Сказка "Два корня" к уроку русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Щербакова Людмила Витальевна

Введение терминов: корень слова, однокоренные слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63 ИМЕНИ

МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.К.ЖУКОВА

В МЕТОДИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ

(русский язык)

 СКАЗКА «ДВА КОРНЯ»

( к уроку по теме «Корень слова»)

                                                УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

                                                ЩЕРБАКОВА Л.В.

Тула

 

          Встретились однажды корень куста и корень слова.

- Здравствуй, - говорит один, - я корень, а ты кто?

- А я тоже корень, - отвечает другой.

- Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живешь?

- П я живу в словах, - отвечает второй.

- Ну какой же  корень может жить в словах?! – усмехнулся первый. – Вот я корень как корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растет?

- Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй. – От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня.

  • Задание №1.

Образовать от корней –лет-, -вод-, -лес- как можно больше слов

(задания по командам на скорость: кто быстрее образует 5 слов)

- Подумаешь! – не унимается первый. – Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!

  • Задание №2.

Объясни, почему так называются: черника, земляника, костяника

(по одному человеку от каждой команды выбирает карточку с перевернутым словом)

- Без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения даже назвать-то нельзя! – не сдается второй.

  • Задание №3.

Образуйте от данных корней названия растений:

- снеж-                 - берез-               - осин-

- вьюн-                - дув-                    -пён-

           (задания по командам на скорость)

          Услышали их спор люди и говорят:

- Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.

  • Задание №4.

Обозначьте корни слов и подберите еще одно слово к каждому:

Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам:

Лес, лесок, лесной, лесник;

Цвет, цветок, цветной, цветник;

Лётчик, самолёт, полёт;

Ледяной, ледовый, лёд.

Сад, посадка, посадил;

Род, родители, родил;

Ходит, выходка, ходы;

Трудовой, трудись, труды.

          Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....