однокоренные слова. корень слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Герасимова Ольга Васильевна

урок русского языка во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfemy.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа С. Покровка

м.р. Кинельский Самарской области

                                                       Составитель:

                                                                                          Герасимова Ольга Васильевна

                                                                                 Учитель начальных классов

                                                   1 категория

Использование технологий морфемного чтения и письма

на уроках русского языка во 2 классе

Тема: «Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова»

Цели:

-  познакомить с однокоренными словами;

-  научить определять корень слова;

-  формировать умение определять однокоренные слова по двум признакам –  общая часть (внешняя) и общность смысла;

-  накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове;

-  научить читать слова морфемно;

-  повторить ранее изученные орфограммы;

-  развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

-  развивать логическое мышление;

-  воспитывать интерес к изученному предмету;

-  уточнять значения слов с помощью этимологического словаря

Ход урока

  1. Создание эмоционального настроя.

Учитель:  Ребята, посмотрите , пожалуйста , за окно. Какая погода на дворе? Какое у неё настроение?

- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые  лежат у вас на столе. Красная фишка – настроение отличное, жёлтая – хорошее, синяя – так себе.

И я тоже покажу вам своё настроение. (Учитель показывает фишку)

- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.

2. Проверка домашнего задания

3. Минутка чистописания.

- Для чего мы каждый урок работаем над чистописанием? (Чтобы правильно и красиво писать соединения в словах)

 Запишите следующие слоги и слова:

По                        ом                      ал                        он

Потом                  сначала                звонит

  1. Словарная работа.

- Найдите общий признак записанных слов. (Это словарные слова)

- Как вы считаете, каков следующий этап нашего урока? (Словарный)

- Что мы называем словарём?

- Что такое словарные слова?

- Скажите, зачем мы изучаем словарные слова?

Задание.

Распределите слова в три столбика:

В первом столбике – слова, обозначающие предмет;

Во втором – слова, обозначающие признак предмета;

В третьем – слова, обозначающие действие.

Слова: обед, весёлый, заморозить. Веселье, веселиться, мороз, обеденный, морозный, обедать.

Предмет:                              Признак предмета:            Действие:

Обед                                       обеденный                         обедать

Веселье                                  весёлый                               веселиться

Мороз                                     морозный                            заморозить

Задание. Запишите в словарь слова: обед, веселье, мороз.

Поставьте ударения.

Подчеркните букву, которую нужно запомнить.

Многие словарные слова легко запомнить. Откройте свои мнемонические словарики, найдите эти слова. Слово мороз можно запомнить:

НА ОКОШКЕ

МНОГО РОЗ

КТО ЖЕ ИХ

НАРИСОВАЛ?

…………………..! (МОРОЗ)

Взаимопроверка.

- Проверьте работу соседа по парте. Если есть ошибки, исправьте простым карандашом.

- Что вы заметили в написании этих слов? (Среди них есть однокоренные.)

- Докажите, что они родственные (однокоренные). Выделите корень.

- Прочитайте морфемно выделяя корень.

Обед, обеденный, обедать

Веселье, весёлый, веселиться

Мороз, морозный, заморозить

5. Постановка целей через проблемную ситуацию и сообщение темы урока.

- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать? (Однокоренные слова)

 Проблема

Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю»

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тётка – гусеница.

Задание.

Есть ли в этом рассказе «родственники»? Определите в родственных словах морфемы, прочитайте ,выделяя голосом все морфемы.

Учитель: Петя выписал слова: гусь, гусыня, гусята. Алёша сказал, что гусеница - это не родственное слово. А Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница – родственное слово»

Вы согласны с Петей? Почему не согласны? (Слово «гусеница» имеет другое смысловое значение)

- Какие слова можно назвать однокоренными?

Задание

На доске записаны слова в две колонки. Слова второй колонки  закрыты.

- Прочитайте слова в первой колонке. Подумайте и ответьте, являются ли они однокоренными:

Пододеяльник               одеяло

Подорожник                   дорога

Подосиновик                  осина

Подберёзовик                 берёза

Варианты ответов:

- Да, они имеют одинаковый корень: «подо»

-  Нет! Эти слова разные по смыслу!

Вопрос: объясните смысл этих слов.

Пододеяльник – мешок из ситца, надетый на одеяло.

Подорожник – лекарственное растение, растущее вдоль дорог.

Подосиновик – гриб, растущий под берёзой.

После объяснения смысла слов, учитель открывает на доске однокоренные слова во второй колонке, которые были закрыты.

-Прочитайте слова. Что вы можете сказать о парах слов в первой и второй колонках? (Они родственные, или однокоренные)

- Какие слова называются однокоренными? (Близкие по смыслу слова с одинаковым корнем)

- Выделите корень.

- Запишите однокоренные слова выделяя морфемы.

6. Значение корня. Закрепление

Работа в группах.

 Задание №1. «Посадить» корень слова, вырастить деревце и получить как можно больше листьев (однокоренных слов)

Задание №2. Морфемное чтение. В придуманных словах прочитайте только корень.

- Вы поняли, что означает это слово?

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшуюся часть слова.

Ясен ли вам смысл этого слова?

Вывод: Смысл слова заключается в его корне. Корень – это главная часть слова. От него «растут» другие слова.

7. Самостоятельная работа. Выделение корня с последующим чтением вслух.

(По учебнику)

Проверка выполнения задания

- Прочитайте только корни слова

- Причитайте другие части слова. Ясен ли смысл слова?

 8. Разучивание корней. «Выращиваем дерево»

   - Я вам сейчас расскажу одну историю. Много лет назад появилось на свете слова ход. Нашли его люди и стали думать: «Что с ним делать:» А слово это и говорит6 «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».

      Посадили люди слово ход, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй , третий. Много ростков появилось от слова ход. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть.

- Давайте и мы «вырастим своё дерево»

Ход

Ходить

 Переходить

Уходить

Выходить

Заходить

Сходить

Ходоки

Ходка

Выходной

(Хоровое разучивание. Простое чтение, выделение морфем, проговаривание вслух, запись в тетрадь)

9. Итог урока

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Научится находить однокоренные слова. Выделять корень голосом (морфемное чтение)

- Какие слова мы называем однокоренными?

- Что такое корень?

Домашнее задание:  Придумать к слову шёл родственные слова

10. Самооценка.

- Ну что, ребята, покажем наше настроение снова? Молодцы!

- Как вы думаете, урок прошёл успешно?

- Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс

Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....

Презентация к уроку по теме "Однокоренные слова. Корень слова"

Презентация к открытому к уроку по теме " Однокоренные слова. Корень слова"...

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова»

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» 2 класс. Лаврова С.В.Раздел: Преподавание в начальной школе.В данной статье представлен урок русского языка во 2...

Однокоренные слова. Корень слова.

Разработка урока русского языка в 1 классе по новым ФГОС НОО...

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...