по русскому языку для 2 класса по теме: «Слова — названия и слова - признаки»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Голубева Елена Юрьевна

Урок обучение грамоте по программе "Школа 2100". Задания представленные в конспекте взяты не с учебника. Данная тема может изучаться в разных УМК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока.43 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж

КОНСПЕКТ УРОКА

по   русскому языку

во   2 классе   

                                                   

Выполнила студентка

Группы 42

специальность 050719.52

«Коррекционная педагогика

в начальном образовании»

Голубева Елена Юрьевна

г.о. Самара, 2013-2014 учебный год.

Тема:  «Слова — названия и слова - признаки»

Цель: 

  • закрепить знания учащихся о словах, обозначающих названия предметов и признаков.

Задачи:

  • закрепить умения ставить вопросы к словам, обозначающим предметы и признаки предметов;
  • закрепить умения учащихся находить данные слова в тексте;
  • совершенствовать умение устанавливать связь между словами — предметами и словами — признаками;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • воспитывать интерес к русскому языку;
  • обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал.

Литература: учебник Р.Н.Бунеев «Русский язык» 2 класс.


Ход урока

I. Орг. момент. (приветствие детей и проверка готовности к уроку)

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Юрьевна! Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

II. Минутка чистописания.

- Отступите от предыдущей работы две строчки.

- Запишите число (31 октября)

- На следующей строчке — классная работа

III. Словарная работа.

- Запишите слова через запятую, первое слово с большой буквы, а остальные с маленькой.

Девочка, товарищ, сорока, посуда, ягода, пенал, тетрадь, коньки, ворона, дежурный.

- Поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

- Проверка по цепочке.

- К какой части речи относятся эти слова?

IV. Актуализация знаний.

Задание №1 Игра «Кто внимательный»

Я называю имена прилагательные. Если они подходят к существительному мороженое, то хлопаете:

Сладкое, шоколадное, резиновое, горькое, глупое, вкусное, кудрявое, речное, забавное, фруктовое.

Молодцы!

Задание №2 - Запишите слова в два столбика: 

дорожка, радуга, радужный, домашний, пушистый, мечта, боль, пыльный, пыль, больной.

- По какому признаку распределили слова? (в первом столбике имена

существительные, а во втором — прилагательные).

- Что вы знаете об именах существительных? (слова, которые называют

признак, отвечают на вопросы «кто?», «что?»).

- Что вы знаете об именах прилагательных? (слова, которые называют признак предмета, отвечают на вопросы «какой?», «какая?». «какое?», «какие?».)

Задание №3 - Я буду читать вам имена прилагательные, а ваша задача записать имена прилагательные, противоположные по смыслу.

Горячий, маленький, низкий, узкий, добрый, молодой, глупый, мягкий, плохой, длинный, трусливый.

Задание №4 - Запишите к словам имен существительных имена

прилагательные, и задайте от них вопрос?

Заяц (какой?) маленький (заяц главное слово, над ним ставится крестик и от него ведётся стрелочка)

Слон, ручей, река, груша, редька, солнце, ветерок, жаворонок, туча, молния, гром, медведь, арбуз, шерсть, уши, лапы, подушки, братик, слон, волк, в лесу, лиса, картина, луна, снег.

Задание №5 - Подберите имена существительные к данным прилагательным: узкая,

быстрый, зелёное.

Задание №6 - Прочитайте слова: большой, пёстрый, лесным, больные, зелёные, широкие.

- Чем они похожи? (это имена прилагательные)

- На какие две группы их можно разделить?

- По какому признаку? (в первой группе слова обозначают признак одного предмета, а во второй — нескольких)

- На какие вопросы отвечают слова первой группы?

- На какие вопросы отвечают слова второй группы?

V. Физминутка.

Задание №7 - Запишите предложения под диктовку.

Яркое солнце освещает землю. Темнеет рыхлый снег. Солнечные лучи играют на полянах.

- Найдите в каждом предложении имена прилагательные. Поставьте к ним вопросы от существительных.

Задание №8 - К данным именам прилагательным подберите имена

существительные.

Рыжая, хитрая, ловкая......

Ясное, голубое.....

Большой, косолапый, неуклюжий.....

Тёплая, мягкая, пушистая...........

Задание №9 - Разделите слова на две группы.

Мурка, собака, Рыжик, кошка, телёнок, Дружок.

- Какие слова вы записали в первый столбик? (названия животных)

- С какой буквы пишутся названия животных? (со строчной)

- Какие слова вы записали во второй столбик? (клички животных)

- С какой буквы пишутся клички животных? (с заглавной)

Задание №10

Вариант 1 выпишите слова, которые отвечают на вопрос «кто?»

Вариант 2 выпишите слова, которые отвечают на вопрос «что?»

Море, люди, письмо, слова, ученик, река, поэт, моряк, трос, тигр, рыба, трава, медведь, труд.

Задание №11 - В каждой строчке найдите лишнее слово.

  • Тетрадь, конь, река, град. (Конь. Это слово отвечает на вопрос кто?, остальные — на вопрос что?)
  • Школа, друг, мышь, космонавт. (Школа)
  • Речной, воздушный, яркий, ручка. (Ручка)

Задание №12 Отгадайте загадки. Запишите слова — отгадки с вопросами и подберите к ним имена прилагательные.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Кто? Лось)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём. (Что? Роса)

В голубой станице

Девица круглолица.

Ночью ей не спится -

В зеркало глядится. (Что? Луна)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней. (Кто? Доктор)

Задание №13

- Соедините слова.

Кислое, сладкое, сочное                                         карандаши.

Зеленая, желтая, розовая                                        коробка.                                     Деревянный, железный, пластмассовый              мама.

Квадратная, круглая, прямоугольная                    яблоко.

Маленькие, короткие, длинные                            лента.

Добрая, ласковая, нежная                                      стул.

Поздняя                                                                   листья

Тёмные                                                                   солнышко

Холодный                                                               осень

Свежий                                                                   погода

Ароматное                                                              дождь

Плохая                                                                    тучи

Разноцветные                                                        яблоко

Неяркое                                                                  ветер

Капустный                                                             настроение

Пасмурный                                                            птицы

Отличное                                                               белка

Перелётные                                                           гнездо

Сочные                                                                  пирог

Птичья                                                                   день

Шустрая                                                               груши

Воронье                                                                стайка

Спелые                                                                 дерево

Полезный                                                            лиса

Красивое                                                             овощи

Рыжая                                                                  осень

Богатый                                                               ягода

Осенние                                                              чеснок

Сладкая                                                               урожай

Золотая                                                                краски

Задание №14 - Подберите к имени прилагательному имена существительные.

СВЕЖИЙ – хлеб, ветер, воздух

ЗОЛОТЫЕ – украшения, руки

БУМАЖНАЯ – открытка, папка, салфетка

ВЕСЕЛОЕ – настроение, гуляние, поведение, кино.

Задание №15 -Нужно восстановить стихотворение, вставляя подходящие слова-признаки.

Я люблю тебя, город ………..!

И проспекты, и ………..улочки.

Я любуюсь …………….рекой.

Мне милы и берёзки, и ёлочки.

Ты ………………..строишь дома,

Всё больше и краше становишься.

И ……………..хранишь терема.

В них душа потомкам откроется!

резные

тихие

родной

высокие

сибирской

 

Я люблю тебя, город родной!

И проспекты, и тихие улочки.

Я любуюсь сибирской рекой.

Мне милы и берёзки, и ёлочки.

Ты высокие строишь дома,

Всё больше и краше становишься.

И резные хранишь терема.

В них душа потомкам откроется!

VI. Итог урока.

- Как найти в предложении словосочетания слов — предметов и слов — признаков? (задать вопросы)

- Что можем сказать о словах — предметах? (они обозначают одушевлённые и неодушевлённые предметы и отвечают на вопрос кто? или что?)

- На какие вопросы отвечают слова — признаки? (какой? какая? какое? какие?)

- Понравился ли вам урок?

- Спасибо за урок!

VII. Домашнее задание.

  • стр. 55 упражнение 71


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Интерактивная презентация по русскому языку на тему "Связь слов-названий предметов и слов-признаков" 2 класс

Данная презентация разработана для развития умения у учащихся 2 классов задавать вопросы к словам-признакам. Может быть использована учителями начальных классов. Презентация состоит из 9 слайдов, вклю...

технологическая карта урока русского языка 1 класс, тема: "Слова-названия, отвечающие на вопросы "кто?", "что?"

технологическая карта урока русского языка по теме: "Слова-названия, отвечающие на вопросы "кто?", "что?".Цель урока: формирование умений различать слова, обозначающих одушевленные и неодушевленные пр...

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: "Слова-названия предметов разного рода". УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род слов-названий предметов и выделять окончания слов-названий предметов разного рода;Планируемые результатыПредметные: знать: р...

Конспект урока русского языка Тема: Начальная форма слов-названий признаков. 2 класс . УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по определению начальной формы слов-названий признаков предмета. План...

Технологическая карта урока русского языка для 1 класса "Слова-названия, признаки и действия предметов"

Цель урока: Учить различать предметы, признаки и действия предметов и слов, обозначающих предметы, правильно ставить к словам вопрос кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делает? Что делают? И др....

Конспект урока русского языка в 4 классе « Слова – название предметов, действия, признаки предметов»

Конспект урока русского языка в 4 классе « Слова – название предметов, действия, признаки предметов»...