Работа над словами с непроверяемыми написанием
статья по русскому языку на тему

хижняк нина викторовна

 Статья Работа над словами с непроверяемыми написанием В зтой статье описана система  работы над словами с непроверяемым написанием из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_slovami_s_neproveryaemymi_napisaniyami.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над словами с непроверяемыми написаниями

Один из важных этапов русского языка – словарно - орфографическая работа. Слова с непроверяемым написанием изучаются в каждом классе начальной школы. Они определены учебной программой и включены в «Словарь», который помещён в конце учебника «Русский язык». Цель учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы и для развития ряда важнейших, интеллектуальных качеств ребёнка.  

   В статье хочу рассказать о том , как этот вид работы проводится мною. Считаю, что  это наиболее интересный  и продуктивный приём.

     Все слова, рекомендуемые для изучения, я делю на группы по темам: «Транспорт», «Школа», «Овощи», «Продукты» , «Животные» и др. ( в каждой группе по 5 – 6 слов)

    Начинается работа с повторения уже изученных слов  группы. Каждый день ввожу по одному новому слову. После того, как все слова изучены, работаю над их запоминанием.

1 день. Знакомство с записанной на отдельных карточках группой слов , в которых поставлено ударение, а безударная гласная выделена другим цветом.

Например, группа «Животные» . Слова: заяц, собака, медведь, барсук, жираф

Слово : заяц.

- Если вы отгадаете загадку, то узнаете новое слово.

            Это что за зверь лесной

            Встал как столбик под сосной.

                        И стоит среди травы –

                        Уши больше головы?

- Вы можете проверить свой ответ, если внимательно посмотрите на данную запись.

   

  я        з        ц       а            

   3        1            4          2

-Как  прочитали это слово?

(демонстрируется карточка со словом  заяц   )                

- Произнесите слово и подумайте, где звук не совпадает с буквой?

- Запишите слово заяц , отмечая «окошком» место несовпадения.

- Попробуйте проверить  безударную гласную в корне слова. ( Гласная не проверяется, поэтому её надо запомнить)

- Прочитайте слово, разделите его на слоги и обозначьте ударение.

- Прочитайте это слово вполголоса, шёпотом; закройте глаза, проговорите про себя; не открывая глаз , напишите в воздухе.

Остальная работа проводится аналогично.

2 день. Работа продолжается с этой же группой слов, только с новым заданием.

На интерактивной доске записаны слова , но вместо безударной гласной – «окошко».

Дети подходят к доске и вставляют пропущенную букву.

- Запишите эти слова. Образуйте от них однокоренные и прокомментируйте их написание

-Составьте предложения с этими словами.

Дома дети придумывают небольшие истории из 3-4 предложений.

3 день. Провожу предметно – картинный  словарный диктант или  игру «Учитель»

Можно проводить с использованием интерактивной доски, на которой картинки  с изображением животных.

Один из учеников выступает в роли учителя.

- Ребята, представьте себе , что вы находитесь в зоопарке. С какими словарными словами вы можете там встретиться?

Дети называют слова, объясняют их орфограммы, записывают в тетрадь.

Такой вид работы детям очень нравится. Всем хочется выступить в роли учителя. Каждый стремится быть грамотным учителем, чтобы самому заметить ошибку , если она допущена учеником.

4 день. Выполняются развивающие упражнения

 

Горох                           красный

помидор        вкусная

огурец        рассыпчатый

картофель                    длинный

морковь                       круглый

- Подберите к каждому слову из 1 столбика соответствующее слово , обозначающее признак из второго столбика и соедини стрелками.

- На какие две группы можно разделить изученные  слова - существительные?

(В первую группу объединим слова с двумя  безударными гласными .а во вторую – с  одной).

- Что общего у слов первого столбика?  Второго столбика?

Можно провести игру «Собери слова». На интерактивной  доске  записаны слова или деформированные предложения.

огород, есть, школе, при

овощи, разные, растут, там

растут, морковь, огурцы, горох, помидоры, картофель

за, ребята, ними. ухаживают

урожай ,хороший, будет

Обращаюсь к ученикам : «Ребята, из данных слов составьте предложения на тему «Огород». Работа выполняется самостоятельно, подчёркиваются слова с непроверяемыми написаниями.

  5 день. Провожу проверочный диктант. Дети записывают под диктовку словосочетания или небольшой текст, составленный из всех изученных на этой неделе слов.

Я считаю, что проведение такой работы по запоминанию слов с непроверяемыми написаниями носит развивающий характер и способствует лучшему их усвоению. А это, в свою очередь, улучшает грамотность учащихся.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах по системе Р.Н.Бунеева

В русском языке , как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемы-ми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опира...

Методика работы над словами с непроверяемыми написаниями

Работа над словарными словами ведётся в начальных классах на протяжении всех лет обучения практически на каждом уроке. Эта проблема не вызывает затруднений у детей обладающих орфографической зоркостью...

Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

Работа над словами с непроверяемыми написаниями

Материал поможет молодым специалистам и учителям со стажем по-новому взглянуть на работу над словами из словаря. Учить слова можно легко и с удовольствием. для этого ипользуйте методические приемы для...

Работа над словами с непроверяемым написанием.

     Данная работа выполнена на курсах повышения квалификации учителей начальных классов Кемеровской области по образовательной программе      «Психолого – п...

Статья на тему: "Как работать над словами с непроверяемыми написаниями"

Система работы над словами с непроверяемыми написаниями,  предлагаемая некоторыми авторами учебников, не совершенна.  Ученику отводится пассивная роль: слово предъявляется и анал...