Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Три склонения имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Три склонения имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Три склонения имен существительных

Цели:

  • Совершенствование умения определять тип склонения у существительных
  • Обобщение знаний о склонении имен существительных.
  • Обогащение словарного запаса учащихся.
  • Развитие речи, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование:

 презентация, ноутбук, проектор, опорные схемы,  полоски со словами, рисунки.

Технология:  информационно-коммуникативная

Методы:  интерактивные, работа с опорными схемами

Формы:  фронтальная, парная, индивидуальная.

Тип урока: урок-закрепление

Ход урока

примечания

1

Организационный момент.

Поздороваемся с нашими гостями.

Упражнение на концентрацию внимания.

Ребята, я про себя произношу алфавит, а ……………..меня останавливает. На выпавшую букву придумываете существительное и садитесь..

2

Проверка домашнего задания.

Добавить две буквы впереди слова так, чтобы получились  имена существительные, определить склонения. Будьте внимательны! Повторяться запрещается.

…нь (день, тень, пень, дань конь, лань)

…сь (лось, рысь, гусь, высь)

…чь ( печь, речь, сечь, течь, дочь)

…рь (гарь, корь)

…ль (соль, щель, цель, куль, роль, дель, моль, тюль, ноль, боль, руль, шуль, мель)

…ть (муть, жуть, сеть)

…пь (сыпь, топь, цепь)

слайд

3

Записываем число, классная работа

Чистописание

Вспомните, какая буква сегодня выпала в игре?

Кк Запишем ее.

4

Словарная работа

Вот крикливая ворона

Нам доставила пакет

Не могу прочесть ни слова,

Разгадайте вы секрет

Слова записывайте в строчку, через запятую

  1. Вот в строке мужское имя    ..кар  (Макар)
  2. В огороде его тьма                Кар……(картофель)
  3. Прописал мне врач                ..кар….(лекарство)
  4. На стене висит                       кар….  (картина)
  5. Стоит почётный                     кар…  (караул)
  6. Мы на завтрак ели                 ..кар…  (макароны)

Что общего между этими словами

- Словарные - подчеркните орфограммы. Что такое словарные слова?

- Существительные

слайд

5

цкль

Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним всё, что знаем об именах существительных. Доскажи словечко:

  1. Часть речи, которая отвечает на вопросы (кто? что?)
  2. Обозначает (предметы, явления, процессы,…)
  3. У сущ есть постоянные и непостоянные признаки.
  4. Непостоянные признаки – это

5. Изменяется по (числам и падежам)

6. Сколько падежей в русском языке? (6). Перечислите их.

7. Перечислите постоянные признаки (род, одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное)

8. Род существительного можно определить подставив слова (он мой, она моя, оно мое)

Вспомните,  мы познакомились еще с одним признаком существительного – склонением.

Как вы думаете – это постоянный признак или непостоянный? (постоянный)

Объясните, почему вы так думаете?

(для того, чтобы определить склонение надо знать род существительного, а род признак постоянный, значит и склонение тоже постоянный признак)

Сегодня на уроке мы должны выяснить А зачем нам надо знать склонения существительных?

Вспомним алгоритм определения склонения существительного.

Расставьте слова в нужном порядке

склонение окончание род, начальная форма

начальная форма,  род, окончание склонение.

Сколько склонений у существительных (3)

-к I склонению относятся сущ.  мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.

- ко II склонению относятся сущ.  мужского рода с нулевым окончанием и  среднего рода с окончаниями -о, -е.

- к III склонению относятся сущ.  женского рода с ь на конце

Вернёмся к словарным словам. Определите,  к какому склонению относятся эти слова? Докажите.- 

ФИЗМИНУТКА

Зарядка для глаз

Карточки у учащихся

Карточки на доске

слайд

6

Работа по теме. Воспроизведение знаний 

На доске слова:

Яблоко,  лимон,  слива, вишня,  помидор,  мандарин,  огурец,  тыква,  морковь, капуста,  горох,  фасоль.

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол

Запишите слова в три столика по склонениям.

Тренажёр (упр по определению склонений сущ)

Найдите лишнее слово, Докажите почему?

автобус, сверло, озеро; (автобус)

скворец, улица, звонок;  (улица)

Пушкин, ночь, печь; (Пушкин)

окно, площадь , стол; (площадь)

Свобода , любовь, рожь; (Свобода)

ракета, баран, едет; (едет)

Взаимопроверка

По одному уч-я читает по столбику

Слайды по каждой строчке, затем общий вид

7

Работа с предложением

Составьте из данных слов предложение.

Автобус едет по улице Пушкина и по площади Свободы.

Разберите предложение. Найдите сущ и определите

Их падеж.

Создание  проблемной  ситуации

Сравним существительные по улице и по площади

В каком падеже стоят существительные? (Д.п.)

- С какими предлогами употребляют оба существительных? (по)

- Так почему они имеют разные окончания?

(дети высказывают версии) (разные склонения.)

С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?

 ( Чтобы правильно писать окончания существительных). Это будет темой нашего следующего урока.

8

Домашнее задание

9

Подведение итогов:

Я знаю: (Существительные бывают трёх склонений, к 1-му склонению относятся существительные……, ко 2- му….., к 3-му….).

 Я  умею: (Определять склонение существительных, находить в тексте существительные заданного склонения).


Индивидуальные задания учащимся:

№1

Определить падеж имён существительных:

Учился в школе, узнал от друга, подъехал к оврагу, убежал за братом, подарил игрушку.

№2

Определить падеж имён существительных:

Обожгло холодом, отъехали от деревни, побывал в деревне, плыли по реке, въехал в дом.

№3

Определить падеж имён существительных:

Кружились в воздухе, жил у бабушки, покрылись инеем, шёл по площади, посмотрел на школу.

№4

Определить падеж имён существительных:

Висит на стене, прибил к потолку, проснулся от шума, положил на стол, отдыхать под деревом.

№5

Определить падеж имён существительных:

Оседает на шапке, ходить по тропинке, вышел из леса, покрасить карандашом, положил в сумку.

№6

Определить падеж имён существительных:

Кружились в воздухе, покрылись инеем, растёт у дороги, подошёл к беседке, награда за учёбу.

№7

Определить падеж имён существительных:

Каталась на лошади, выглянул на брата, спешат к обеду, недалеко от дома, вымыть с мылом.

№8

Определить падеж имён существительных:

Закричал  от радости, изменилось в природе, похож на отца, играть с сестрой, подкрался к кровати.

Добавить две буквы впереди слова так, чтобы получились  имена существительные, определить склонения.

…нь _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

…сь _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

…чь _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

…рь _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

…ль _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

…ть _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

…пь _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

кто? что?

 - это предметы, явления, процессы, название городов, сёл, деревень, рек, имена и фамилии, клички животных,…

постоянные и непостоянные признаки

 - это падеж и число

В русском языке 6 падежей.

Именительный     падеж

Родительный        падеж

Дательный                падеж

Винительный                падеж        

Творительный                падеж

Предложный                падеж

 - это род, одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное

подставить  к существительному слова

он мой мужской род

она моя женский род,

оно мое средний род

- надо поставить слово в начальную форму, то есть в единственное чило, Именительный падеж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительны"

Материал содержит разработку урока и презентацию к нему. Может быть использован при объяснении  по теме " Три склонения имён существительных"....

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Изменение имен существительных по числам"

Урок русского языка во 2 классе. "Школа России" Тема: «Изменение имен существительных по числам»Учебник: Русский язык 2 класс, 2 часть ,с. 62-63 (Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горец...

Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Тема "Третье склонение имен существительных"

Данная методическая разработка урока позволит познакомить учащихся со склонением имен существительных, признаками существительных 3-го склонения, а также закрепить знания о падежах русского языка....