Разработка урока "ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Дрогунова Светлана Юрьевна

Разработка урока русского языка в 4 классе "Тся и ТЬСЯ в глаголах". УМК "Началная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_4_kl.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБ ОУ Газопроводская СОШ

Методическая разработка открытого урока

по русскому языку по теме

"Правописание -тся и -ться в глаголах"

в 4 «а» классе

учитель начальных классов

Дрогунова Светлана Юрьевна

Ноябрь, 2013 год

Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Задачи
Образовательные:

  1. Повторить правила правописанияне с глаголами, правописание безударных гласных, удвоенных  согласных, написание Ь и Ъ знаков в словах.
  2. Отработать способ действия при выборе;
  3. Выработать умения различать существительные на –ца от глаголов на –ться/-тся.

Развивающая:

  1. Развить критическое мышление, творческое воображение, внимание, память, орфографическую зоркость;
  2. Развить умения вести рабочий диалог, высказываться на грамматическую тему;
  3. Обогатить и активизировать словарный запас.

Воспитательная:

  1. Создать условия для раскрытия своих возможностей каждым ребенком, дать им почувствовать себя в ситуации успеха;
  2. Воспитывать активную жизненную позицию, умение себя оценивать и нести ответственность за результаты своего труда;
  3. Способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности, эстетических взглядов.

Тип урока: урок объяснения нового материала
Методы:
По источнику полученных знаний: иллюстративно-наглядные, словесные, практические
По способу организации познавательной деятельности: Объяснительно- иллюстративный, проблемный, частично-поисковый
Формы работы:
Коллективная , групповая, индивидуальная
Средства обучения:
Учебник, тетради, карточки с индивидуальным заданием, мультимедийная презентация

I.Введение  в новую тему.Постановка проблемной ситуации.(слайды 1, 2)

 «Правописание –ться и –тся в глаголах».

Цель нашего урока-

 1) знать условия выбора правописаний –ться и – тся;

 2) находить слово, к которому относится глагол,   ставить от него вопрос;

3) правильно произносить и писать глаголы на  -ться и  тся.
II.  Самостоятельно - групповое задание на развитие логического мышления.(слайды 3 - 5)

Выполняется задание по вариантам, дети принимают нужное решение, советуясь в группах.

- Запишите в тетрадь слова, вставьте пропущенные буквы, подчеркните в каждой группе лишнее слово. Объясните, почему вы это слово считаете лишним?

Самопроверка правильности выполнения задания.

IIIОрфографическая минутка.

Запишите пословицы, объясните орфограммы. (6 слайд)

Без труда не выл..виш иры..бку из пруда.

Л..нтяю (не) можется и (не) здоровится.
IV. Актуализация знаний.

- Что мы уже знаем о глаголе?
Ответы учащихся по логической цепочке: Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

- Приведите примеры глаголов в начальной форме.

- Приведите примеры глаголов в личной форме.        

V. Организация восприятия и осмысления новой информации:
Учитель: Прочитайте стишок на доске, на конце каких слов вы слышали одинаковые звуки. (7 и 8 слайды)

- Объясните, почему мы слышим звуки одинаковые, а пишем слова по-разному?

- В какой части речи когда на конце слышится ца, то и пишется ца?

- В какой части речи слышится на конце ца, но никогда не пишется?

- Сформулируйте сегодняшнюю тему урока. (9 слайд)

- Как определить написание глагола? (10 слайд)

- Давайте прочитаем стишок и постараемся это запомнить. (11 слайд)

- Сделайте вывод о написании слов. Что важно знать, чтобы определит правильное написание? (12 слайд)

VI. Дифференцированная проверка знаний.

- Выберете себе задание для самостоятельной работы, взависимости от того, насколько вы уверены, что хорошо поняли новый материал. (13 слайд)

Красный цвет – это самый сложный уровень, голубой – средний уровень, а жёлтый – самый простой, слабый уровень.

Карточка № 1.

Прочитайте пословицы. Поставьте, где нужно мягкий знак перед суффиксом – ся:

Любишь катат…ся-люби и саночки возить. Нужно наклонит…ся, чтоб из ручья напит…ся. Пока ленивый разомнёт…ся, усердный с работы вернёт…ся.Чем даром сидеть, лучше даром трудит…ся.

Карточка № 2.

Поставь данные глаголы в настоящем времени и в неопределённую форму, например:

родился- (что делает?) рождается, (что сделать?) родиться.

учился -

появился–

боялся –

Карточка № 3.

Вставьте , где нужно Ь

Присмотрет…ся

Пугает…ся

Засмеят..ся

Выспат..ся

Гордят…ся

Мирят..ся

Мирит..ся

VII. Физкультминутка. (слайд 14)

VIII.Рефлексия.

- Рассмотрите слова, к какой части речи они относятся? (15 слайд)

- Запишите их в два столбика: оканчивающиеся на тсяиться.

- Как вы это сможете определить? Объясните написание слов.
Учитель: Помни: вопрос – твой помощник!

IХ. Проверка знаний.(слайды 16 - 21)
Учитель: Ребята, ну что проверим наши знания?
Прочитайте предложения и определите, какие сочетания нужно вставить в глаголы.

Х. Работа по учебнику. Закрепление изученного.(слайд 23)

Чтение вывода с. 101

Выполнение упражнения № 1, записать слова, разделяя их по группам в 3 столбика:

1)имена существительные; 2)глаголы в начальной форме; 3)глаголы в форме 3-го лица.


ХI. Подведение итогов. (слайд24 -26)

- Какое орфографическое правило мы изучали на сегодняшнем уроке?

- Как определить, когда на конце глаголов нужно писать –тся, а когда ться?

- Сравните с написанием имён существительных, что вы можете сказать о существительных, в которых на конце мы слышим –ца?

- Запомните, у глаголов на конце никогда не пишется –ца.

ХII. Домашнее задание.(слайд27 -28)

С. 101 упражнение №2, определить написание слов, и записать их в три столбика так же, как мы делали это на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка и презентация к уроку по теме " Разбор глагола по составу"

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола. Содействовать развитию у школьников умения структури...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»  Пояснительная запискаДанный урок относит...

разработка урока "Значение и употребление глаголов в речи"

Разработка данного урока является актуальной, т.к. используется системно-деятельностный подход, при котором дети добывают знания сами, а не получают в готовом виде. Учатся ставить цель , находить проб...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе По теме « Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не».

Урок направлен на углубление  знаний учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, роль в предложении, положительный и отрицательный смысл глаголов)....

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Глагол. Спряжение глаголов"

Методическая разработка урока по русскому языку  соответствует программе 4-го класса. Нацелена на формирование следующих предметных умений:Уметь определять морфологические признаки глаголов;Научи...