Правописание НЕ с глаголами
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Шубникова Ирина Михайловна

Задачи урока:

  • продолжить формирование умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения;
  • совершенствовать грамматико-орфографические умения и навыки.
  • продолжить работу по формированию умения работать в парах;

 

  • развивать навыки самостоятельного и творческого мышления, умения слушать, вести диалог, применять знания и делать умозаключения;
  • продолжать формировать умение находить глагол и определять его грамматические признаки;
  • развивать и обогащать устную и письменную речь;

 

  • воспитывать интерес к русскому языку, классической русской литературе.

 

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют учащиеся в ходе урока: нахождение глаголов в тексте.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут учащиеся в ходе урока: роль частицы НЕ в речи; раздельное написание частицы НЕ с глаголами; написание глаголов, которые без НЕ не употребляются; употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения.

Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят учащиеся в ходе урока: правописание частицы НЕ с глаголами, правописание глаголов, которые без НЕ не употребляются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_ne_s_glagolami._4_kl.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание НЕ с глаголами

Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения урока – интегрированный урок русского языка и литературного чтения.

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием частицы НЕ с глаголами и с глаголами, которые без НЕ не употребляются.

Задачи урока:

  • продолжить формирование умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения;
  • совершенствовать грамматико-орфографические умения и навыки.
  • продолжить работу по формированию умения работать в парах;

  • развивать навыки самостоятельного и творческого мышления, умения слушать, вести диалог, применять знания и делать умозаключения;
  • продолжать формировать умение находить глагол и определять его грамматические признаки;
  • развивать и обогащать устную и письменную речь;

  • воспитывать интерес к русскому языку, классической русской литературе.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют учащиеся в ходе урока: нахождение глаголов в тексте.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут учащиеся в ходе урока: роль частицы НЕ в речи; раздельное написание частицы НЕ с глаголами; написание глаголов, которые без НЕ не употребляются; употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения.

Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят учащиеся в ходе урока: правописание частицы НЕ с глаголами, правописание глаголов, которые без НЕ не употребляются.

 Оборудование:  мультимедийное сопровождение (презентационный материал по теме "Правописание не с глаголами").

Ход урока

  1. Организационный момент.

Дети входят в класс и садятся за парты.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Объявление темы урока.

Начинаем урок русского языка . Урок у нас сегодня будет необычный, а о чем он будет вы сейчас узнаете.

(Разыгрывание басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»)

- Кто догадался, что за произведение сейчас показали ребята?

- Кто автор этой басни?

Совершенно верно, урок русского языка мы сегодня посвятим творчеству русского баснописца И.А. Крылова.  (Слайд 1) На уроках литературного чтения мы изучали басни разных авторов. Но самым известным и любимым и взрослыми, и детьми, конечно, является И.А. Крылов. Вот и сегодня на уроке мы вспомним басни этого великого баснописца.

- какие басни И.А. Крылова Вы знаете? (слайд 2)

4. Словарная работа

Давайте вспомним героев басен И.А. Крылова. (слайд 3-7)

Ворона, лисица, муравей, медведь, лебедь

5. Постановка проблемы.

Давайте узнаем тему нашего урока. Прочитайте пословицу (слайд 8)

… говори – … умею,

А говори – научусь!

-Как вы думаете, какое маленькое слово пропущено? (НЕ)

- Молодцы, это маленькое слово называется частица НЕ.

-А что делает это частица? (отрицает)

- А слова, какой части речи идут после частицы НЕ в этой пословице? (глаголы)

Сегодня на уроке мы узнает дружит ли частица Не с глаголами. Тема нашего урока «Правописание НЕ с глаголами» (слайд 9) В конце урока мы с вами вернемся к этой пословице и напишем частицу НЕ правильно.

- Давайте вспомним что такое ГЛАГОЛ. (ответы детей)

Посмотрите на экран . Давайте прочитаем отрывок из басни. (слайд 10)

Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, —

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

- Кто догадался, как называется эта басня (Квартет)

-Назовите глаголы. (Дети читают слова  и доказывают что это глагол)

6. Поиск решения поставленной проблемы.

Мы с вами вспомнили что такое глагол, а теперь давайте узнаем дружит ли частица НЕ с глаголом.

Работа по учебнику стр 80.

Читаю детям стихотворение, на экране картинка ( слайд 11)

Не – известная частица

Всем перечит, отрицает

Как же эта озорница

О глаголе мало знает

Кто-то ночью в темноте

Меж глаголами и НЕ

Яму выкопать решил

Чтоб глагол с НЕ не дружил

Их и теперь не соединяют

Пробел меж ними оставляют

 - Что же мы узнали из стихотворения? Дружит ли частица НЕ с глаголами?

- Молодцы. Частица НЕ – это служебная часть речи. Она не называет предмета, ни признака, ни действия, не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос. Но частица Не помогает глаголу показать отрицание.

 - Какой вывод мы может сделать? ( на экране правило)

Читаем правило стр 80 (Слайд 12)

Но есть глаголы, которые пишутся с НЕ слитно.

7. Лексическая работа.

 Определение значение слов. (Слайд 13)

Давайте, объясним их смысл.

Негодовать – возмущаться, быть недовольным

Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.

Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза

Неволить – принуждать, заставлять делать что-то

Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение

Недомогать – испытывать болезненное состояние

Нездоровится – болеть, хворать

Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица НЕ пишется слитно с глаголами? (Без НЕ эти глаголы не употребляются.)

-Давайте вернемся к пословице и напишем глаголы правильно.

НЕ  говори – НЕ   умею,

А говори – научусь

8. Физкультминутка для глаз 

9. Закрепление нового материала.

Посмотрите на экран, перед вами отрывки из басен И.А. Крылова с пропущенными словами. Вставьте пропущенные слова и определите, как написать частицу НЕ.

Прочитаем и определим из какой басни отрывки. (Слайд 14)

Задание записываем в тетрадь.

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

   То их понюхает, то их полижет;

         Очки не действуют никак.

А вы, друзья, как ни садитесь;

 Всё в музыканты не годитесь…

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит…

7. Работа по учебнику.

-Давайте еще раз вспомним правило

Работа по учебнику стр 81 упр 1 (УСТНО)

Стр 81 упр 2 письменно

-Прочитаем текст.

- Выпишите глаголы с частицей НЕ . (По цепочке ученики выходят к доске)

10. Самостоятельная работа (Слайд 15)

-  Кто напомнит правило, как надо писать частицу НЕ с глаголами? (ответы детей)

- Кто напомнит слова- исключения.

- Ответим на вопрос. Чему нас научили басни И.А. Крылова.

Запиши слова с частицей НЕ.

                                            лениться

                                            грубить

НЕ                    обижаться

                                           жадничать

                                           обманывать

После выполнения задания коллективная проверка.

11. Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу, вы все хорошо поработали. Молодцы!

 - Давайте вспомним, чему был посвящен наш урок?

 - Какое правило, мы сегодня изучили на уроке?

- Какие задания мы сегодня выполняли?

А теперь отметьте в тетрадках, на полях. Какое настроение было у вас на уроке. На экране вы видите мордочки. Если вам урок понравился,  у вас все получилось, то мордочка будет улыбаться, если все было хорошо, но не все получилось, некоторые задания вызвали трудности, то мордочка не будет улыбаться, а если вам урок не понравился, было скучно и не интересно, то мордочка будет грустной.

12. Домашнее задание.

Стр 81 (выучить правило)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся решать орфографические задачи в правописании личных окончаний глаголов.

Урок разработан с применением ИКТ и носит интегрированный характер, направлен на отработку умений писать личные окончания глаголов и знакомство детей с традициями чаепития. Урок строился на основе меж...

Правописание -не- с глаголами

Уроки правописания -не- с глаголами в 4 классе. Разработки этих уроков были сделаны на курса группой учителей для начальной школы. Опробованы в своих классах. Результаты работы положительные....

Правописание безударных окончаний глаголов

Начальное обучение  должно заложить фундамент дальнейшего развития школьников и успешного овладения основами наук. Исходя из общей задачи развития личности и принимая во внимание особое мес...

Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"

Урок русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголо". К уроку подготовлена презентация....

Правописание личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа. 4 класс. УМК "Школа России"

Урок составлен по требованиям новых ФГОС  в технологии развития информационно-интеллектуальной компетенции. Представляет собой технологическую карту, которая рассчитана на 2-3 урока....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".

Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....

Самоанализ урока: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".

Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....