Падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3 склонения
учебно-методический материал (русский язык, 4 класс) по теме

Мартынюк Татьяна Александровна

Урок русского языка в 4 классе по теме "Падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3 склонения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мартынюк Т.А.

Русский язык. 4 класс

Падежные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения.

Цели:

  1. Развивать  умения различать падежи по совокупности признаков;
  2. Развивать навык правописания падежных окончаний имен существительных.
  3. Развивать орфографическую зоркость учащихся.
  4. Развивать устную и письменную речь учащихся.
  5. Прививать любовь к родной природе.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. - Какой сейчас идет месяц (январь)?

- Что мы можем сказать про слово «январь»? К какой части речи относится? Назовите род, склонение.

- Как январь называют в народе? (батюшка, сечень)

- Какие пословицы, поговорки вы знаете о январе и о зиме?

Январь – году начало, зиме – середина.

-Прочитайте. Что это такое?

- Как вы понимаете смысл пословицы?

-Объясните орфограммы. Запишите пословицу.

3. Орфографическая минутка.

П..года, ин..й, скат..рть, бахр..ма, обл..ко, м..роз, п..роша, м..тель, рад..сть.

- Прочитайте. Объясните пропущенные орфограммы.

- К какой части речи относятся эти слова? Докажите.

- По какому признаку можно распределить эти слова на три группы? (По склонениям).

- Распределите эти слова по склонениям. Запишите слова в три столбика.

- Какие слова записали в 1 столбик, во 2 столбик, в 3 столбик?

- Сделайте вывод (к 1 склонению относятся слова …).

4. – Посмотрите, здесь спрятались 3 имени существительных 1, 2, 3 склонения. Найдите их.

 

     суг                    га                         рубь            роб

 

                                                     вью               про        

- Первый ряд находит существительные 1 склонения, второй ряд – второго, третий ряд – третьего склонения.

- Подпишите их в нужный столбик.

- На какую тему записали все слова? (Зима)

- Продолжите цепочку слов на тему «Зима» (стужа, снег, холод, лёд, лыжи, коньки, хоккей, изморось, Новый год, каникулы, сосульки, сугроб, снеговик и т.д.).

5.  Прочитайте словосочетания, раскрывая скобки:

Подошёл к (прорубь).

Думал о (вьюга).

Стоял на (холод).

Прилетела к (кормушка).

Снежинка на (ладонь)

Сугробик на (дерево).

Тень от (берёза).

Ветка (ель).

- Спишите (1 вариант – с окончанием  существительных и, 2 вариант – с окончанием существительных е).

- Проверка.

- Сделайте вывод, в каких случаях мы будем писать у существительных окончание е, а когда и.

6. Физкультминутка.

7.  - Какой темой объединены последние три словосочетания? (Лес)

- Какая это тема? (узкая, а широкая – лес).

- Прочитайте предложение: Вьюга намела.

- Какое это предложение?

-Что надо сделать, чтобы распространить предложение? Дополните.

- А давайте запишем так:

У ёлки вьюга намела большой сугроб.

- Разберите предложение по членам, укажите части речи.

8. - А теперь мы с вами вместе заглянем в зимний лес (изображение зимнего леса).

-Кто-нибудь помнит стихи о зимнем лесе?

- Давайте составим с вами короткое сочинение-описание. Мы с вами будем описывать картину зимнего леса.

- Признаки каких предметов вы будете описывать? (О чем вы будете писать?).

- Прочитайте слова, словосочетания:

Волшебница-зима, белоснежный ковёр, серебристый снег, блестит, в зимнем убранстве, пушистые шапки, мохнатые шубы, украсились инеем, на белой скатерти, лесная тишина, в зимнем лесу, воздух чистый и свежий.

- Эти словосочетания вы можете использовать.

- Что вы напишете о сугробах? О снеге? О деревьях? О следах зверей? О птичьих голосах?

- С чего начнете писать?

- Как вы закончите свое сочинение?

План.

  1. Сверкающий снег.
  2. Заснеженные деревья.
  3. Следы зверей.

- Составьте текст. Запишите.

- Зачитайте свои сочинения (во время чтения находят слова с безударным окончанием и называют склонение и падеж этого существительного).

9. – Ребята, до чего же хороша наша снежная русская зима!

- Закончим урок стихотворением:

Люблю родную сторону –

Родные горы, ель, сосну

И лес, и поле и луга,

И зиму, стужу и снега!

- Найдите имена существительные – обозначьте склонение, выделите падеж, окончания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонениЯ

Презентация предназначена для проведения урока по русскому языку по теме: "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения" в 3 классе - система Занкова. Кроме того, материал можн...

Русский язык ОБЖ. 3 класс Тема. «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. О чем говорят дорожные знаки».

Тема. «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. О чем говорят дорожные знаки». Цели. Закрепление навыка правописания падежных окончаний имен существительных 1-го склон...

Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.

Цели: на основе групповых и коллективных наблюдений закрепить правила правописания падежных окончаний и составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен существительных 1-го склонения, н...

Конспект урока " Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения."

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1- го склонения; пров...

Конспект урока " Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения."

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1-го склонения; прове...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...