Конспект и презентация открытого урока по русскому языку. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Правописание слов с двумя корнями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет:  русский язык  (3 класс ),  «Начальная школа XXI века»

Тема урока:  «Правописание слов с двумя корнями»

Пояснительная записка:

Урок разработан для учащихся 3 класса, изучающих русский язык по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Урок построен в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся.

На уроке закрепляется понятие «сложные слова», отрабатываются умения находить,  составлять и  правильно писать слова с двумя корнями.

Цели  урока:

Образовательная: закрепить понятие «сложные слова», и способ их образования (сложением двух корней с помощью соединительных гласных).

Развивающая: развивать умения различать, образовывать и правильно  писать слова с двумя корнями;

обогащать письменную и устную речь учащихся,  

формировать  навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Программное обеcпечение: Microsoft Power Point,  Microsoft Word,  Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (1 часть) под редакцией С.И. Иванова и др; мультимедиа система, презентация урока; рабочие тетради, сигнальные карточки  красного ,зелёного, жёлтого и синего  цветов, рисунок солнышка и тучки прикреплены  на доске.

Ход урока

  1. Организационный момент.

а) Создание позитивной мотивации.

-  Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью.

Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

Всё ваше хорошее настроение я обозначу  солнышком, а не очень хорошее тучкой. ( Рисунок солнышка и тучки на доске) Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.

- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном,  запишите в своих тетрадях число,  классная работа. (Слайд 2)

б) Минутка чистописания.  (Слайд 2)

аоеия

кривой, прямой

-  Для чего проводим минутку чистописания? Правописание каких букв закрепляем на первой строчке? Что общего у этих букв? (Буквы гласные, они могут быть в слове безударными).

-Запишите гласные в тетрадь близко к образцу учителя.

-Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов? (Это прилагательные. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета).

-Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой?(Да. Они связаны одной орфограммой - безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

- Подберите проверочные слова (устно)

(Учитель кликает мышкой на слайде, после чего в каждом слове появляется ударение и подчёркивается безударная гласная)

Рефлексия.  Что будем контролировать? (правильность написания букв и их соединений)

-Как будем контролировать? (Будем сравнивать свою запись с образцом учителя)

- У кого получилось написать близко к образцу учителя, поднимите красный сигнальный цвет карточки. (Учащиеся поднимают нужный цвет сигнальной карточки)

в) Словарная работа (слайд 3), 2-е обуч.  у доски по карточкам.

-С какой целью каждый урок проводим работу со словами из словаря? (Закрепляем правописание словарных слов и повторяем изученные орфограммы.)

1). В...сток,  в...гон,  б...лет, б...седа;(о, а, и, е)

2). Инж...нер, г...гант, гзета, з...бота;(и, и, а, а)

3). Бтинки, блото, бгаж, запд.(о, о, а, а)

- Запишите по строчкам только пропущенные  безударные гласные через запятую.

Проверка.

- Что будем проверять? (Будем проверять правильность написания безударных гласных)

Как будем проверять? ( Буду сравнивать свою запись с образцом. Если нужно исправлю)

Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы  правильно написали  безударные гласные, поставьте на полях - ! Если вы сомневаетесь в правильности , поставьте на полях - ?

Проверка  (слайд 4)

После проверки.

 У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок:

 !! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно.

!?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку в выборе буквы.

?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно.

?? – Сомневался в правильности и на самом деле написал гласные неверно.

Рефлексия.

Насколько хорошо вы усвоили правописание словарных слов?    ( Ребята  поднимают сигнальные карточки)

Словарная работа. (2 ученика выполняют работу у доски.)

Запишите слово, поставьте ударение. Подберите родственные слова и отметьте части слова.

I вариант – к слову осина.

II вариант – к слову яблоко.

Образец.

г) Составляем предложения. Слайд 5

- Составьте предложения, употребив, в них слова из словаря. (Учащиеся устно составляют предложения).

Слайд 5.   (Учитель кликает мышкой на слайде появляются слова)

Ветер, подул, снегопада, после, холодный 

- Слова на слайде образуют предложение? (Нет, они не связаны по смыслу, и не выражают законченную мысль)

- Составьте предложение из этих слов, найдите главные и второстепенные члены.

После снегопада подул холодный ветер.

II. Изучение нового материала.

а) Актуализация знаний.

-  Найдите в предложении сложное слово.  ( Сложное слово «снегопад», т.к. оно образовано сложением двух корней).

- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке? (Будем говорить о словах, образованных сложением двух корней)

б) Постановка учебной задачи.

- Прочитайте тему урока. ( Правописание слов с двумя корнями) Слайд 6

- Это урок изучения нового материала или закрепления изученного?

- Что хотите закрепить о  словах с двумя корнями? Чему будете учиться на уроке? Слайд 7

Корзина идей.     Слайд 8

(Используется приём технологии развития критического мышления  ТРКМ. После сбора идей кликнуть мышкой на слайде. Появляются цели урока.)   Слайд  9

  • Закрепим, как образуются слова с двумя корнями?
  • Будем учиться находить и образовывать сложные слова, правильно писать слова с двумя корнями)

-(Учитель обобщает ответы детей.)  На уроке закрепим, какие слова называются сложными. Будем учиться  различать сложные слова, правильно их писать и образовывать.

- А что вам поможет на уроке научиться  правильно, писать слова с двумя корнями? ( Правило, учебник, слайды, алгоритм, ЗУН, доска, учитель…..)

На доске записаны слова:

Назовите слова, в которых два корня.

Выделите в словах корни и назовите букву, которая соединяет эти корни. Кто помнит, как она называется?

 Коллективное выведение правила.

в) Повторение правил. Слайд 10

Обращаемся к нашему первому помощнику – правилу.  Опираясь на примеры слов в тетрадях и в упражнении __ (учебник), сформулируйте правило о том, какие соединительные гласные пишутся в сложных словах.

- Как называются слова, у которых два корня?  ( Учитель кликает мышкой на слайде и появляются ответы)

- Как образуются сложные слова? ( Слова образуются сложением двух корней с помощью гласных –О-, -Е-)

- Как называются гласные, которые соединяют корни в сложных словах? ((Гласные, которые соединяют корни в сложных словах, называются соединительными)

-Какие соединительные гласные знаете? (только –О-, -Е-)

III. Освоение новых знаний.

а) Тренировка в составлении  слов с двумя корнями Слайд 11

- Замените словосочетание одним сложным словом. Запишите, обозначьте корень в словах и подчеркните соединительные гласные.

Ходит пешком – пешеход              Лес рубит - лесоруб

Сам летает – (самолёт)                Лазит по скалам -  Скалолаз

Сам варит - самовар

-Чему учились, выполняя это задание?

Как образовали новое слово? ( Два корня соединили гласными –О-,-Е-)

- Кому было легко   образовывать сложные слова? ( поднимают сиг. карточки)

IV.  Физминутка

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.

Гимнастика для глаз «Филин»

Закрыть глазки на 3-4 секунды, затем широко раскрыть и смотреть вдаль и не моргать)

V.  Самостоятельная работа.  (Слайд 12)

 Отработка умений образовывать слова с двумя корнями.

Как же можно построить новые слова? Вспомним алгоритм.

  1. Найти корни двух слов; 2) Выбрать соединительную гласную;; 3) Соединить два корня с помощью букв –о- или –е-.)

море              катает 

рыба              ходит

вода               ловит

     сам                 падает

    каша               варит

- Попробуйте построить новые слова с корнями слов первого и второго столбика, при помощи соединительных гласных –о-, -е-.

Проверка.

- Что будем проверять? (Будем проверять, правильно ли составили сложные слова)

Как будем проверять? (Буду слушать ответ товарища, и  сравнивать свою запись с образцом. Если нужно исправлю)

Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы  правильно построили сложное слово, поставьте на полях - ! Если вы сомневаетесь в правильности , поставьте на полях - ?

Проверка  Слайд 13

После проверки.

 У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок:

 !! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно.

!?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку

?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно.

?? – Сомневался в правильности и на самом деле выполнил неверно

Рефлексия.

-Насколько хорошо вы усвоили, как можно образовать слово с двумя корнями?                          ( Ребята  поднимают сигнальные карточки)

VI.  Закрепление изученного материала.

а) Поиск слов с соединительными гласными

(Работа в паре)

Работа по учебнику стр. 101 упр.2.

-Прочитайте стихотворения.   Подумайте в паре и найдите слова с двумя корнями.

Шёл Егор                                  Листопад,                     И шумит,

Через бор.                                 Листопад -                    Как водопад,

Видит:                                       Пенится                         Каждая

Вырос мухомор.                      Тропинка,                     Осинка!

Проверка.

-Какие слова в стихотворении имеют два корня? (Мухомор, листопад, водопад)

На доске:   - Эти сложные слова составил наш старый знакомый Сергей. Прав ли он? Предложите свои примеры сложных слов.

б) Игра-соревнование по вариантам.

Описание. Обучающиеся за определённое время должны составить сложные слова с заданными корнями:

I вариант – сам -

Водолаз, водовоз, водонос, водопад, водопровод.

         II вариант – вод -

  Самолет, самосвал, самокат,

  самовар, самоход.

в) Выборочный диктант. (Резерв)

- Продолжаем учиться находить слова с двумя корнями.

- Я диктую по два слова. Вы записываете только слова, у которых два корня. Выделить корни и  подчеркнуть соединительную гласную.

Снежинка, снегопад;

Водичка, водолаз;

Звездопад, звёздочка.

Проверка. (Самооценка перед проверкой : !, ?)

После проверки. (У ребят после проверки на полях появляется рисунок: !!, !?, ?!, ??)

Рефлексия:  

- Насколько хорошо я научился находить слова с двумя корнями и правильно их писать? (поднимают сигнальные карточки)

в) Итог урока. Слайд 14

-Чему научились сегодня на уроке? (Учились находить и образовывать слова с двумя корнями)

-Как можно составить сложное слово? (Нужно соединить два корня с помощью гласных –О-,  -Е-.)

Учитель называет оценки.

г) Рефлексия. Слайд 15

- Поднимите красный сигнальный цвет карточки, если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить  слова с двумя корнями, правильно их писать  и можете помочь другим.

- Поднимите жёлтый сигнальный цвет, если вы считаете, что научились находить   слова с двумя корнями, но вам ещё нужна помощь.

- Поднимите зелёный сигнальный цвет, если вы считаете , что было трудно на уроке.

- С каким настроением заканчиваете урок? Что мне оставить на доске солнышко или тучку? (Учащиеся поднимают сигнальные карточки)

5. Домашнее задание.

1.Стр. 101. Упр.4

2. История слова благодарить - подготовить по желанию.

Слайд 16. Молодцы! Спасибо за урок.

Используемая литература:

  • Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:  Ч – 1, (С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.), 3-е издание, переработанное. - М: Вентана-Граф, 2013 г.-160 с.: ил.

  • Русский язык: 3 класс: поурочные планы / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. -М: Вентана-Граф, 2013.-464 с.- (Начальная школа 21 века).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 3 классе УМК «Начальная школа XXI века

Слайд 2

Четырнадцатое ноября Классная работа ___ аоеия _____________________ кривой прямой ____________ Минутка чистописания

Слайд 3

Словарная работа 1). В...круг, в…гон, б...лет, б…седа; 2). Инж…нер, г…гант, г…зета, з…бота; 3). Б…тинки, б…лото, б…гаж, зап…д ! ?

Слайд 4

Словарная работа 1). В...круг, в…гон, б...лет, б…седа; 2). Инж…нер, г…гант, г…зета, з…бота; 3). Б…тинки, б…лото, б…гаж, зап…д о а и е е и а а о о а а !! !? ?! ??

Слайд 5

Составляем предложения Ветер, подул, снегопада, после, холодный После снегопада подул холодный ветер.

Слайд 6

Тема урока: Правописание слов с двумя корнями

Слайд 7

Что вы хотите закрепить о словах с двумя корнями Чему будете учиться на уроке?

Слайд 8

Слайд 9

Закрепим Как образуются слова с двумя корнями Будем учиться различать, образовывать, правильно писать слова с двумя корнями

Слайд 10

Пароход, старость, сероватый, самолёт, мышеловка, величайший. Пар о ход, сам о лёт, мыш е ловка

Слайд 11

1.Слова, у которых два корня называются сложными 2.Как образуются сложные слова? Образуются сложением двух корней 3.Как называются гласные, которые соединяют корни в сложных словах? Соединительные гласные о е

Слайд 12

Ходит пешком - пешеход Сам летает - самолёт Лес рубит - лесоруб Сам варит - самовар Образуем слова с двумя корнями.

Слайд 13

Образуйте слова с двумя корнями море катает рыба ходит вода ловит сам падает каша варит ! ?

Слайд 14

Образуйте слова с двумя корнями море катает рыба ходит вода ловит сам падает каша варит !! !? ?! ??

Слайд 15

Игра-соревнование по вариантам. Описание. Составьте сложные слова с заданными корнями: I вариант –вод - II вариант – сам -

Слайд 16

Чему научились сегодня на уроке? Как можно составить сложное слово? Итог урока

Слайд 17

Рефлексия Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить слова с двумя корнями, правильно их писать и можете помочь другим. Вы считаете, что научились находить слова с двумя корнями, но вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке.

Слайд 18

Домашнее задание. 1. Стр . 101. Упр .4 2. История слова благодарить - подготовить по желанию .

Слайд 20

. http://bluestar.ru/index-ea=1&ln=1&shp=1&chp=showgood&num=3567 корзина плетёная http://allforchildren.ru/pictures/sun2.php - солнышко Ресурсы интернет-сайтов: http://woskresenowka.ucoz.ru/index/pravovoj_status_shkoly/0-14 книги http://allforchildren.ru/pictures/school.php картинки о школе http://www.mnoga.net/photoshop/apps/eps/130252-vektornye-ikonki-shkola.html http://www.proshkolu.ru/user/kolibri/file/212265/ на тему школа http://smaila.ru/post165192818 самокат http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-28831 презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Знатоки русского языка"

Материал содержит разработку занятия интеллектуальной игры для учащихся 4-5 классов "Знатоки русского языка"...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком"

-расширить знания учащихся по русскому языку-формировать культуру речи-способствовать повышению грамотности учащихся...

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 3 А классе тема: «Мой верный друг – язык мой русский»

Конспектвнеклассного мероприятияпо русскому языку в 3 А классетема: «Мой верный друг –язык мой русский»...