Заглавная буква Ш
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Шумова Наталья Владимировна

На уроке учащиеся знакомятся с заглавной буквой Ш, её написанием, учатся писать слова с новой буквой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaglavnaya_bukva_sh.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                       Урок обучения грамоте.

Тема: Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении и написании заглавной буквы в словах, обозначающих имена людей, клички животных.

Основные цели урока:

– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формируем умение писать предложения;

– формируем умение анализировать текст.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта маршрута, прописи, букварь, музыкальное сопровождение.

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: урок-путешествие

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний  

1

I. Актуализация знаний.

- Сегодня к нам на урок прикатился волшебный колобок. Он предлагает нам  с вами отправиться в сказочный лес в гости к новой букве.  ( слайд 1)

А с какой буквой мы с вами познакомились на прошлом уроке?

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

5) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы.

3 5 1 2 2

1 4

Учитель:     На лесной опушке, в сказочной избушке   ( слайд 2)

                    Буква “Ша” живёт, не тужит,

                    Со зверьками она дружит!

                    Вдруг, откуда-то с небес – гуси!                      

                      Хвать её и в лес.                                          ( слайд 3)

                   - Помогите, помогите,

                    Букву “Ша” освободите!

                    И в погоню за гусями

                    Отправляемся мы с вами…

У  У вас на партах лежит карта пути, по которому надо  равотправиться на поиски буквы. Чтобы выручить букву из плена и      ать  узнать, для кого гуси её похитили, нам нужно быть готовыми к лю   любым испытаниям, активно  и дружно участвовать в поиске!

1)     1) Полянка «Словарная».

-Да  Давайте прочитаем, какое задание нам надо выполнить на этой пол  полянке?

( П  (Придумай и назови слова, в которых слышится звук ш).

2) Р 2) Работа по букварю на странице 82. ( 2 слайд)

Учитель:             Вот мы входим в тёмный лес.

                             Он полон загадок и чудес!                    ( слайд 4)

                             Звуковички  стоят на пути…

                              Ну-ка, всех их оживи!

( учащиеся «одевают» звуковичков)

- А почему звуковички держатся за руки? Что их объединяет? Давайте им всем дадим характеристику: они все согласные, звонкие и обозначают по 2 звука.

- А почему звуковичок буквы ш стоит в стороне?

 – Почему буква Ш в наших схемах отказывается идти к другим буквам? (Она обозначает глухой согласный звук.)

– А что ещё особенного у этого звука?

Но букву ш опять спрятали от нас, идём дальше?

3) Чтение слов.

 Учитель:       На пути молочная река течёт

                         И нам новое задание даёт:                    ( слайд 5)

а)  Давайте прочитаем, что нам надо сделать. ( Вставь в слова пропропущенную букву ш. Прочитай слова, которые у тебя        полполучились

       

       шалаш

       мишка

       шалунишка

       машина

       шишка

-         - Прочитайте слово, в котором спряталось другое слово.

- Н   -  Найдите слова, в которых есть орфограмма с буквой ш.  Ещё раз раз  проговорим это правило. С какой буквой никогда не дружит  бук  буква ш?

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

III. Открытие нового знания.

1 4 2 3 3 1

               

 

1)         Учитель:      В лесу стоит избушка,  

                                   А в ней живёт старушка…            ( слайд 6)

(      (Прослушивание аудиозаписи).

- Д  -  Догадались, кто живёт в этом домике? Правильно, Шапокляк. Вот И эта героиня сегодня у нас на уроке, только вы не пугайтесь её, без безобразничать она не будет. Сегодня на уроке мы с вами

 Ум   попробуем сделать её добрее и умнее. Но сначала скажите,

       а что такое  «шапокляк»?( Работа с толковым словарём) слайд 7)                                                                                    (

шапокля́к (фр. chapeau claque) — мужской головной убор, разновидность цилиндра, его особенностью является то, что его можно было складывать. Первый шапокляк был изготовлен в Париже в 1830-х годах. Расположенный внутри цилиндра механизм позволял складывать его в вертикальном направлении. В помещении шапокляк носили сложенным, под мышкой.

 А  - А как вы думаете, зачем ей понадобилась буква ш? Не ошиблась л     ли она, похитив строчную букву ш? Почему?

- О – О какой букве сегодня на уроке мы будем говорить? А какие  

Це  цели  нашего урока?

- Р  - Ребята, а для чего нам нужна заглавная буква Ш?

IV . Применение нового знания

1 4 5 6 

1 2 3

3

1 2 3

Ра    1) Работа в  прописи с.0         ( слайд из приложения)

- Сравните письменную заглавную и строчную буквы. Что можете сказать?

- Элементы каких букв, которые мы прошли, есть в буквах ш, Ш?(Элементы букв м, л, и)

Начинаем писать с середины междустрочия. Ведём руку вверх вправо, закругляем, пишем наклонную линию с закруглением внизу вправо, ведём наклонную линию вверх до одинакового уровня высоты, пишем наклонную линию с закруглением внизу.

- Самостоятельно пишем первую строку. Подчеркните самые красивые буквы.

- Почему автор нам предлагает написать буквы И, Ш на одной строке?

- Что общего, чем различаются буквы?

- 2 строка  Написание буквы И (почему две наклонные линии?)

- 3 строка  Написание буквы Ш (почему три наклонные линии?)

Запись слов Шура, Шурик.

Анализ и лексическое значение слов.

2. Работа в «Букваре».  

Чтение слов, написанных учителем на доске.

Шишкин Иван Иванович.

– Кто это? Подчеркните орфограмму.

– Прочитайте фамилию известного писателя. (Шукшин Василий Макарович.) 

– Прочитайте фамилию оперного певца. (Шаляпин Фёдор Иванович.)

– Прочитайте название крупнейшего города в Китае. (Шанхай.)

– Государство в Северной Европе. (Швеция.) 

– Фамилия известного композитора. (Шостакович Дмитрий Дмитриевич.) 

– Какие заглавные буквы потребовались, чтобы записать эти фамилии?

   )  2) Чтение слов с буквой ш. Наблюдение за написанием      восбуквосочетания ш 

а-  --Прочитайте слова первого столбика (хором).

-     - Какой слог выделен в словах, почему?

- А – А если мы поменяем буквы местами, какой слог получится?  ( иш   (иш)

- В каких словах он встретился, прочитайте. Когда так говорят? (когда говорят ласково) 

- П - Прочитайте слова второго столбика.        

- О - Объяснить значение слова – шарили (искали во всех углах)

- О – О чём и о ком мы можем сказать шуршали?

-- -  - Прочитайте слова третьего столбика. Найдите слово, которое на   написано с заглавной буквы. Почему?

б

3.  Работа в прописи.    

Ра   Работа над предложением в прописи на стр. 1.

Анализ предложения и подготовка к списыванию.

– Посмотрите, какое предложение записано в прописи.

– Сколько слов в этом предложении?

– Прочитайте первое слово. Почему оно написано с большой буквы? (Это начало предложения.)

– Что ещё можно сказать об этом слове? Выделите его треугольником.

– Прочитайте второе слово. С какой буквы оно написано? Почему?

– Сколько в этом слове слогов? Почему? Найдите ударный слог, поставьте ударение. Обозначьте безударные гласные буквы.

– Прочитайте третье слово.

– Сколько в этом слове слогов? Почему? Найдите ударный слог, поставьте ударение. Обозначьте безударные гласные буквы.

– Прочитайте четвёртое.

– Это союз.

– Прочитайте пятое слово.

– Сколько в этом слове слогов? Почему? Найдите ударный слог, поставьте ударение. Обозначьте безударные гласные буквы.

– Прочитайте предложение с изменённым порядком слов.

   Запись предложения с комментированием.

Аналогичная работа проводится с другими предложениями.

4) Работа в букваре.

 Чтение текста про Тишу и Глашу.                    

- Ра   - Рассмотрите иллюстрацию. Понятно ли по картинке, что пропроизошло с мышатами? (нет)

- П - Прочитайте рассказ про себя.

- Ч  Чтение вслух, беседа.

       - Как зовут Мышат? Что делали мышата? Почему мышата

       устроили пир? Ответьте на вопрос текста.

- А   - Авторы не придумали заголовка. А какой заголовок вы дадите тек  тексту?  (Обжоры. Шалунишки – обжоры. Мышата – шалунишки. Мышата – обжоры.)

        Посмотрите на Шапокляк. Она любит мышат, потому, что у н   у неё есть ….( крыска Лариска)

- А  - Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?

   (    (Имена, фамилии, клички, города –

        Все с заглавной буквы пишутся всегда.)

Игра «Угадай, кто они».

Чтение слов-кличек.

– Кто это может быть?

– Кто из них девочка?

Ушастик (мышонок);

Ириша (девочка и кукла);

Шушара (мышь; крыса из сказки А. Толстого «Буратино»);

Пушок (котёнок, щенок);

Тишка (собака или кот);

Тортила (черепаха).

– Подчеркните заглавную букву в этих словах.

5) Работа в прописи.    

1) – Откройте с. 1 в прописи, найдите ребус.

Ребус: шутки.

– Какое слово спряталось в рисунке ребуса? Что здесь шутливого?

– Запишем это слово один раз.

2) Списывание слов с печатного образца.

Выбор букв С – Ш.

– Посмотрите на нижнюю половину страницы.

– Какое задание нам предстоит выполнить? Какие буквы будем вставлять?

– Чтение слов с подбором букв С или Ш.

– Выясняем значение слова, вставляем букву зелёным цветом.

Списывание слов с печатного образца (выборочное). 

  1.    6)Работа по учебнику, стр. 83.

- Работа над стихотворением  Даниила Хармса «Кораблик».

ΙV. Итог урока

2 4

1 3

2 3

4 5

V.Рефлексия.

3 3 2 4 3

- П   -Почему старуха Шапокляк такая вредная? (У неё нет друзей, она она не читает добрые и хорошие книги, она не училась в школе)

- А  - А если бы она училась  в нашем классе, мы бы помогли ей

Ста  стать  добрее?

-     - Вот и  давайте преподнесем ей подарок. А какой – отгадайте.

Я и красный и зелёный,

Я и голубой и чёрный.

Только лишь надуй меня,

Улечу я в небеса.              (воздушный шарик)

- П  - Почему именно этот предмет мы подарим? (Это слово   начначинается с буквы ш, с которой начинается и имя гостьи.)

- Н - Но одинаковые ли эти буквы? (нет: шарик – пишется с малмаленькой буквы, а Шапокляк – с большой)

- Ш - Шапокляк прощается с вами до новой встречи.

- С какой буквой познакомились на уроке?

Какую буквы научились писать?  

– Все ли пункты плана выполнили?

– Чему научились на уроке?

– Кому сегодня было легко?

– Кому ПОКА было трудновато?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить?

– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

-  ДДавайте   с вами запустим в небо воздушные шарики. Если вы счи считаете, что мы на уроке достигли своих целей и урок у нас  поуполучился интересным, то запускайте красные шарики, а если

-то что-то не получилось- чёрный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  З...

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  Заг...

Заглавная буква «Ш». Упражнения в чтении и письме заглавной буквы в именах людей, кличках животных. 1 класс. УМК "Школа-2100"

Урок закрепления знания детей о букве «Ш»,  о написании заглавной буквы в именах людей, кличках животных....

Заглавные буквы К и Я. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах - географических названиях. 1 класс, "Школа 2100".

Цель урока -  ознакомить детей с написанием заглавных букв К и Н, с правильным соединением этих букв с изученными ранее. Письмо слов и предложений с заглавными буквами  К и И. Упражнение ...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.

На уроке дети знакомятся с интересными фактами об Якутии,Японии,реке Яузе и др. Читают текст "Старик и яблони",на основе котрого делают вывод,что жизнь дана на добрые дела....