урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Разживина Нина Ивановна

урок развития речи в 4 классе по теме "Фразеологизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ruskiy_yazyk_4.doc265 КБ

Предварительный просмотр:

Разживина Н.И.

учитель I категории

МОУ СОШ №89

Урок развития речи в 4б классе

(2008-2009 учебный год)

Тема: Фразеологизмы.

Задачи:  -Выяснение значений оборотов и выражений.

                   - Привитие этических норм с помощью фразеологизмов.

                   -Показать высокую употребительность фразеологизмов в различных

                     жизненных  ситуациях.

                  - Соответствовать соответствие фонетических, лексических особенностей

                    фразеологизмов грамматическому материалу.

Ход урока:

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Оргмомент

Актуализация знаний

 - Прочитайте слова, написанные на доске.

- Соедините первые буквы имен существительных, в которых пишется гласная О.

- Назовите слово, с которым познакомимся на уроке.

- Что такое библиотека? (помещение для хранилища книг)

- Библио – по-гречески книга, текос – хранилище.

- В слове 3 непроверяемых безударных гласных, запомнить.

- Назовите в слове «библиотека»:

А) букву, обозначающую непарный, звонкий, мягкий, согласный звук. (л)

Б) назовите гласный, обозначающий мягкость согласного звука. (и, е)

В) назовите парный, звонкий, твердый, согласный звук. (б, л)

Г) назовите парный, глухой, мягкий, согласный звук. (Т)

-Книги хранятся в библиотеке. Назовите пословицы о книге. Напишите в тетради.

-Подчеркните в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

-Подчеркните орфограммы.

Постановка темы урока.

1.

-  В хранилище книг – библиотеке очень много книг, в которых встречаются сочетания слов, которые нельзя разрывать, они имеют одно целостное значение.

-  Прочитайте, объясните смысл выделенных выражений.

- Это фразеологизмы – они точно, метко характеризуют или называют все стороны окружающей действительности. На уроке мы увидим, насколько высока их употребительность в русском языке. Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать.

- Фразеологизмы имеют одно целостное значение, например, можно сказать, что мы встали очень рано, используя выражение чуть свет.

2.

- Найдите фразеологические обороты.

Работа по теме урока

1.

-  Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу  в отдельный столбик. Какие это группы?

2. работа в парах

- Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом из первого столбика противоположный ему по значению фразеологизм из второго.

3.

-Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите.

Упражнения, направленные на формирование образности речи младших школьников.

1.     

- Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему вы так считаете.

2. работа в группах

- Попытайся объяснить значение фразеологизмов, выбрав правильный ответ.

   Комплексное задание. Закрепление.

- Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадывались, что он нас обманывает.

Первого сентября Уля проснулась очень рано.

- Что изменилось?

Итог урока.

- Назовите по рисунку фразеологизм.

Домашнее задание.

- Составить небольшой текст, используя выражение зарубить на носу. 

Д!

Б…р…да, г…рячо, ив…лга, б…рьба, уш…л, л…пата, иск…рка, ог…ворка, т…рговля, ег…за, к…са, кр…ситель, атм…сфера.

Табличка!

Библиотека

Д!

Хлеб питает тело, а книга – разум.

Золото добывают из земли, а знания из книги.

Д!

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой не разольешь.

Ежатки – детки хоть куда.

И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

В ежовых рукавицах

Табличка!

фразеологизмы

Карточка-1

Жил да был Воробей

По прозванью Ротозей.

И зимой, и летом он

Обожал считать ворон.

Филин стать решил певцом:

– Не ударю в грязь лицом!

У меня отличный слух. –

И запел он басом: У-у-ух!

– Тебя я съем! – воскликнул Кот. –

Открыть осталось только рот.

А я в ответ ему: – Дружок,

Тебя сотру я в порошок! –

Но головой качает Мышка:

– В кого ты, сын, такой врунишка?

Табличка!

Засучив рукава,

 в поте лица,

пальцем не пошевелить,

сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.

Табличка!

За тридевять земель                                        

Повесить голову                                              Выйти из себя                                                  

воспрянуть духом

взять себя в руки

рукой подать

карточка-2

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.

Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

Мы дружно работали сложа руки.

Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

У лягушки дух захватило от страха высоты.

Яшка сломя голову остановился.

Д!

Ничего не помню, все вылетело из головы. – Ничего не помню, все забыл.

Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. – Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает

5 групп!

1. Находить общий язык.. 2.Обвести вокруг пальца. 3. Пальчики оближешь

4. Черепашьим шагом.

 5. На лбу написано.

 6. Рукой подать.

7. Сложа руки.

8. Как на пожар.

        

Карточка-4

Д! картинки

1. Находить общий язык.

2. Обвести вокруг пальца.

3. Пальчики оближешь.

4. Черепашьим шагом.

5. На лбу написано.

6. Рукой подать.

7. Сложа руки.

8. Как на пожар.

фразеологизмы

1.

 Жил да был Воробей

По прозванью Ротозей.

И зимой, и летом он

Обожал считать ворон.

Филин стать решил певцом:

– Не ударю в грязь лицом!

У меня отличный слух. –

И запел он басом: У-у-ух!

– Тебя я съем! – воскликнул Кот. –

Открыть осталось только рот.

А я в ответ ему: – Дружок,

Тебя сотру я в порошок! –

Но головой качает Мышка:

– В кого ты, сын, такой врунишка?

3.

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем.

В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему как об стенку горох.

- Нет, мать, - заключил однажды отец, - я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют …

4.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадывались, что он нас обманывает.

Первого сентября Уля проснулась очень рано.

2.

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

Женя остановилась, до глубины души

восхищенная чудесной музыкой.

Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

Мы дружно работали сложа руки.

Мы с другом долго спорили, но в конце концов

нашли общий язык.

У лягушки дух захватило от страха высоты.

Яшка сломя голову остановился.

  • Засучив рукава.
  • В поте лица.
  • Пальцем не пошевелить.
  • Сложа руки.
  • Палец о палец не ударить.
  • Не покладая рук.

За тридевять земель

Повесить голову

Выйти из себя

воспрянуть духом

взять себя в руки

рукой подать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...