"Род имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Методическая разработка урока русского языка по теме "Род имён существительных" предназначена для учащихся 2 класса. Урок ооткрытия нового знания проводится с использованием технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_imen_sushchestvitelnykh_1.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Род имен существительных».

Русский язык.

(Урок с использованием методов и приемов ТРИЗ).

2 класс.

Составитель: Никитина С.Ю., учитель начальных классов, ГОУ СОШ № 643  г. Санкт-Петербург.

Цели:.

Задачи:

1.познакомить с категорией рода имени существительного;

2.формировать умение определять род имени существительного;

3.формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности;

4.формировать умение выделять противоречивые свойства одного и того же предмета;

5.развивать речь, творческое воображение, познавательный интерес к языку.

6.воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Оборудование: плакат с изображением города Имя существительное, рисунки (стол, столиха, столихо), Почемучка,  карточки для индивидуальной работы, документ – камера

План урока:

1.Организационный момент.

2.Грамматическая разминка.

3.Игра «Хорошо – плохо».

4.Игра «Определи принцип».

5.Определение темы и целей урока.

6.Открытие нового знания.

7.Метод фокальных объектов.

8.Закрепление изученного материала.

9.Подведение итогов.

Ход урока.

1.Организационный момент.

«Мозговая гимнастика».

Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполняется 30 секунд.

«Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25 – 30 см, смотреть на палец в течение 4 – 5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4 – 6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторяется 4 – 6 раз.

2.Грамматическая разминка.

-Ребята, сегодня мы вместе с Почемучкой продолжим путешествие по стране Морфологии. Вас ждет много интересных и неожиданных открытий. Для начала мы выполним небольшую грамматическую разминку.

  • Начало – нота,

Потом оленя украшенье.

А вместе – место

Оживленного движенья. (Дорога)

  • рама – ра + шина =? (Машина)
  • горох – х + д = ?( Город)
  • автор – р + бусы – ы = ? (Автобус)

3. Игра «Определи принцип».

- А теперь Почемучка назовет слова. А вы определите, что он произвел: объединение двух систем или назвал систему и подсистему?

1.Город и улица (С + ПС).

2. Автобус и машины (объединение).

3.Дерево и ветки (С + ПС).

4. Транспорт и автобус (С + ПС).

5. Береза и осины (объединение).

- Что нужно добавить к этим подсистемам, чтобы получилась система «город».

4.Игра «Хорошо – плохо».

-Назовите, что хорошо, а что плохо в системе «город».

Хорошо:

  1. Много жилых домов.
  2. Город красивый.
  3. Много магазинов, музеев, парков.
  4.  Можно ездить на автобусе, метро, трамвае, троллейбусе.
  5.  Много заводов.

Плохо:

  1. Много машин, загрязняют воздух, создают аварийные ситуации.
  2. Много заводов загрязняют окружающую среду.
  3. Много людей, поэтому трудно на транспорте добираться с одного конца города на другой.

5.Метод фокальных объектов.

- Давайте придумаем свой сказочный город.

-Назовите три  любых существительных (яблоко, солнце, дочь).

-Подберите к ним подходящие по смыслу имена прилагательные

 ( круглое, зеленое, вкусное, яркое, теплое, любимая, красивая, взрослая, маленькая).

1. В городе круглые здания, автомобили, все предметы.

2. Много зелени, парков, садов, клумб с цветами.

3. Все вещи съедобные.

4. Все предметы очень ярких цветов.

5. В городе всегда тепло.

6.Можно перемещаться во времени.

- Придумайте свой сказочный город.

6.Объявление цели и задач урока.

- А сейчас я предлагаю вам отправиться в сказочный  город, который придумала я.

- Как, по-вашему,  называется этот город?

( Город  называется Имя существительное.)

-Что мы с вами уже знаем об имени существительном?

  • Имена существительные отвечают на вопросы кто? что?
  • Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос кто?
  • Все остальные имена существительные отвечают на вопрос что?
  • Имена существительные изменяются по числам.
  • Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов.

- Что обозначают существительные в единственном числе?

- Во множественном числе?

-Сегодня мы познакомимся еще с одним грамматическим признаком имени существительного. Это род.

- Ключевой вопрос нашего урока: «Изменяются ли существительные по родам? Как определить род имени существительного?»

7. Открытие нового знания.

- Почемучка сказал: «Я знаю, что имена существительные изменяются по числам: стол - столы. Значит и по родам они тоже изменяются. Сейчас я попробую». Он схватил чистый лист бумаги – и вот, что у него получилось.

 Стол, столихо, столиха.

- Почемучка посмотрел на рисунок и сам рассмеялся.

- Почему?

- Как вы думаете, имена существительные изменяются по родам?

-Разберите слова по составу:

студент и студентка

слон и слониха

школьник и школьница

- Что вы заметили?  (Это не формы одного и того же  слова, а новые слова).

- Как же мы ответим на ключевой вопрос? (Существительные не изменяются по родам, а бывают мужского, женского и среднего рода.)

 -Ворота широко распахнулись. Почемучка поспешил в город. Он стал подходить к жителям и спрашивать, какого они рода. Слова в ответ только грустно улыбались. Оказалось, что ночью разыгралась  сильная буря и перепутала все вывески на домах. Теперь слова не могут найти улицы, на которых они живут. На месте остались только флюгеры. Может быть, они нам смогут чем-то помочь? (ответы детей)

она  моя

он мой

оно  мое

- Итак, вы сделали еще одно открытие. (Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой – мужского рода;  она, моя – женского рода,

оно, мое – среднего рода.)

8.Закрепление изученного материала.

Игра «Доскажи словечко».

- Запишите слова, распределив их в три столбика по родам.

1.С утра сегодня небо хмурится

Дождем умыты сад и … (улица).

2. Дождь прошел, а на рассвете

Вдруг подул холодный … (ветер).

3.Золотое яблоко по небу катается,

С утра улыбается

А улыбки – лучи

Очень горячи.

4.Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (мороз)

5.Пассажир, не зевай,

Отправляется … (трамвай).

6.На день рожденья Кате

Мама сшила … (платье).

7.Ранним утром у школьных ворот

Собирается дружный … (народ).

8.Сделана ровно и гладко

Спортивная наша … (площадка).

9.Люся сморщила лицо:

Не пойду я на … (крыльцо).

10.Ты надел совсем не то:

Нужна не шуба, а …(пальто).

Проверка выполнения работы.

Физкультминутка.

Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.
(Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их, как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)

Наши пальчики сплетём
И соединим ладошки.
А потом как только можно
Крепко-накрепко сожмём.
(Сплести пальцы рук, соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее. Потом опустить руки и слегка потрясти ими.)

Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмёт быстрее?


(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.)

Работа с текстом.

-Прочитайте  описание еще одного сказочного города.

-Вспомните, кто его придумал.

-Почему город назывался Цветочным?

-Как в городе назывались улицы, аллеи и бульвары?

Цветочный город.

 В одном сказочном городе жили коротышки. В городе было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы. Улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков.

 А сам город назывался Цветочным. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой.

- Спишите. Определите число и род имен существительных.

Проверка осуществляется при помощи документ - камеры.

9. Подведение итогов.

Вставьте в текст пропущенные слова.

Имя существительное – это …………………, которая отвечает на вопросы………… и обозначает………...

Имена существительные изменяются по ………………...

Имена существительные бывают трех родов ……......., ………….. , …………… . К именам существительным женского рода можно подобрать слова ………., к существительным среднего рода слова …………., к существительным мужского рода ……………...

Использованная литература:

1.Аксенова А.К., Якубовская Э.В.Дидактические игры на  уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. Для учителя.- 2 изд., доп.-М.: Просвещение, 1991.

2.Леонович Е. Н., Нефедова Е. А., Узорова  О. В. Уроки русского языка. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Аквариум, 1997.

3.Соболева О.Л.Русский язык. 2 класс. Экспериментальный учебник для трехлетней начальной школы. – М.: Новая школа, 1998.

4.Учителям о ТРИЗ. Сборник методических материалов по преподаванию теории решения изобретательских задач в начальной школе – СПб.: ЗАО «Атос», 1997.

4.Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) / Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС». – 3-е изд., перераб. – М.: Росткнига, 2010.

Использованные интернет – ресурсы:

razumniki.ru › fizkultminutki_v_stihah.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...