Русский язык. 4 класс. "Неопределенная форма глагола".
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Филиппова Альбина Федоровна

Урок с презентацией по теме "Неопределенная форма глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme.docx28.07 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx108.97 КБ

Предварительный просмотр:

         Урок  по теме «Неопределенная  форма глагола».  4  класс.

                  Филиппова Альбина Федоровна, учитель начальных классов

           Раздел:  преподавание  русского языка в начальных классах.

_____________________________________________________________________________________

Технология построения урока:  Проблемно-диалогический.

Тема  урока:  Неопределенная форма  глагола.

Цель  урока:  

  • учить находить глаголы неопределенной формы;
  • правильно ставить вопросы  к глаголам неопределенной формы;
  • уметь употреблять глаголы в речи.

Задачи:

  • конкретизировать знания учащихся о глаголах неопределенной формы;
  • научить находить глаголы  неопределенной формы в речи;
  • обогащать и развивать речь учащихся;
  • формировать интерес к учению.

УУД:

Личностные:  осознание алгоритма своего действия.

Регулятивные:  контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.

Познавательные:  осмысление различия между вопросами  что делать?  и  что сделать?

Коммуникативные:  формирование умения аргументировать.

Формы  работы:  фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Оборудование урока: ПК, проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал, учебник.

Этапы урока

      Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

  УУД

I.

Организацион-ный момент

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

-Наш урок русского языка хочу начать с пожелания.

-Ребята, пусть вам сегодня на уроке помогут сообразительность, внимание, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

-Открываем тетради, запишем число, классная работа.

Положительные эмоции, хорошее настроение и т.п.

Садятся за парты.

Открывают тетради, записывают

Личностные:

самоопределение

Мотивация на успех

Психологический настрой.

II.

Минутка чистописания

- Пишем соединения букв:

лЛ  мМ  лл  лЛ  мМ  лл  мм

ал  ам  ял  ям  ля  мя

соблюдая наклон, высоту букв и правильное соединение букв.

-Задание: вспомнить и записать словарные слова с соединениями лл, мм.

- Проверяем …

Работают в тетради.

Читают слова, записанные в тетради.

Познавательные:

Обще учебные

Регулятивные:

Отработка каллиграфических

навыков

Коммуникативные

-умение вступать в диалог

III

Актуализация опорных знаний

-Какую часть речи изучаем на уроках русского языка?

-Что такое глагол?   Слайд 2-5

-Отвечает на вопросы?

-Глагол изменяется ?

Внимание на экран.

-Найдите и докажите, что общего во всех словах?        Слайд № 6

Прилететь,  объявлять,   занести, убежать,  поломать,  дописывать, вызывать, выходить

                       Слайды № 7 -10

-А теперь в этих словах найдите различия.

-Запишите эти слова в два столбика по вопросам.

Что делать?          что сделать?

Объявлять            прилететь

Дописывать          занести

Выходить              убежать

Вызывать             поломать

-Проверяем        слайд № 11

ФИЗМИНУТКА  для  глаз

(учитель командует упражнения для глаз)

-Назовите морфологические признаки  глаголов?

-Определите  время глаголов:

Пишет, рисовал, подойдёт, нарисовать, посмотрим, болеть

    Н.в.                пр.в.               б.в.

Пишет          рисовал     подойдёт

                                           посмотрим

-Что заметили?  Какая возникла проблема?

-Почему остались два глагола

Нарисовать, болеть ?

Ответы ребят:

-Глаголы

- часть речи

-что делать? что сделать?

- по временам,  числам

-Работают в паре

Ответы детей:

-все  слова  глаголы,
-  все  слова глаголы неопределенной  формы,
-  у всех есть приставки,
-  в каждом слове  безударная  гласная.

-отвечают на вопросы: что делать? и что сделать?

-выписывают глаголы в два столбика по вопросам самостоятельно

2 ученика работают за доской

-выполняют команды учителя

- Время, лицо,  число, род

-проблемная ситуация для учащихся

1 уч. работает у доски, остальные в тетради

- у этих глаголов нельзя определить ни время, ни число, ни род, ни лицо

Регулятивные:

Целеполагание

- умение определять цель деятельности на уроке;

-умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем и  учащимися.

Познавательные:

-умение на основе анализа делать выводы;

- умение обобщать и классифицировать

По признакам

Коммуникативные:

-умение слушать и понимать других;

-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-умение  оформлять свои мысли в устной форме;

-умение высказывать своё предположение на основе работы с материалами различного вида;

-умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные:

-проявление интереса к изучаемому материалу;

-сохранение  учебной мотивации.

IV

Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации

-Почему  у этих глаголов нельзя определить время?

-Какова тема нашего урока?

                                   Слайд № 12

-Какова цель нашего урока?

Значит, сегодня на уроке мы  попытаемся обобщить знания о глаголах неопределенной формы и что-то узнать новое.

-На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

                                 Слайд № 13

-Кто сможет дать определение

-Давайте обратимся к учебнику.

-Что узнали нового?

                       Слайд № 14

-Дайте новое определение неопределенной форме глагола

-Какое действие они обозначают- завершенное или нет?

                                     Слайд № 15

ФИЗМИНУТКА

-Вы рифмовку  рассказали,

А глаголы все узнали?

- они отвечают на вопросы, по которым нельзя определить морфологические признаки.

-Неопределенная форма глагола.

-Находить глаголы неопределенной формы; ставить к ним вопросы, определять вид, а также

учиться употреблять глаголы в речи

-Что делать? что сделать?

Ребята дают определение

Дети самостоятельно на-ходят информацию и делятся ею с соседом.

-глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы –ТЬ,-ТИ

Или оканчиваются на ЧЬ.

-Дается новое  определение

-Глаголы, которые  отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?  –несовершен-ного вида,

Глаголы, которые отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? – совершено-

го вида.

Любим дружно мы шагать

Никогда не унывать!

Потянулись и нагнулись,

Солнцу в небе улыбнулись!

Дети называют все глаголы в начальной форме.

V

Применение открытого способа для решение учебно-практической задачи

Попробуем применить получен-ные знания.

-Работать будем в 4 группах.

Каждая группа получает карточки с пословицами.

Задание: прочитать, найти глаголы в неопределенной форме, определить их вид.

                            слайды № 16-19

-Результаты проверяем с обратной стороны карточки.

-В какой группе имеются ошибки?

-Зачем выполнялась эта работа?

Дети работают самостоятельно по группам.

Проверяют выполненную работу

Анализируют ошибки, если они имеются.

-Чтобы уметь находить неопределенную форму глагола.

VI

Словарно-лексическая работа.

-Живут на свете два глагола –«одеть и надеть». Они очень похожи, но у них разное значение Одеть можно кого-то. Напри-мер,Ира одела брата. Надеть можно что-то на себя. Напри- мер, я надеваю пальто, шапку.

«Одеть, надеть»…два этих слова

Мы путаем так бестолково!

«Одеть,надеть…»Давай глядеть

Кого одеть и что надеть!

                             (Н.Матвеева)

-Задание: составьте по два предложения со словами  ОДЕТЬ,

НАДЕТЬ.

Проверяем и доказываем , что предложение составлено правильно

Самостоятельная работа в  тетрадях.

-дети зачитывают т обсуждают записанные предложения.

VII

Самостоятельная работа.

Упр. 422, с.183

Проверка выполненного задания.

Самостоятельно работают.

Кто раньше закончил, помогает соседу.

Обобщение изученного материала. Итог урока

-А сейчас подведем итог. Предлагаю аукцион Знаний по теме «Неопределенная форма глагола». На аукцион выставляется глагол  «УЧИТЬ»:

-лексическое значение?

-начальная форма?

-однокоренные слова?

-звуко-буквенный анализ

-Аукцион  закрыт. Таким образом, мы подвели итог урока.

-Определяем победителя для награждения значком Знатока

Русского языка.

-«давать знания»

- учить

-учение, ученик, учиться, учебник, учебный

-5б.,4зв.,2 гл.,2 согл.,2 согл. глух.,Ь-звука не имеет;

-неопределенная форма гл., отвечает на вопрос что делать?,не указывает ни на время,ни на лицо, ни на число; несовершенного вида,т.к. обозначает незавершенное действие

IX

Домашнее задание

-У вас на столах лежат  карточки с опорными словами:

стало пригревать, начал таять, будет зеленеть, станут распускаться, начнут прилетать, будут радовать.

-Попробуйте в тетради составить небольшой текст – повествова-ние на тему «Весна».

Х.

Рефлексия

Предлагаю детям закончить высказывание:

Сегодня на уроке я:

-научился…

-было трудно…

-было интересно…

-Всем спасибо за урок! Желаю удачи в дальнейшем.

Высказывание  ребят

Карточка № 1.

  1. Стыдно не уметь, стыдно не учиться.
  2. Не на пользу книги читать, если только вершки в них хватать.
  3. Хорошо учиться всегда пригодится.
  4. Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.
  5. Без труда не вытянуть и рыбки из пруда.
  6. Лишнего пожелать – последнее потерять.

Карточка № 2.

  1. Любишь кататься, люби и саночки возить.
  2. Нужно много читать, чтобы много знать.
  3. Сломать дерево секунда, а вырастить – годы.
  4. Умей не только брать, но и отдавать.
  5. Не бойся смотреть правде в глаза.
  6. Много желать – добра не видать.

Карточка  № 3.

  1. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
  2. Друг друга поддерживать – победу одерживать.
  3. Не ругать – добра не видать.
  4. Задумал бежать, так нечего лежать.
  5. Первое в жизни- честно служить Отчизне.
  6. Хорошо того учить, кто хочет много знать.

Карточка № 4.

  1. Правду говорить, что дрова  рубить.
  2. Знать где упасть, так соломинки бы подстелить.
  3. Волков бояться – в лес не ходить.
  4. С  лица воду не пить.
  5. Полно браниться, не пора ли помириться.
  6. Жить – Родине служить.

Литература.

Русские пословицы и поговорки/Под ред.  В.Аникина; Предисл.  В.Аникина;

Сост. Ф.Селиванов, В.Кирдан В.Аникин. – М.: Худ.лит.,1988.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила: Филиппова А.Ф., у читель начальных классов МОУ «СОШ № 19» г.Ухта, РК Неопределенная форма глагола 4 класс УМК «Школа 2100»

Слайд 2

Глагол - это Глагол - это Глагол обозначает Глагол отвечает на вопросы часть речи Глагол изменяется

Слайд 3

Глагол - это Глагол - это Глагол обозначает Глагол отвечает на вопросы часть речи действие предмета Глагол изменяется

Слайд 4

Глагол - это Глагол - это Глагол обозначает Глагол отвечает на вопросы часть речи действие предмета что делать ? что сделать? Глагол изменяется

Слайд 5

Глагол - это Глагол - это Глагол обозначает Глагол отвечает на вопросы часть речи действие предмета что делать ? что сделать? Глагол изменяется по временам по числам по родам

Слайд 6

Что общее в этих словах? Прилететь, объявлять, занести, убежать, поломать, дописывать, вызывать, выходить

Слайд 7

Проверка: - все слова глаголы, - - -

Слайд 8

Проверка: - все слова глаголы, - все слова глаголы неопределенной формы, - -

Слайд 9

Проверка: - все слова глаголы, - все слова глаголы неопределенной формы, - у всех есть приставки, -

Слайд 10

Проверка: - все слова глаголы, - все слова глаголы неопределенной формы, - у всех есть приставки, - в каждом слове безударная гласная.

Слайд 11

Проверка: Что делать? о бъявлять д описывать в ыходить в ызывать Что сделать? п рилететь занести убежать поломать

Слайд 12

Неопределенная форма глагола

Слайд 13

Н.Ф. Что делать? Что сделать?

Слайд 14

Н.Ф. Что делать? Что сделать? -ТЬ( ся ) -ТИ -ЧЬ

Слайд 15

Н.Ф. Что делать? Что сделать? -ТЬ( ся ) -ТИ -ЧЬ Н.В. С.В.

Слайд 16

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, тема: «Неопределённая форма глагола» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;- уметь...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Неопределённая форма глагола" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;- уметь...

Презентация по русскому языку тема " Неопределенная форма глагола".

​Данная презентация служит опорой к уроку русского языка  в 4 классе по теме " Неопределенная форма глагола".​ В ней раскрыто правила правописания глаголов совершенного и...

Презентация по русскому языку тема " Неопределенная форма глагола".

Данная презентация служит опорой к уроку русского языка  в 4 классе по теме " Неопределенная форма глагола".​ В ней раскрыто правила правописания глаголов совершенного и ...

Конспект урока по Русскому языку. Тема: "Неопределённая форма глаголов" (3класс)

Цели деятельности учителя:формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; познакомить с понятием неопределенной (начальной) формы глагола.Планируемые результатыПре...

Конспект урока русского языка. Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цель деятельности учителя: -формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:         Предметные: ...