Главные вкладки

    Русский язык ОБЖ. 3 класс Тема. «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. О чем говорят дорожные знаки».
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

    Тема. «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. О чем говорят дорожные знаки».

     

    Цели. Закрепление навыка правописания падежных окончаний имен существительных 1-го склонения; развитие речи учащихся и орфографической зоркости; повторение изученных дорожных знаков.

     

    Учебные материалы. Дорожные знаки; таблички с сигналами светофора; веер букв у каждого ученика; словарики; кроссворды.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_yazyk.docx23.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Акинина Людмила Ивановна

    Русский язык ОБЖ. 3 класс

    Тема. «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. О чем говорят дорожные знаки».

    Цели. Закрепление навыка правописания падежных окончаний имен существительных 1-го склонения; развитие речи учащихся и орфографической зоркости; повторение изученных дорожных знаков.

    Учебные материалы. Дорожные знаки; таблички с сигналами светофора; веер букв у каждого ученика; словарики; кроссворды.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    II. Чистописание

    одбф// дбфо// бфод//

    Анализ элементов и соединений букв, выявление закономерности, запись букв с соблюдением выявленной закономерности.

    III. Словарная работа

    Учитель загадывает загадки, дети показывают при помощи веера букв нужную гласную и записывают слова в тетрадь, выделяя орфограммы зеленым цветом.

    Учитель.

    В два ряда дома стоят –

    Десять, двадцать, сто подряд –

    И квадратными глазами

    Друг на друга все глядят.

    (Улица.)

    Что за чудо – синий дом!

    Ребятишек много в нем.

    Носит обувь из резины

    И питается бензином.

    (Автобус.)

    Не живая, а идет.

    Неподвижна, а ведет.

    (Дорога.)

    Не летает, не жужжит –

    Жук по улице бежит,

    И горят в глазах жука

    Два блестящих огонька.

    (Машина, автомобиль.)

    Спозаранку за окошком

    Стук, и звон, и кутерьма.

    По прямым стальным дорожкам

    Ходят красные дома.

    (Трамвай.)

    У. Запишите последнее слово в тетрадях и словариках. Подчеркните орфограммы.

    Трамвай – английское слово, произошло от двух слов: трам – вагон и way – дорога. В Россию слово трамвай пришло из Бельгии: бельгийские инженеры строили в России первые трамвайные линии.

    IV. Сообщение темы урока

    У. Вы уже заметили, что данные словарные слова связаны с транспортом в городе. Сегодня на интегрированном уроке мы закрепим знания о написании падежных окончаний имен существительных 1-го склонения, вспомним правила безопасного поведения на улицах и дорогах города, повторим тему «Дорожные знаки».

    V. Работа по теме урока

    У. Давайте совершим небольшую прогулку по городу. Она должна быть прежде всего безопасной. Как это осуществить? О чем мы должны помнить?

    Дети. О правилах дорожного движения, о правилах перехода улиц.

    На доске:

    На (улица) – не в (комната).

    О том, ребята, помните!

    У. Что вы заметили в записи?

    Д. Существительные улица и комната стоят в начальной форме, нет связи слов в предложении.

    У. Запишите существительные в нужном падеже. Над чем надо задуматься, прежде чем записать это предупреждение?

    Д. Над правописанием окончаний имен существительных.

    Дети определяют склонение, падеж, называют окончание, подставляют контрольное слово лиса.

    У. Для соблюдения безопасности движения вспомним о хорошем друге пешеходов и водителей. Кто он? Отгадайте:

    Стою я с краю улицы

    В длинном сапоге –

    Чучело трехглазое

    На одной ноге.

    Д. Светофор.

    У. Каким является это слово по своему составу?

    Д. Сложное – состоит из двух основ.

    У. Часть свет – это понятно, а фор – от греческого форос, то есть несущий, или носитель. А все вместе – носитель света, или несущий свет.

    Три ученика читают стихи и прикрепляют на доску таблички с сигналами светофора:

    КРАСНЫЙ

    Хоть у вас терпенья нет,

    Подождите: красный свет!

    Красный свет нам говорит:

    Стой! Опасно! Путь закрыт!

    ЖЕЛТЫЙ

    Желтый свет – предупрежденье:

    Жди сигнала для движенья.

    Объявляю вам заранее:

    Перехода больше нет!

    ЗЕЛЕНЫЙ

    А за ним зеленый свет

    Вспыхнет впереди.

    Скажет он:

    – Препятствий нет!

    Смело в путь иди!

    VI. Физкультминутка «Светофор»

    Учитель показывает на табличку с сигналом светофора, дети делают движения: зеленый – шагают, желтый – хлопают в ладоши, красный – стоят.

    VII. Работа по теме урока (продолжение)

    У. Наш друг Светофор предлагает игру «Загадочный знак».

    Учитель читает стихи, дети называют знак, находят его среди дорожных знаков на доске.

    Машина мчит во весь опор,

    И вдруг навстречу знак:

    Изображен на нем забор.

    Я тру глаза, гляжу в упор:

    Шоссе закрыто на запор?

    А что это за знак?

    Д. «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».

    У.

    Я хочу спросить про знак.

    Нарисован знак вот так:

    В треугольнике ребята

    Со всех ног бегут куда-то.

    Д. «Дети!»

    У.

    Землю роет человек.

    Почему проезда нет?

    Может быть, здесь ищут клад

    И старинные монеты

    В сундуке большом лежат?

    Их сюда, наверно, встарь

    Спрятал очень жадный царь.

    Д. «Дорожные работы».

    У. К какой группе относятся эти знаки?

    Д. Предупреждающие.

    У. Найдите среди знаков те, которые относятся к этой же группе.

    Д. «Опасный поворот», «двустороннее движение».

    У.

    И зайчишку, и Маришку,

    И соседского мальчишку

    Четко знак оповещает,

    Въезд машинам запрещает.

    Д. «Въезд запрещен».

    У. А этот знак относится к какой группе?

    Д. Запрещающие знаки.

    У. Какие еще знаки относятся к запрещающим?

    Д. «Движение транспортных средств запрещено».

    У.

    Этот знак такого рода:

    Он на страж... пешехода.

    Переходим с кукл... вместе

    Мы дорогу в этом месте.

    Д. «Пешеходный переход».

    У. К какой группе относится этот знак?

    Д. Указательные знаки.

    У. Если мы отправляемся в путь на общественном транспорте, какие указательные знаки нам помогут?

    Д. «Остановка автобуса, трамвая».

    Дети объясняют орфограммы в тексте, записывают в тетрадь, указав склонение, падеж имен существительных.

    У. Какую группу знаков мы еще не назвали?

    Д. Предписывающие знаки.

    У. Найдите эти знаки.

    А теперь – упражнение «Булочка с изюмом». До чего вкусны свежие булочки! Догадайтесь, какой булочкой я вас угощу?

    Д. Булочкой с изюмом!

    У. Что самое вкусное в этой булочке?

    Д. Изюм!

    У. А что самое интересное в словах и предложениях?

    Д. Орфограммы!

    На доске:

    Дети идут гулять. У них мяч.

    Работа в группах

    Дети обсуждают, как «насытить» эти предложения орфограммами. Самостоятельная запись предложений. Один ученик от каждой группы читает получившиеся предложения.

    Д. Дети идут гулять во двор. У них разноцветный мяч.

    – Ребятишки отправились на прогулку в парк. У Гал... маленький зеленый мячик.

    – Мальчики побежали на стадион. У Саш... новый футбольный мяч.

    У. Запишем предложения, в которых есть существительные 1-го склонения с безударными окончаниями. Обсудите в группах, какие предложения можно добавить в текст о том, как и где детям безопасно играть в мяч.

    Д. Дети, будьте осторожны! Не играйте на дороге!

    – Ребята играли на детской площадке. Это безопасно.

    У. Назовите существительные первого склонения с безударными окончаниями.

    Д. Дороге, площадке.

    У. Какие буквы в окончаниях вы написали? Почему?

    Дети отвечают.

    – Продолжим путешествие. Но что это за предупреждение?

    На доске:

    Дорожный лабиринт.

    – Чтобы не заблудиться в лабиринте, надо разгадать кроссворд.

    Дети разгадывают кроссворд, работая в группах.

    По горизонтали

    4. Пересечение двух дорог.

    5. Удивительный вагон!

    Посудите сами:

    Рельсы в воздухе, а он

    Держит их руками.

    7. У машины – есть,

    У телеги – есть,

    У велосипеда – есть,

    А у поезда – не счесть.

    8. Через реку во всю ширь

    Лег огромный богатырь.

    Он лежит – не дрожит,

    По нему трамвай бежит.

    По вертикали

    1. Что за чудо этот дом!

    Окна светлые кругом,

    Носит обувь из резины

    И питается бензином.

    2. Этот конь не ест овса,

    Вместо ног – два колеса.

    Сядь верхом и мчись на нем,

    Только лучше правь рулем.

    3. Как бы нам через дорогу

    К магазину перейти?

    Вот за этими ларьками,

    Там, где стрелка у ворот,

    Мы на стрелке этой сами

    Прочитали...

    6. Я глазищами моргаю

    Неустанно день и ночь.

    Я машинам помогаю

    И тебе хочу помочь.

    ОТВЕТЫ.

    По горизонтали: 4. Перекресток. 5. Троллейбус. 7. Колесо. 8. Мост.

    По вертикали: 1. Автобус. 2. Велосипед. 3. Переход. 6. Светофор.

    У. Посмотрите на ответы кроссворда. Какие орфограммы есть в этих словах? Написание каких из них вы можете объяснить, а какие надо запомнить?

    Дети отвечают.

    VIII. Итог урока

    У. Вот и закончилось наше путешествие по улицам и дорогам города. Какие важные правила мы повторили? Почему необходимо всегда помнить о безопасности на дорогах? Какую тему по русскому языку мы повторяли? Вспомните падежные окончания имен существительных 1-го склонения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонениЯ

    Презентация предназначена для проведения урока по русскому языку по теме: "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения" в 3 классе - система Занкова. Кроме того, материал можн...

    Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

    В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

    Конспект урока " Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения."

    Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1- го склонения; пров...

    Конспект урока " Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения."

    Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1-го склонения; прове...

    Конспект урока Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.

    Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 2- го склонения; пров...

    Конспект урока Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения. 3 урок

    Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 2- го склонения; провести н...

    Конспект урока "Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения." 2 урок

    Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 2- го склонения; провести н...