Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Аверичева Валентина Викторовна

Тема урока: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Цели урока:

- помочь учащимся выяснить, у каких имён существительных после шипящих пишется мягкий знак; научиться  правильно писать и различать эти слова.

- развивать навык грамотного письма, устную и письменную речь, творческие способности, самостоятельные навыки.

прививать любовь к природе, родному краю, доброжелательные отношения к товарищам.

                                                       Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Орфографическая разминка.

Прочитать текст:

И потекли сосульки, затрещал лёд, расползлись снега. Грачи прилетели – весну принесли. (Н. Сладков)

- Определите тему текста. Докажите.

Какие мысли и чувства возникли у вас, когда читали этот текст?

На какие орфограммы нужно обратить внимание, чтобы правильно записать текст?

Запишите, обозначив орфограммы.

Найдите и назовите имена существительные, которые встречаются в этом тексте. Докажите.

  1. Морфологический разбор слова.

Грачи(кто?) – сущ., грач., м. р., И.п., мн. ч.

  1. Постановка проблемной ситуации.

-Запишите это слово, употребив его в единственном числе.

-Как запишите? Какой звук слышите на конце слова?

-Дайте характеристику звука «ч».

Как обозначается мягкость согласного звука на пистме?

Так как же будем писать слово грач?

  1. Сообщение темы и целей урока.

 

 

Прочитать слова:

Товарищ, врач, вещь, карандаш, печь, глушь.

- Какое задание вы можете мне предложить исходя из темы и цели урока?

Верно, запишите, распределив слова в два столбика.

товарищ                вещь

врач                       печь

карандаш             глушь

Исследуйте слова первого столбика. Что можете о них сказать?

- Какие существительные относятся к мужскому роду?

- Исследуйте слова второго столбика. Что можете о них сказать?

- Какие существительные относятся к женскому роду?

- Сравните ваши исследования. Что заметили?

- Сформулируйте правило о написании мягкого знака на конце существительных после шипящего.

- Проверьте, правильно ли вы сформулировали правило по учебнику.

- Поработайте парами. Расскажите друг другу о том, что выяснили.

- У каких существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак?

-Что нужно знать для того, чтобы правильно написать такие существительные?

6. Первичное закрепление изученного материала.

А) с комментированием: упр.3

Б) игра «да» и «нет» - устно( если «да» - хлопок в ладоши, «нет» - молчание):

Ключ, борщ, рожь, сторож, молодёжь, мяч, глушь, луч.

  1. Самостоятельная работа по вариантам.

Прочитать текст, который записан на доске:

У дедушки был замечательный каранда… Он мог нарисовать лунную но… и солнечный лу…, золотую ро… и нежный белый ланды…

-Назовите слова с интересующей нас орфограммой. – Выпишите существительные:

1в. мужского рода;

2в. женского рода.

Вставив орфограмму. (по одному ученику работают у доски)

  1. Взаимопроверка.

- Проверить правильность выполнения этого задания вы сможете обменявшись тетрадями и сверив записи в тетради и на доске.

- Что можете сказать о выполнении задания ребятами у доски?

- А кто из вас выполнил это задание без ошибок?

8. Рефлексивно – оценочный этап.

- Достигли ли вы своей цели?

- Какое задание помогло в этом?

- Выполнение тестового задания поможет вам проверить , как хорошо вы усвоили новый материал. 

                                             Тест

1.       Продолжи предложение:

На конце существительных …………….рода после шипящих…………….мягкий знак. А на конце существительных……………рода мягкий знак не пишется.

2.       Докажи!

вещь-  ……               стриж……..        глушь…….

шалаш……..             дичь………..      сторож……..

3.       Выполни по образцу:

плащи – плащ (м. р.)

ночи –

силачи –

мыши –

малыши –

дочери –

4.       Составь два предложения, в состав которых входят существительные м. р. и ж. р. с шипящими на конце.

9    Домашнее задание.

по выбору: №5  , №7

Скачать:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...