Статья Тема: «Формирование связной речи в период обучения грамоте».
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач коррекционной работы с учащимися 1 класса. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_razvitie_rechi_v_period_obucheniya_gramote.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное среднее коррекционное образовательное учреждение                     школа-интернат №2

Статья                                                            по теме самообразования

Тема: «Развитие речи в период обучения грамоте».  

Папчихина Ю.А.

г. Жигулёвск

2013 г.

Содержание

  1. Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития.
  2. Связь обучения грамоте и развития речи.
  • «Читай — слушай, сравнивай».
  • Картинка поможет составить текст.

  1. Работа над предложением и устной речью.
  2. Аппликация, как общее развитие ребенка.
  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Развитие фантазии и творчества
  • Социальное развитие
  • Социальное развитие
  • Эстетическое развитие.

Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития.

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости - задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ.

Многочисленные исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость,  двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность.

Дети, имеющие задержку психического развития могут обучаться в условиях общеобразовательной школы при оказании им специальной помощи со стороны педагогов, детского врача, родителей, психолога, логопеда.

Психофизическое развитие детей с задержкой психического развития (ЗПР) и, в частности, особенности познавательной деятельности изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, однообразие синтаксических и недостаток использования морфологических форм затрудняют развернутое высказывание. По исследованиям Г.Н.Рахмановой, Н.А.Цыпиной, у этих детей выявляются трудности в формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функции речи и речевого общения.  На особенности обучения грамоте детей с ЗПР указывают исследования Л.Ф.Спировой, Н.А.Цыпиной, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашиной и др. Они указывают на то, что дети с ЗПР и их нормально развивающиеся сверстники, овладевая грамотой, находятся на принципиально разных уровнях. У детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, чаще наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения звукопроизносительной стороны речи (Е.В.Мальцева, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашина).

Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в пропедевтической и коррекционной работе с данной категорией детей.

Подготовка детей к обучению грамоте предусматривает решение следующих задач:

1. Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить практически изменять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка.

2. Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи. Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции и по акустическим признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа.

3. Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их точное место в слове, а также количество звуков в слове.

Эффективность обучения и воспитания обеспечивается максимальным использованием практической деятельности детей на занятиях, а также использованием игровых приемов, наглядного и дидактического материала, разнообразных пособий, позволяющих формировать интерес к занятиям и активно усваивать новое.

Применяются следующие виды дидактического материала:

  • предметные и сюжетные картинки;
  • текстовой материал (стихи, загадки, рассказы, сказки, скороговорки, чистоговорки, поговорки, потешки);
  • разнообразный игровой материал (ребусы, кроссворды, шарады);
  • схемы и таблицы, звуковые и буквенные линейки, звуковые часы.

При использовании дидактического материала на занятии по обучению грамоте педагоги должны придерживаться ряда требований:

1. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляется в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий.

2. Отобранный материал эффективно используется на занятии по обучению грамоте.

3. Учитель осуществляет руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом.

4. Игры, задания, упражнения применяются как для закрепления материала, так и для решения новых задач.

5. Практикуется создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала.

6. Необходимо сочетать наглядные средства с использованием речевых приемов и методов.

7. Следует производить варьирование демонстрационного материала и практической деятельности.

В современной методической литературе имеется большой арсенал дидактических игр. Многие педагоги, проявляя творчество в своей работе, придумывают их самостоятельно.

Связь обучения грамоте и развития речи.

«Обучение грамоте» — первая часть программы «Чтение и литература». Это не только период первоначального обучения чтению и письму на основе развития речи, но и полноценный раздел языковой и литературной подготовки младшего школьника в период становления навыка чтения и письма.

Программа этого раздела представляет следующие направления: устная речь, письмо, наблюдения над языковыми явлениями (языковая пропедевтика), чтение, знакомство с детскими книгами и освоение литературного текста.

Цель раздела — продолжить процесс освоения детьми разговорно-бытового стиля речи на основе дошкольного опыта и подражания образцу, а также задать осмысленное системное овладение литературным языком и литературой в новой для учащихся форме письменной речи — чтения и письма — при формировании нравственно-эстетического опыта, гражданской направленности, обеспечивая общее и специальное развитие каждого ребенка.

Развитие речи выступает в этот период как цель и средство обучения сознательному слушанию, говорению, чтению и письму.

Формирование речевых умений и навыков предполагает систематизацию, уточнение и расширение знаний об окружающем мире в ходе работы по тематически заданным страницам учебных пособий, а также путем слушания, чтения-рассматривания детских книг, рассказа учителя, участия в экскурсиях, наблюдениях, праздниках, творческих играх на основе детской литературы.

Тематика подачи материала связана непосредственно с личностно-мотивированным опытом ребенка, в частности — родной край, страна, ее жители, столица, Родина; учеба и школа; игры и забавы ребят, отношения между сверстниками, старшими и младшими, законы коллективной жизни.

Развитие эмоционально-чувственного опыта и нравственно-эстетических представлений осуществляется в процессе специально созданных учебных ситуаций с широким применением выразительного чтения учителя, хоровой декламации, элементов драматизации, речевых и литературных игр, естественной коммуникации, задающей культуру речевого общения. Серии картинок для рассказывания построены на произведениях, которые дети слушают в чтении или пересказе учителя, а затем на основе услышанного составляют пересказ по картинке. Это сюжеты Б.Заходера «Кот и кит», Б.Житкова «Храбрый утенок», С.Маршака «Мастер-ломастер», В.Маяковского «Кем быть?», Л.Н.Толстого «Филиппок», В.Бианки «Лис и Мышонок» и др.

«Читай — слушай, сравнивай».

В период обучения грамоте проходит целенаправленное становление речевого слуха учащихся. Дети учатся осмысленно слушать речь окружающих, воспринимать информацию на разных уровнях звучания (тихо, громко), у них формируется способность ощущать мелодику, тон и тембральную окраску речи, чувство ритма в тесном единстве с темпом, воспроизводить в речи требуемые ситуацией темп и ритм. Особое внимание уделяется развитию умения различать и воспроизводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой языка.

Так, уже в «Азбуке» задана система отработки артикуляции через упражнения типа «Разминка», чтение и составление чистоговорок, введена серия упражнений «Читай — слушай, сравнивай», формирующих умения анализа и сопоставления устной и письменной речи. Например: «Составь предложения, где все слова начинались бы на определенный звук» и т.п. Речевой слух предполагает внимание к мелодике звучания. В обучение введены песни Д. Кабалевского, В. Шаинского и др.

Становление активного и пассивного словаря учащихся — необходимое условие грамотного построения процесса обучения. Решение задач обогащения, расширения, уточнения словаря учащихся, овладения разнообразными языковыми конструкциями осуществляется в ходе специально организованной речевой деятельности чтения, письма, наблюдения над языковым материалом, слушания художественных произведений, заучивания наизусть, воспроизведения прослушанных текстов.

В «Азбуке» первоклассники осваивают явления словообразования на основе образно-структурных схем, практически осваивают многозначность, подбирают синонимы, антонимы, учатся предугадывать последующее слово в словосочетаниях на основе смысла и грамматической конструкции. Совершенствование речепроизносительных навыков предполагает постоянное внимание к выявлению у детей речевых недочетов и их исправлению, становлению орфоэпических норм произношения. При построении учебных книг «Азбуки» учитывались и вводились логопедические методики, способствующие отработке чистоты и правильности произношения, искоренения наиболее часто встречающихся у детей произносительных ошибок.

Картинка поможет составить текст.

Обучение грамоте определяется аналитико-синтетическим звуковым методом, который ведет ребенка от звучащей речи к письменной, где исходным и конечным результатом является текст. Исходный текст дети получают в качестве рассказа учителя или создают его под руководством учителя по иллюстрациям или на основе живого опыта.

Все, что ребенок осваивает на уровне письменной речи-чтения, проходит через устную речь — слушание и говорение. Данная закономерность отражена и в построении разворотов «Азбуки». Здесь предусмотрены сюжетные картинки или иллюстрации, помогающие составить звучащий текст с заданной лексикой и звуковой системой, предлагаются наборы слогов, слов, предложения и только потом дается текст. Он завершает освоение звука и буквы. Данный стандарт имеет вариативность на разных этапах становления механизма чтения. Постепенно материалы для устного этапа речи как бы свертываются, и страницы заполняются текстовым материалом. Но устная речь переходит во фронтальную работу с помощью демонстрационных пособий типа настенных картин, таблиц, подвижной азбуки и т.п.

В процессе обучения грамоте дается представление о круге детского чтения и книге, задаются умения грамотно осваивать литературное произведение и книгу. Весь аспект данных умений включен в «Азбуку». Именно она выводит первоклассников на системное рассматривание и чтение детских книг. «Задачник» представляет начинающему читателю доступную для чтения организованную подборку произведений детской литературы на широком диапазоне авторов, жанров, тем. Завершают эту систему специальные занятия с детскими книгами, которые позволяют во всем объеме и разнообразии представить ребенку мир книги и дают возможность реализовать полученные читательские умения в свободном чтении. Слушая и рассматривая книги, учащиеся осваивают практические приемы осмысления художественного произведения: воссоздают прослушанное посредством живых картин, заучивания, декламации, участия в инсценировании, отвечают на вопросы.

В период обучения грамоте особое значение имеет индивидуальный подход. Дети приходят в школу не только по-разному подготовленные в области знания букв, чтения, письма, знакомства с книгами, но и при наличии нормы имеют определенные различия психофизического характера. У детей различные артикуляционные навыки, речевой слух, общеречевое развитие, внимание, память и т.д.

Индивидуализация обучения и выравнивания навыков решается за счет отбора содержания, применения определенных методов и приемов, тесного взаимодействия с семьей, а также использования различных учебных пособий, позволяющих варьировать содержание, методы и темп обучения.

...А в основе всего — «Азбука»

Успех обеспечивается определенным комплектом пособий.

«Азбука» — учебник, который задает основное содержание обучения грамоте, чтению, содержит материалы, позволяющие осваивать явления языка в определенной системе, указывает направления знакомства с кругом детского чтения и книгой.

«Прописи» — система пособий, определяющих подготовку по освоению первоначального письма и формированию элементарного графического навыка, закладывает пропедевтический языковой курс.

Система пособий, обеспечивающих фронтальную работу, помогает организовать внимание детей и сосредоточить их на учебной работе: подвижная азбука для работы у доски и наборное полотно, слоговые таблицы, таблицы слов, сюжетные картины для организации рассказывания.

Знакомство с кругом детского чтения требует наличия не менее 20 детских книг, разных по тематике, содержанию, авторской принадлежности, структуре, художественно-графическому оформлению. Учитель может подобрать их самостоятельно, опираясь на программные требования и методические закономерности, или воспользоваться специальными блоками книг, предназначенных для чтения вслух детям с последующим их коллективным рассматриванием.

Работа над предложением и устной речью.

Основные цели: 1. обучение детей правильному согласованию слов в предложении; обучение пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете;                         2. совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; 3. развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием;                        4. воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Аппликация, как общее развитие ребенка.

Занятия аппликацией одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведется непрерывный разговор с детьми, взрослый эмоционально комментирует происходящее на занятии. Игровая организация деятельности детей повышает их речевую активность, вызывает речевое подражание. Можно говорить о том, что занятия аппликацией стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

На каждом занятии аппликацией с ребенком необходимо вести беседу. В зависимости от возраста ребенка диалог должен строиться с учетом его интересов, возросших возможностей, конкретной ситуации.

Ознакомление с окружающим миром.

Для занятий подбирайте сюжеты, близкие опыту детей раннего возраста. Они помогают систематизировать уже имеющиеся у них представления об окружающем мире, расширить их, применить первые варианты обобщения. Сюжеты аппликаций желательно обыгрывать с помощью игрушек.

Занятия аппликацией позволят дать детям знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также знания о природе и человеке.

Развитие фантазии и творчества.

Занятия аппликацией предполагают совместную работу взрослого и ребенка. Для того чтобы заинтересовать малышей, надо обыграть ситуацию и эмоционально прокомментировать сюжет аппликации. В начале обучения необходимо показать детям, как работать с бумагой, клеем, ножницами. После того как сформируются основные навыки работы, у детей появляется больше возможностей для самостоятельной деятельности: предоставьте им определенную свободу при изготовлении аппликаций, дайте возможность придумать собственные сюжеты и различные способы их воплощения. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их креативность (творческое начало личности).

Социальное развитие.

Можно предложить детям под руководством взрослых создать вместе одну большую аппликацию. Такое занятие позволит приобрести малышам важные социальные навыки: дети учатся действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату. У них развиваются такие важные черты личности, как умение общаться, договариваться и т.п.

Личностное развитие.

Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям.

На каждой аппликации напишите дату ее создания и имя автора. Лучше складывать аппликации каждого ребенка в отдельную папку. Можно подшивать работы — получится альбом, а если дополнить его небольшими текстами (1-3 коротких предложения), то получится книжка. Ее можно читать вместе с ребенком и его друзьями, показывать знакомым. А красивые аппликации, например, открытки станут хорошим подарком близким и друзьям. Малышам необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому нужно хвалить малышей и не бояться перехвалить! Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.

Эстетическое развитие.

На занятиях аппликацией предлагаются детям разные виды цветной бумаги и картона, а также бархатную и папиросную бумагу. Выбор цветов и оттенков был разнообразным. Можно использовать также старые журналы, упаковочную бумагу и т. п.

На обобщающем занятии предложите детям выполнить какую-нибудь одну аппликацию разными способами: побуждайте малышей использовать различные материалы, менять композицию. Пусть каждый ребенок выберет тот вариант, который нравится ему больше всего. Затем рассмотрите с детьми каждую работу, выделите ее особенности. Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание пробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно вызвать у них эстетическое чувство, научить видеть красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование произносительной культуры русской речи у учеников младших классов (в период обучения грамоте).

Выступление на   Формирование произносительной культуры русской речи у учеников младших классов( в период обучения грамоте).      Учитель начальных классов...

Статья «Развитие речи в период обучения грамоте».

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости - задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовател...

Речевая готовность обучающихся первых классов и профилактика нарушений письменной речи в период обучения грамоте

В данной статье представлены:- предпосылки нарушения письма и чтения у детей с речевой патологией;- основные направления логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи в период обучен...

5а класс. Задания по курсу: «Развитие связной речи» на период дистанционного обучения (24.05.2021г.).

5а класс. Задания по курсу: «Развитие связной речи» на период дистанционного обучения (24.05.2021г.)....

Преемственность работы учителя- логопеда и воспитателя ГПД с младшими школьниками при формировании каллиграфических навыков в период обучения грамоте.

1.Игры и  упражнения на развитие мелкой моторики рук. 2.Игры на развитие и закрепление пространственных представлений и ориентировок3.Игры и упражнения на развитие зрительной и тактильн...

Виды упражнений, направленные на формирование каллиграфического навыка в период обучения грамоте

Виды упражнений, направленные на формирование каллиграфического навыка в период обучения грамоте...