Русский язык.
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Методическая разработка урока по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Неприкская средняя общеобразовательная школа

Борского района Самарской области

Урок русского языка

2 класс

Тема:

Учитель:     Фролова Л.П.

п. Новый Кутулук

Тема:  «Ударение»

Цели:

  1. Закрепить  умение   находить   ударный   слог; выяснить  роль   ударения   в слове:
  2. Воспитывать   интерес   к русскому   языку,  к  поэтическому   слову,  умение  слушать;
  3. Развивать   мышление,  устную   и письменную речь, умение  наблюдать, сравнивать.

Оборудование: 

  • компьютер,
  • СD-презентация,
  • мультимедиа  проектор,
  • учебник «Русский  язык»2 класс, автор С.В.Иванов.

Форма урока:

Урок-игра с элементами исследования.

Технология обучения:

Информационно-коммуникативная с элементами проектного метода.

Тип урока:

Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Ход   урока

1. Организационный   момент.

Учитель.

  • Давайте  настроимся   на   работу   и  улыбнёмся   друг   другу.  

Сядьте   правильно,  откройте   тетради  и  напишите   число.

Классная   работа.

2. Минутка   чистописания.

  • Буквы, которые   мы  сегодня   будем   записывать  на минутке чистописания, все перепутались.

  • Чтобы   их   записать   в  нужном   порядке,  следует  ориентироваться  на  прямоугольники – от   самых   высоких   к   самым   низким.  ( слайд № 1 ).

На   экране   появляется   запись: ( слайд № 2 )

3. Знакомство   с  новым   материалом.

  • Кто  догадался, о чем   пойдет  речь   на   нашем   уроке?
  • (об   ударении).

  • Что   мы   знаем   об   ударении?

Ударение-это  выделение   голосом   одного   из   гласных   звуков    в   слове.  

Тот   слог, который произносится с  большей   силой, называется ударным.

Чтобы  найти   ударный   слог,   нужно «позвать»  слово.

  • Молодцы! Сегодня  мы  с вами  узнаем, какова   же роль  ударения  в  слове. Об  этом  я расскажу  историю,  которая  произошла  в  Стране   русского  языка. Ваша  задача – быть   внимательными  и  ничего  не  пропустить

Во  время  рассказа  на  экране  появляются  

различные   слова  и картинки (слайды № 3, 4 ,5, 6, 7, 8.)

  • Собрались  однажды   слова   на   совет,   стали  говорить,  какие  они   все   полезные   и  значимые. Без   слов  не   обойдётся   ни   один  человек. Но  слова   позабыли   пригласить   на   свой   совет   Ударение. И  оно  очень   обиделось.
  • Когда  слова   стали   выступать ,вдруг   выскочило   откуда-то Ударение  и  закричало: «Что  вы  без меня   значите? Если   я   захочу,  возьму  и   изменю  у  вас   значения!».

  • Слова, конечно, не   поверили. Вышел   вперёд  З а м о/ к   и  закричал: «Я  тебя   не  боюсь,  я   такой   сильный  и   тяжёлый,  что   справлюсь   с   каким-то   Ударением.  Ведь   Ударение-всего  лишь   чёрточка!»
  • Ударение   вдруг   рассердилось  и  перепрыгнуло  с  последнего   слога   на  первый,  и  исчез  З а м о/ к, а  перед   взором   других   слов  предстал   З а/ м о к.

  • Слова  зашумели. Тогда   вышли   вперёд   Б е л к и/  и   сказали: « Мы   самые   главные   компоненты  любого  живого   организма,  и  уж   с  нами  Ударение  ничего   не   сделает».
  • Ударение   хитро   улыбнулось   и  передвинулось   на   другое  слог: все  увидели, что   перед   ними  живые   грациозные Б е/ л к и. 
  • Слова   стали   возмущаться,  стыдить   Ударение, а  оно   продолжало  доказывать  свою  значимость. Запрыгало  Ударение  по   словам,  и  вот   уже  вместо   С т р е/ л к и,  получилось  С т р е л к и/ , вместо     К р у/ ж к и – К р у  ж  к и/ .

  • И  столько   ещё  таких  слов  облюбовало  на   своём   пути   Ударение! Видят   слова, что  дело   плохо -  не  обойтись  им   без   Ударения! Отвели  ему   одно  из   почётных   мест  на   своём   собрании  и   с   тех   пор  стали   относиться  к  Ударению   с  большим   уважением.

Во   время  рассказа  учитель  обращает   внимание  детей   на  слова, написанные  на  экране, и   показывает, что  происходит   с  ударением.

Дети   в   тетради  записывают   слова,

которые проучило   Ударение.

  • Посмотрите   на   слова,  которые   вы   записали. Чем   они   похожи?

Пишутся   одинаково.   В  каждом  слове   по   два   слога.

  • Ну,  а   чем   они   отличаются?

Слова   отличаются   местом   ударения.   Значением.

  • Какой  же   вывод   мы   можем     сделать?

От  ударения   зависит   смысл   слова.

  • Работы   у  ударения – невпроворот,  только   успевай   поворачиваться. Вернее,  подпрыгивать, да  подскакивать. Как    кенгуру. Это  вам   ни   через   скакалку   прыгать: надоело –   бросили. Ударение-  главный  работник   в  словах!

  • А  сейчас   давайте   проведём   с  вами  исследование  и  ответим  на   вопрос,  на  каком   слоге   стоит   ударение  в  словах   русского   языка?  Для   этого   выполним   упражнение.

Исследование ( слайд № 9 )

  • Напиши  номер   ударного  слога:

       1                            1                           1

Вкусный,             кислый,              сладкий,

      1                             1                             2                                3

мягкий,                свежий,              душистый,            ароматный.

Дети   выполняют   задание. Проверка.

  • Что   можно   сказать   о  месте   ударения  в  словах?
  • На   какой   слог   может   падать   ударение   в  различных  словах?

  • В   русском   языке   у   ударения   нет   постоянного   места. Ударение   может   стоять   и  на   первом,  и   на   втором,  и   на   третьем   слоге. А  есть  такие   языки,  в  которых   ударение   падает   всегда   на   один   и   тот  же определённый   слог.
  • Например, во  французском   языке   ударение   всегда  падает   на   последний   слог:

П а р и/ ж,     п а л ь т о/ ,   п о р т р е/ т,   п о р т ф е/ л ь . Французы, когда  учатся  говорить по- русски. часто  произносят   русские   слова   на   французский  лад: ударным   делают   последний  слог. Например,  вместо  б ы/ с т р о   говорят             б ы с т р о/ (так, кстати, возникло название   маленького  кафе).

  • А  теперь  поиграем. Вас   пригласили  сниматься   в   кино, предстоит   сыграть  роль   француза, который   плохо   говорит    по-русски; он   все   слова   произносит   с   ударением   на   последнем   слоге.

  • Прочитайте   слова  так, как  их   прочитает   француз:

Щ у к а ,                к у р и ц а ,               к у к у ш к а ,  

м у х а ,                  р ы б а ,                     б о ч к а      

( слайд № 10 ).

                                     Дети   выполняют   задание

4.Физкультминутка.

    На зарядку,  на   зарядку,

    На зарядку   становись!

    Начинаем   бег на  месте,

    Финиш – метров   через   двести!

     Раз! Раз-два, раз-два,

     Раз! Раз-два, раз-два,

     Раз! Раз-два, раз-два

     Раз- два!

     Хватит-хватит, прибежали!

     Потянулись, подышали!

     Вот   мы   руки   развели,

     Словно   удивились,

      И   друг   другу   до  земли

     В  пояс   поклонились!

     Наклонились, выпрямились

     Наклонились, выпрямились

      Ниже, дети,  не  ленитесь,

      Поклонитесь, улыбнитесь.

      Мы   ладонь   к   глазам  приставим,

      Ноги   крепкие   расставим.

     Поворачиваясь  вправо,

      Оглядимся   величаво.

      И   налево   надо   тоже

       Поглядеть из-под   ладошек

      И – направо! И  ещё

       Через  левое   плечо!    

      Хватит.

      Вдохнули, выдохнули.  

5.Знакомство   с  новым   материалом

  • Ну   вот, всё  отдохнули   и  готовы   снова   работать. Все, кроме   ударения. Оно   вдруг  захотело  сегодня   понежиться. Видно   устало. Оно  просит   дать    ему   два   выходных. В  словах, конечно. В  конце  концов, у  всех, кто  работает, тоже   есть   выходные  дни: суббота  и  воскресенье

  • Когда  же   знак   ударения  может   не   выходить   на   работу   в   словах?

Когда   в   слове   один   слог. В  словах   с   буквой   ё.

         Расскажи-ка,

Буква  Ё,

Как   твоё

Житьё,  бытьё?

Буква   Ё

Даёт    отчёт:

 –  Ничего  житьё.

Течёт.

Я – ударная   всегда!

 – Ой – ё – ёй,

Вот  это да!

  • А   теперь   прочитаем   правило   на   странице 15.
  • Вот   и   получает   знак   ударение   два   выходных.  Как   у   мам   и  пап  на   работе. Только   эти   выходные  не   суббота   и   воскресенье,  а   особые   слова, над  которыми   знаку   ударения  становиться    не     нужно. Пока   ударение    отдыхает,  мы   с  вами   выполним   упражнения

Упражнение№1

  • Переставь   строчки  так, чтобы   получилось   стихотворение.
  • Поставь  над   словами   знак  ударения.

Кот  и  ёж             (слайд№11)

Очень   растревожился

Кот   идёт,  навстречу – ёж.

И,  как  ёж,  наёжился.

На ежа   стал  кот   похож.

Проверка  ( слайд № 12 )

  • -Найдите   в   тексте   родственные   слова.

                       Ёж,  наёжился.

Упражнение  2.

  • Прочитайте.
  • В  каждой   цепочке   слов   найди   одно «лишнее».
  • Ответ   обоснуйте.

Берёза,     осина,     тополь,     рябина

Стужа,     вишня,    туча,         мотор.

Дорога,    сон,         молоко,    петух.

4. Итог   урока.

  • Молодцы!

Солнце   село   за   село.

Нам   ужасно   повезло,

Что   в гости  к   Ударению   сходили

И  все   секреты   мы   раскрыли

  • Какие  же  это   секреты?
  • Приведите   примеры.

  1. Ударение   может   изменить   смысл   слова.

  1. Ударение  в   русском   языке  может   стоять   на  любом  слоге.

  1. Если  в   слове   один   слог, то  ударение   не   ставим.

  1. На   ё   всегда   падает   ударение.

  • Спасибо  вам   за  урок,   мне   было   приятно  с вами   работать.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...