

    Лингвистическая сказка «Семья слов»[10]

    .Беседа о корне слова

    Рисование «Семьи слов»

    Игра «Третий лишний»

    Воспринимать на слух информационный текст

    Наблюдать образование однокоренных слов в русском языке; анализировать значение и строение слова и на основании этого делать выводы, являются ли слова однокоренными.

    Взаимодействовать и договариваться в процессе игры

    1

    2

    3

    4

    5

    18 - 19

    Проект «Как конфеты получают свои названия»

    Создание индивидуальных мини – проектов по данной теме.

     Презентация индивидуальных проектов.

    Создание коллективной творческой работы

    Моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении слов и оформлять их

    Взаимодействовать и договариваться в процессе совместной деятельности

    Загадки звуков и букв (фонетика, графика, орфография)

    20

    Учебная прогулка в парк

    «В мире безмолвия и неведомых звуков»

    Услышать звуки, которые окружают человека.

    Услышать фразы разговаривающих людей.

    Тысячи разных звуков окружают человека. В языке все имеет звуковое выражение. На протяжении тысячелетий звуки складывались в слова.

    Звуки нужны всем.

    Участие в проблемных вопросах, формулировать собственное мнение, аргументировать его

    1

    2

    3

    4

    5

    21

    Что изучает фонетика

    Беседа о звуках.

    Чтение специально подобранных стихов, где встречаются одинаковые звуки: А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В Приходько «Пешком шагали мышки», В. Суслова «Ливень льёт»

    Древний человек был тесно связан с природой. Он слушал звуки природы, имитировал их, так появлялись звуки.

    Звуки  помогают услышать в стихах  выразительность, музыкальную атмосферу, определенный эмоционально-психологический настрой, красоту, нежность.

    Участие в проблемных вопросах, формулировать собственное мнение, аргументировать его

    Анализировать с помощью вопросов произведения

    Обучение выразительному чтению

    22

    Звуки гласные и согласные

    Эксперимент «Дай имя матрешке»[11]

    Игра «Нарисуй фантастическое животное»

    Рассказ с элементами эксперимента «Слушаем и произносим»

    Звуки могут выражать  чувства человека, по звукам можно  составить портрет «предмета»

    Звуки гласные и согласные.

    Звонкие и глухие согласные.

    Мнемонические приемы:

    ФОКА, ХОЧЕШЬ ЩЕЦ?

    Если зачеркнуть все гласные и m? Останутся только глухие согласные

    1

    2

    3

    4

    5

    23

    Шипящие согласные звуки

    Эксперименты:

    Аудиозапись: шипение змеи, как шипит, нападая, гусь.

    Шипит раскаленное масло на сковороде.

    Шипит утюг, когда им гладят влажное белье.

    Шипит газированная вода, когда открывают бутылку.

    Фонетический чайнворд.

    Шипящие согласные звуки. Мнемонический прием:

     - Мы – не буквы, мы – звуки речи.

    Изучает фонетика нас.

    Мы – не буквы. Мы – звуки речи.

    Произносят и слышат нас.

    В.Берестов. «Гласные тянутся в песенке звонкой».

    Анализировать информацию, представленную учителем.

    Выдвигать гипотезы, строить предположения.

    Контролировать свою речь.

    Умение слушать собеседника

    24

    Буквы

    Лингвистическая сказка , «В стране звуков», Буквы»[12]

    Эксперимент «Как могут говорить иностранцы, которые не знают способы обозначения мягких согласных»

    Практикум. Тренажеры «Звуки и буквы»

    Фонем в русском языке – 42, букв – 33. Письменная речь не может полностью копировать устную.

    Формулировать собственное мнение, высказывать его.

    Воспринимать научную информацию.

    1

    2

    3

    4

    5

    25

    Графика. Буквы – это одежда для звуков.

    Лингвистические сказки «Как звуки научились превращаться в буквы»., «Кто важнее»

    Практикум . Тренажер «Письменные буквы»

    Слышать звук, фиксировать его буквой.

    Строительство «звуковых домиков». Транскрипция.

    Письменная речь не может полностью копировать устную. Этому учит ГРАФИКА

    Договариваться о совместной деятельности

    Формирование познавательных и регулятивных УУД.Оценка собственной деятельности.

    26

    Парад букв. Алфавит

    Инсценировка лингвистической сказки «Парад букв»[13]

    Алфавит. Азбука.

    Формирование креативного  мышления.

    Получение информации из нетрадиционных источников

    1

    2

    3

    4

    5

    27

    Учебная экскурсия в библиотеку.

    «Как работает алфавит»

    Использование алфавита при работе со словарями, справочной литературой.

    Книги на полках живут по алфавиту.

    28

    В Страну говорящих скал

    Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились читать, писать и считать..

    Головоломка «Заколдованные слова».

    Практикум. Творческая работа «Я создаю свой алфавит»

    Презентация «своих» алфавитов.

    Составление рассказов на «своих» алфавитах. Шифр.

    Формирование креативного  мышления.

    Оценка собственной деятельности и деятельности одноклассников

    29

    О больших и маленьких

    Рассказывание учителем лингвистической сказки «О больших и маленьких» [14]с мнемоническими приемами

    Правила правописания заглавных и строчных согласных

    1

    2

    3

    4

    5

    30 - 31

    Проект «Как я говорил, когда был маленьким»

    Создание индивидуальных мини – проектов по данной теме.

     Презентация индивидуальных проектов.

    Создание коллективной творческой работы

    Получение информации у родителей

    Анализировать свои действия при подготовке проекта.

    Оценивать результат своего труда.

    Презентовать работу.

    Договариваться по поводу оформления коллективной работы.

    32 - 33

    Загадки речи.

    Скоро лето

    Учимся писать записки и объявления.

    Соблюдение  установленных речевых  норм.  Эстетическое оформление.

    Высказывать свое мнение. аргументировать его

    Второй класс

    Загадки звуков и букв

    8 часов

    1

    Меня зовут Фонема

    Чтение по ролям лингвистической сказки

    «Спор букв»[15]

    Фонетический чайнворд.

    Творческая работа «Создаем город букв и звуков»

    Отношения между буквами и звуками не такие простые.

    Звуки – смыслоразличители.

    Формирование интеллектуальной компетенции.

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

    Развитие креативности

    2

    Звукопись как прием художественной речи

    Творческие работы.

    Прослушивание аудиозаписей различных звуков.

    Чтение стихов русских поэтов.

    3

    Как из слогов слова получались

    Лингвистический эксперимент «Когда свеча погаснет».

     Инсценировка миниатюр «Ля – гуш – кА и СЛОН»,

    «Почему Жук прогнал Паука»

    Слово состоит из слогов. Гласный в ударном слоге находится в сильной позиции.

    На выдохе пламя свечи будет колебаться.

    Слог – это один или несколько звуков, произнесенных выдыхательным толчком.

    4

    Слоговые игры

    Дидактические игры, упражнения, головоломки:

    Отвечаю на вопросы;

    Слоговой аукцион,

    Чем торгует продавец?

    Коллективная творческая работа

    «Собери букет другу» или «Найди дом для Клоунов»

    Тренинги – распознавание слога и неслога, составление слова из слогов, закрепление навыка деления на слоги.

    Составление и чтение пословиц.

     Знакомсво с цифровым кроссвордом «Слоговица»

    Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь (работать в паре или малой группе)

    5 - 6

    Волшебник Ударение

    Чтение, анализ, творческая работа по лингвистической сказке «Волшебник ударение»[16]

    Инсценировки миниатюр:

    «Стрелки и гвоздики»,

    «Лута и Лута»[17]

    Что бывает, когда гласные стоят без ударения?

    Ударение подобно биению сердца. Ударение – это музыкальный тон, на который настраивается слово

    Омографы и омофоны

    Нахождение необходимой информации, на ее основании строить монологические высказывания. Развитие креативности

    7 - 8

    Работа над мини – исследованием « Сколько может быть в слове согласных букв подряд»

    Работа с информационными источниками,

    Планирование работы.

    Обсуждение результатов.

    Оформление   индивидуальной рабочей странички.

    Коллективная работа

    Находить информацию, отбирать необходимую, первичный анализ по алгоритму, предложенному учителю.

    Составлять и записывать собственные высказывания, в т.ч. с помощью иллюстраций.

    Оформление странички в компьютерном варианте.

    Презентация работы на классном часе

    Загадки частей слова

    8 ч

    9 - 10

    В мире интересных корней

    Инсценировка лингвистической сказки «Большая родня»[18]

    Про маленький корень – УЧ

    Пропал корень

    Нахождение информации в электронных словарях

    Мнемонический прием:

    Помни, при разборе слова

    Окончанье и основу

    Первым делом находи.

    После корня будет суффикс,

    А приставка –впереди!

    Понятие о словообразовании.

    Анализ глагола ВЫНУТЬ

    Находить информацию, отбирать необходимую, первичный анализ по алгоритму, предложенному учителю.

    Развитие познавательной компетенции

    Развитие творческих и актерских способностей

    Работа над культурой речи

    11

    Тайны словообразовательного словаря

    Работа в библиотеке со словарями

    Практикум в чтении слов с тильдой

    Игра «За кем последнее слово»

    Тильда

    Углубление знаний

    Пополнение словарного запаса

    Развитие информационной компетенции

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов

    12 - 13

    О работе суффиксов

    Рассказ учителя «Работа суффиксов»

    Ученики ЕК и ИК

    Ласковый и добрый ЧИК

    Актер ЁР

     Два ЯЧИШКИ

    Сочинение историй про ЯЧИШКУ

    Мнемонический прием:

    За корнем суффиксу

    Нашлось местечко.

    Заняв его, конечно,

    Натворил он дел…

    Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Значение суффиксов в словах.

     Упражнения  в словообразовании слов суффиксальным способом

    14 - 15

    Приставки – новые друзья корней

    Рассказ учителя «Новые друзья корней»[19]

    Сестры ПРЕ – и ПРИ

    Приставки ВОЗ – ИЗ – ЧЕРЕЗ – РАЗ _  и БЕЗ

    Дидактические игры и веселые рифмы[20]

    Творческая игра «Конструирование слов»

    Многие приставки способны прикидываться частью корня самого слова, к которому они приставлены. Научить находить в каждой части слова свою «мыслиночку»

    Развитие языкового чутья

    Расширение словарного запаса

    Для глагола приставки  имеют большие возможности. Приставки создают особую выразительность глаголам, придают речи разговорную окраску

    Мнемонический прием:

    Перед корнем есть приставка,

    Слитно пишется она.

    А при помощи приставки образуются слова[21]

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов: способы образования слов

    16

    Работа над мини – проектами «Как придумывают названия  вкусняшккам..»

    Творческая работа

    оформление

    Загадки речи

    5 ч

    17

    Слово и его значение

    Игры «Табу», «Не повторяться»,

    «Объясни слово, не называя его»

    Работа с электронными информационными источниками

    Формирование информационной компетенции

    Наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю

    Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника

    18 - 19

    Слова - братья

    Лингвистические сказки и рассказ шутка «Сотрудник института синонимов»[22]

    Работа со словарями

    Дидактические игры и разгадывание кроссворда

    Проект «Мини – словарь понравившихся синонимов»

     Синонимы – близкие по значению слова. Отличаются  по оттенкам в значении.

    Формирование информационной компетенции

    Наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю.

    Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

    В случае затруднения пользоваться словарями

    20 - 21

    Антонимы

    Экскурсия «Мир противоположностей»

    Наблюдение, подбор антонимов.

    Дидактические игры и упражнения

    Проект «Собираю антонимы»

    Антонимы  – противоположные  по значению слова.

    Подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении

    Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов: способы образования слов

    Оформление странички в компьютерном варианте.

    Презентация работы на классном часе

    Загадки предложений

    5 ч

    22  - 23

    Подлежащее и сказуемое

    Рассказ учителя

    «Из истории слов»

    Инсценировка лингвистической пьесы – сказки «Подлежащее»[23]

    Придумывание концовки сказки

    Предложение

    Слово

    Подлежащее

    Сказуемое

    Главные члены предложения  -  грамматическая основа предложения

    Оформление странички – концовки  в компьютерном варианте

    Публичное выступление

    24

    Второстепенные члены предложения

    Чтение учителем сказки «Сижу на двух стульях»

    Составление в компьютерном варианте карточки – помощницы с веселыми рифмами

    Составление шуточных рассказов

    Понятие о дополнении, определении, обстоятельстве.

     Практикум по составлению предложений с помощью карточки-помощницы

    Разучивание и декламирование  веселых рифмовок о второстепенных членах предложения ( по желанию детей)

    25 - 26

    Такие незнакомые знаки препинания

    Тире

    Многоточие

     Двоеточие

    Работа с текстами  художественных произведений по выбору учащихся. Наблюдение за знаками препинания.

    Выразительное чтение произведений

    Тире –  знак возникает тогда, когда нарушается спокойное течение речи. Двоеточие  предупреждает читающего, что после наступления многозначительной паузы, последует обязательное разъяснение

    Многоточие – это три точки. Они  употребляются в конце предложения, когда нужно показать, что высказывание не закончено.

    Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника

    Загадки слов

    7 ч

    27

    Местоимение вместо …

    Чтение с листа   лингвистической сказки «Злая колдунья»[24]

    Рисование иллюстрации – помощницы

    Создание коллективной работы

    Понятие о местоимении

    Нахождение местоимений в тексте

    Мнемонические приемы: он, она, оно.[25]

    28 - 29

    Очень личные местоимения

    Беседа о местоимении

    Практикум

     «Заменяйки»

    Игра «Заказ»[26]

    Разгадывание кроссвордов и шарад

    Чайнворд «Местоимение»

    Оценивать уместность использования местоимений в тексте

    Наблюдать местоимения в тексте, анализировать результаты их использования

    30

    Какие слова умеют считать

    Чтение с листа лингвистических сказок

    «Кто подсчитает»

    «Тысяча»

    Не обойтись нам без числа

    Наука точная могла?

    Расчет во всяком деле нужен.

    Ты и с числительным будь дружен

    Имена числительные называют количество  предметов и их порядковые номера

    Наблюдать числительные  в тексте, анализировать результаты их использования

    31

    Путешествие в прошлое. Из истории числительных[27]

    Сложные числительные.

    Веселые рифмы

    Вспомни пословицы и поговорки с числами

     Учимся говорить скороговорки

    Поиск информации в интернете

    Наблюдать числительные  в тексте, анализировать результаты их использования

    Оценивать уместность использования числительных в тексте

    32 - 33

    Подготовка мини – проектов на свободную тему

    Свободный выбор темы

     Свободная форма исполнения

    Выбор партнеров, либо индивидуальный проект

    Подготовка к публичному  выступлению на классном часе

    Находить информацию, отбирать необходимую, первичный анализ по алгоритму, предложенному учителю.

    Развитие познавательной компетенции

    Развитие творческих и актерских способностей

    Работа над культурой речи

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

    СКАЗКА О ТРЕХ СЕСТРИЦАХ

    За горами, за лесами да за синими морями есть большое государство. Много-много в нем жителей, зовут их глаголы. Правит ими великий государь Глагол I. Все жители ему подчиняются.

    Конечно, кроме глаголов есть в государстве и частицы, и приставки, и суффиксы. В общем, все те маленькие слова или части слов, которые дружны с глаголами.

    Но самые красивые в государстве – это, конечно, три девушки-сестрицы, молодые царевны. Зовут их Изъявительное наклонение, Условное наклонение и Повелительное наклонение. Живут они в столице, в своем светлом теремке. Дружны девицы между собой да ласковы ко всем, кто ни придет в терем.

    Поэтому часто были жители-глаголы у сестер в частях. Устраивали праздники и шумные игры. Словом, хорошо и весело всем было в доме царевн.

    Но вдруг перестали сестры дружить меж собой, как прежде. Начали спорить, кто же из них главней да лучше других. Говорит первая сестрица, Изъявительное наклонение:

    - Я главнее да лучше вас всех! Сколько я знаю разных интересных историй, а как я их умею рассказывать! Я знаю о том, что было раньше, что сейчас происходит и что случится в будущем. Я владею всеми временами глаголов. И еще: я всегда рассказываю о реальных событиях, не то что ты, сестрица Условное наклонение!

    - Если бы вы только подумали, вы бы сразу же поняли, что я бы могла занять место главной среди вас. Я же так люблю помечтать, рассказать о том, что произошло бы при каких-нибудь условиях… А еще я дружу с частицей БЫ, - это, конечно, говорит Условное наклонение.

    - Не смейте говорить, что вы лучше! Немедленно выбирайте меня! Я стану главной. Всегда сумею попросить или даже заставить кого-нибудь что-то выполнить! Я чудесно умею всеми управлять! Решайте скорей, кто же должен стать главной. Ну, конечно, я! – кричала сестрица Повелительное наклонение.

    Прознал об том споре великий государь. Позвал он сестер и говорит:

    - Не спорьте, царевны! Все вы хороши: кто-то любит помечтать, кто-то – хороший рассказчик, кто-то хорошо управляет другими. Помиритесь!

    Послушались сестры государя да стали в мире жить, как прежде. И вновь пошли у них в доме шумные праздники, на которые все жители ходили с удовольствием.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Диагностический материал

    Отношение к культуре.

    Вам предлагается ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценивать нужно в баллах.

    +4

    Да .  Очень сильное согласие. Несомненно.

    +3

    Да.  Сильное согласие. Конечно.

     +2

    Среднее согласие. В общем, да.

    +1

    Слабое согласие. Скорее да, чем нет.

    0 – ни да, ни нет

    - 1

    Слабое несогласие. Скорее нет, чем да

      - 2

    Среднее несогласие. В общем, нет.

     - 3

    Нет.  Сильное  несогласие. Конечно.

     - 4

    Нет.  Очень сильное согласие. Абсолютно неверно.

    Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть правильных и неправильных оценок. Важно лишь то, чтобы они отражали ваше личное мнение. Свои оценки занесите в специальный бланк рядом с номером  утверждения. Спасибо!

    1.То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле оказывается старыми, ненужными вещами – рухлядью.

    2. Внешний вид – показатель уважения не только к себе, но и к окружающим/

    3. Нецензурные выражения в общении – признак бескультурья

    4. Я могу написать записку или нарисовать на стене дома, в подъезде, потому что мне не нравятся люди, которые здесь живут.

    5. Я не могу представить русскую разговорную речь без мата.

    6. Я могу нахамить (грубо ответить) человеку, который мне не нравится

    Бланк для ответов

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Интерпретация.

    1. Это приблизительная картина. Не точный диагноз, это тенденция. Повод для размышления.
    2.  Можно отметить наиболее выдающиеся результаты.
    3. При индивидуальной диагностике обращаем внимание на то, какие ответы выпадают из его же индивидуальной нормы. Возможно, это и есть точка личностного роста (регресса).
    4. Важно найти положительные моменты.
    5. В случае, если результаты опроса должны стать гласными, нужно быть предельно тактичными. Помните: не судим, а размышляем!

    От 11 до 24 – устойчиво – позитивное отношение – культурные формы поведения значимы для ребенка и реализуются им в повседневной жизни. Ему чужды хамство, «украшение» речи нецензурными оборотами, он внимателен и тактичен по отношению к другим людям. Понимает ценность прошлого. Однозначно, не приемлем вандализма.

    От 1 до 10 – ситуативно – позитивное отношение. Признает объективную ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в повседневной жизни. Он наверняка хотел бы выглядеть «культурным человеком», но не готов прикладывать ежедневные усилия для этого. Он находит оправдание эпизодическим проявлениям со своей стороны хамства, неряшливости, нецензурной брани.

    От -1 до -10 – ситуативно-негативное отношение – культурные формы поведения рассматриваются  ребенком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а поэтому, обременяющее ему жизнь. Он сторонник естественного выражения своих мыслей, чувств, желаний и считает, что культурная огранка только ему быть таким, какой он есть. Вряд ли он сам способен на акт вандализма, но и осуждать вандалов – сверстников , скорее всего, не станет.

    От -11 до -24 – устойчиво-негативное отношение. Слово «культура» во всех своих формах вызывает у ребенка неприятие и рассматривается  как проявление лживости взрослого мира. Он, наверняка, знает что представляют собой культурные формы поведения, но в своей повседневной  жизни реализует их с точностью до наоборот. Тактичность кажется ему проявлением слабости, хамство и нецензурная брань – силы. Памятники прошлого воспринимаются им, вероятнее всего, как обыкновенная старая рухлядь, поэтому он совсем не против «скинуть их с парохода современности»


    [1]Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с, с.298

    [2] Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с, с.170

    [3] Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с, с.174

    [4] Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с, с.176

    [5] Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой.М.: Знание, 1988, 236с.

    [6] Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с, с.197

    [7] Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с, с.231

    [8] Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с, с.313

    [9] «Занимательная грамматика». Сост. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н., Донецк. ПКФ «БАО», 1997г.

    [10] Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с, с.126

    [11] Журавлев А.Е. Звук и смысл. М.: Знание, 1989, 123с.

    [12] Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с, с.14

    [13] Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с, с.19

    [14] Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с, с.19

    [15] Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с, с.19

    [16] Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с, с.30

    [17] Бурмако В.Н. Русский язык в рисунках. – М: Просвещение, 1991. – 245с.

    [18] Ушаков Н.Е. Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе. – М: Знание, 1987 – 123с.

    [19] Ушаков Н.Е. Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе. – М: Знание, 1987 – 123с.

    [20] Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с, с.147

    [21] Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языкаhttp://www.toroo.ru/humaneeducation/poetry.html

    [22] Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с, с.314

    [23] Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с, с.281

    [25] Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языкаhttp://www.toroo.ru/humaneeducation/poetry.html

    [26] Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с, с.210

    [27] Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с, с.219


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "УМНИКИ И УМНИЦЫ" ДЛЯ 1 КЛАССА.  ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ ЗАДАЧЕЙ ПРЕДЛАГАЕМОГО КУРСА ЯВЛЯЕТСЯ ИМЕННОГО РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ, А НЕ УСВОЕНИЕ КАКИХ-ТО К...

    Авторская программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для учащихся 1 класса: «Книжкин клуб»

    Аннотация: Предлагаемая  авторская программа внеурочной деятельности " Книжкин  клуб"  представляет собой непосредственно саму программу, календарно- тематическое планирование на у...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательное направление) «Мир профессий» 1 класс

    Рабочая  программапо внеурочной деятельности(Научно-познавательное направление)«Мир профессий»1 класс...

    Программа внеурочной деятельности научно - познавательного направления "Лаборатория Смешариков"

    Программа внеурочной деятельности научно - познавательного направления "Лаборатория Смешариков" направлена на расширение  познавательной активности учащихся, повышение  степени...