Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Разживина Нина Ивановна

технологическая карта урока по теме "Понятие о корне слова. Однокоренные слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Разживина Нина Ивановна

учитель высшей категории

МБОУ СОШ №89

г. Челябинска

Учебно-методический комплект «Школа России»

Урок русского языка во 2 классе

ТЕМА:   Понятие о корне слова. Однокоренные слова.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

предметные:   

  • формировать представления о корне слова, однокоренных словах;
  • учить подбирать родственные слова, выделять корень слова в однокоренных словах;
  • определять значение слова и уточнять с помощью толкового словаря;

личностные: 

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;  
  • формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • формировать чувство прекрасного и  эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

регулятивные:

  • учиться вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

познавательные: 

  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных  признаков;
  • проводить сравнение по заданным признакам;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;  
  • устанавливать аналогии.

коммуникативные: 

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; формулировать собственное мнение и позицию;  
  • учиться задавать вопросы; учиться контролировать действия партнера.

получение, поиск и фиксация информации:  ориентироваться в словарях и справочниках.

этапы урока

деятельность учителя

деятельность учащихся

УУД

1. Оргмомент

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»

2. Минутка чистописания

3. Словарно-орфографическая работа

- Отгадайте загадку:

НЕ ЗАБОТЯСЬ О ПОГОДЕ,

В САРАФАНЕ БЕЛОМ  ХОДИТ.

А В ОДИН ИЗ ТЕПЛЫХ ДНЕЙ

МАЙ СЕРЕЖКИ ДАРИТ ЕЙ.

- Что значит слово «БЕРЕЗА»?

Предлагаю послушать историческую справку.

- Напишите слово «БЕРЕЗА»

- Составьте предложение со словом «БЕРЕЗА»

На доске записаны высказывания:

- БЕРЕЗУ НАЗЫВАЮТ СИМВОЛОМ РОССИИ.

- РУСЬ МОЯ, ЛЮБЛЮ ТВОИ БЕРЕЗЫ!

- БЕЛАЯ БЕРЕЗА ПОД МОИМ ОКНОМ ПРИНАКРЫЛАСЬ СНЕГОМ  ТОЧНО СЕРЕБРОМ.

Дети отгадывают загадку, рассматривают рисунок березы.

Дети дают лексическое значение слова «береза».

Читает ученик, подготовивший справку дома.

Дети устно составляют предложения со словом «береза».

Чтение высказываний о «БЕРЕЗЕ»

Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Формировать чувство прекрасного и  эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

4. Изучение нового материала.

А)

- Вспомните, что такое родственные слова?

- Подберите родственные слова к слову «БЕРЕЗА»

   Д!      

        БЕРЕЗОНЬКА

        БЕРЕЗНЯК

ПОДБЕРЕЗОВИК

Дети подбирают родственные слова

 

- Найдите общую часть данных родственных слов.

 Дети называют общую часть слов:      

        БЕРЕЗОНЬКА

        БЕРЕЗНЯК

ПОДБЕРЕЗОВИК

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных  признаков.

Проводить сравнение по заданным признакам.

Б)

- Общая часть родственных слов называется корнем.

- А какое значение имеет слово «КОРЕНЬ»?  

Учитель вывешивает на доску рисунки с изображением корня растения, зуба.

Дети работают с толковыми словарями, находят разные лексические значения одного слова.

Ориентироваться в словарях и справочниках.

- Какое значение слова «КОРЕНЬ» подходит к нашему уроку?

Дети читают значение слова «корень», подходящее к теме урока.

В)

- Корень – самая важная часть слова. В нем заключается его значение. Слов без корня не бывает.

Г)

- Подумайте, как еще мы можем назвать родственные слова?

Д! ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

Дети предлагают свои определения.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Д)

- Выделите корень в словах нашей цепочки.

- Есть ли разница в написании корня в однокоренных словах?

У детей возникает вопрос, каким значком это можно сделать.

Дети наблюдают над написанием корня в однокоренных словах.

Учиться задавать вопросы.

Е)

- Сделаем вывод:

РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА ИМЕЮТ ОБЩУЮ ЧАСТЬ.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЮТ КОРНЕМ.

У РОДСТВЕННЫХ СЛОВ ЕСТЬ ДРУГОЕ НАЗВАНИЕ – ОДНОКОРЕННЫЕ.

КОРЕНЬ В ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ ПИШЕТСЯ ОДИНАКОВО.

Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза.

5. Закрепление

А)

Учебник с. 62 №5

Дети читают задание, находят предложения о березе и списывают их в тетрадь

Использовать речь для регуляции своего действия.

Б)

- Прочитайте эти задания. У вас на партах карточки с текстами к каждому заданию.

- Подумайте, какое задание вы могли бы выполнить.

Дети выбирают то задание, которое они могли бы выполнить.

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Устанавливать аналогии.

Учиться вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

6. Итог урока

Д. М. с. 106 №1

Для подведения итога урока дети выполняют задания к упражнению.

Учиться контролировать действия партнера.

7. Домашнее задание

Д. М. с. 107 №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...