Урок русского языка "Развитие умения ставить вопросы к словам, обозначающим действие предмета"
материал по русскому языку (2 класс) по теме

Фокеева Ольга Николаевна

2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_glagolu_2_klass.rar1.1 МБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 2»

г.о. Саранск

Открытый  урок

русского языка

в  рамках  семинара

для молодых учителей школы

   

Развитие умения ставить вопросы к словам, обозначающим действие предмета

       

   

                                         Подготовила и провела:

                                                 учитель начальных классов

                                                          Фокеева О.Н.

       

                               Саранск 2012

Тема урока: Развитие умения ставить вопросы к словам, обозначающим действие предмета

Тип урока: урок развития умений

Цели: - развитие умений находить слова, обозначающие действия предмета,        

             ставить к ним вопросы и самостоятельно подбирать нужные по

             смыслу слова-названия действий;

          - дальнейшее овладение родным языком на базе освоения слов-

             названий действий.

1. Организационный момент.

А)  Слышите, звенит звонок!
      Говорит, начнем урок!

- Разные народы приветствуют друг друга по-разному.

- Как здороваемся мы? - Знаете ли, вы как здороваются эскимосы? (Они слегка треплют друг друга за щеки.)

- Поприветствуйте друг друга как эскимосы.

- Покажите карточками, какое у вас настроение?

- Вы готовы начать работу?

Б) Называю слова: спины, руки, тетради, ручки.

    - Вы меня поняли?  (Нет)

    Называю слова: выпрямились, посмотрели, поздоровались, сели.

    - А теперь вы меня поняли? (Да)

- А что же объединяет слова второй группы? (слова-действия)

- Как вы смогли убедиться, без слов-действий наша речь непонятна и бедна, а слова-действия (глаголы) делают её ясной и понятной.

2. Сообщение темы и целей урока.

 Попробуйте определить, чем мы будем заниматься на уроке

  (Задавать вопрос что делает? к словам, обозначающим действия, и подбирать примеры)

   Составим план урока:

1. Учиться задавать вопросы к словам

2. Находить в тексте слова-названия действий.

Вам сегодня предстоит сделать маленькие, но очень важные открытия. Желаю вам творческих удач. Но сначала минутка чистописания.

3. Минутка чистописания

  -  Начертание какой буквы мы сегодня вспоминаем? (С)

   - Дайте характеристику букве С. (согл., парная, глух., обознач [С] , [С])

Работа над предложением.

Связала  Соня  синий  свитер.

- Подчеркните опасные места. Составьте схему этого предложения.

- Какие слова обозначают название предметов.

- Поставьте к ним вопросы.

- На какой вопрос отвечает слово синий? Что оно обозначает? (признак)

- На какой вопрос отвечает первое слово предложения? Что обозначает?

4. Словарная работа.

1. Это слово называет неодушевлённый предмет, который относится к школьным принадлежностям. Оканчивается слово на всегда твёрдый шипящий звук. В его написании есть три буквы а. КАРАНДАШ

2.Это слово произошло от греческого тетро, что означает «сложенный вчетверо». Сшитые листы чистой бумаги в обложке. ТЕТРАДЬ

3. Подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса.

Металлический стержень в колоколе иои колокольчике, который, ударяясь о стенку, производит звон. Пленный, от которого  можно узнать нужные сведения.  ЯЗЫК

4. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает, по полям ночует, коноплю ворует.  ВОРОБЕЙ

-Что общего у этих слов? (безуд гл., слова-названия предметы)

- На какие группы можно разбить ? (по слогам; кто? что?)

- Какое слово лишнее? Почему? (Воробей- кто? одуш.)

   (Язык - многозначное)

- Какие действия может выполнять воробей? (чирикать, прыгать, летать..)

- На какие вопросы отвечают все эти слова? (что делать?)

- Как можно узнать по тетради о владельце?

- Как надо оформлять все записи?

5. Блиц-опрос

  • Слова состоят из …  (звуков)
  • Звуки на письме обозначаются … (буквами)
  • Части слова – это …      (приставка, корень, суффикс, окончание)
  • Предложение состоит  из ….  (слов)
  • Текст состоит из …  (предложений)
  • Первое слово предложения  пишется …  (с большой буквы)
  • Предложение выражает  …   (законченную мысль)
  • У текста есть  ….    (заглавие)
  • По заглавию можно определить … (о чём будет говориться в тексте)
  • К словам-названиям людей и животных ставим вопрос …  (кто?)
  • К словам-предметам, явлениям природы ставим вопрос …  (что?)
  • К слову писал поставьте вопрос…

6.Выборочное письмо по вариантам   Д.М. с.35, упр.71

  1 вариант выбирает после двоеточия слова-названия действий из 1 предложения, 2 вариант - из 2 предложения.

Я (что делал?) ….

Митька (что сделал?) …

- Сколько слов выписал 1 вариант? (3) Прочитайте.

- Сколько слов выписал 1 вариант? (2) Прочитайте.

- На  какие вопросы отвечают оставшиеся слова?

Звуко-буквенный анализ слова ШАТЁР (один у доски)   [ш а т о р]

(вопросы ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки)

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе провести звуко-буквенный анализ?

- Ты сделал всё правильно или были недочёты?

- Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

- Сейчас мы вместе с ….. (имя)  учились оценивать свою работу.

7. Физминутка

     Встаньте, выйдите из-за парт. Я буду называть слова, а вы выполняйте действия, которые они обозначают.

 Шагаем – стоим

 Руки поднимаем – опускаем

 Приседаем – тянемся вверх

 Смеёмся – плачем

 Кричим – молчим

 Стоим – садимся

 - Какая особенность в словах, используемых в разминке. (антонимы)

8. Игра «Перепутаница». Работа в парах

 Слова записаны в два столбика. На какой вопрос отвечают слова первого, второго столбика. Подберите подходящие пары слов, соединив их стрелочкой.

К – 1

 собака                       *  хрюкает

 волк                           * блеет

 овца                           * лает

 свинья                       * кудахчет

 кузнечик                   * мяукает

 курица                       *  гогочет

 кошка                        * стрекочет

 гусь                            * воет

К -2

ножницами                 * бреют

бритвой                       * стригут

удочкой                       *измеряют  

клещами                      * выдёргивают

градусником               * забивают

молотком                    * чистят

плугом                         * ловят

щёткой                         * пашут

Проверка

8. Итог урока

 - Вспомните, какую основную задачу ставили на уроке?

  Что мы делали на уроке? (Задавали вопросы к словам, называющим действия, и подбирали примеры)

- Были ли трудности? Справились вы с этой задачей? Молодцы!

 

БАРОМЕТР НАСТРОЕНИЯ!

- Что у вас получилось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

9. Домашнее задание:  Д.М. стр. 34, упр. 70

                           

                           

                           

                           

                           

                           

                           

                           

                           

                           

                           

                           

                           

                           

                           

                           

К – 1

 собака                       *  хрюкает

 волк                           * блеет

 овца                           * лает

 свинья                       * кудахчет

 кузнечик                   * мяукает

 курица                       *  гогочет

 кошка                        * стрекочет

 гусь                            * воет

К -2

ножницами                 * бреют

бритвой                       * стригут

удочкой                       * измеряют  

клещами                      * ловят

градусником               * забивают

молотком                    * чистят

плугом                         * выдёргивают

щёткой                         * пашут

К – 1

 собака                       *  хрюкает

 волк                           * блеет

 овца                           * лает

 свинья                       * кудахчет

 кузнечик                   * мяукает

 курица                       *  гогочет

 кошка                        * стрекочет

 гусь                            * воет

К -2

ножницами                 * бреют

бритвой                       * стригут

удочкой                       * измеряют  

клещами                      * выдёргивают

градусником               * забивают

молотком                    * чистят

плугом                         * ловят

щёткой                         * пашут

К – 1

собака                       *  хрюкает

 волк                           * блеет

 овца                           * лает

 свинья                       * кудахчет

 кузнечик                   * мяукает

 курица                       *  гогочет

 кошка                        * стрекочет

 гусь                            * воет

К -2

ножницами                 * бреют

бритвой                       * стригут

удочкой                       * измеряют  

клещами                      * выдёргивают

градусником               * забивают

молотком                    * чистят

плугом                         * ловят

щёткой                         * пашут

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"«Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действие предмета»

Конспект урока русского языка . Тема : «Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действие предмета»...

Разработка урока русского языка по теме "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов

Проблемный урок по русскому языку по теме "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов" во 2 класса...

Урок русского языка 2 класс.Понятия о словах,обозначающих признаки предметов

Цели урока: -познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов.  отвечающими на вопросы какой?, какая?. какое?. какие? и их ролью в речи-формировать умение ставить вопрос к п...

Презентация "Развитие умения ставить вопросы к словам,обозначающим действие предмета."

В презентации дети учатся находить слова, обозначающие действие предмета,ставить к ним вопросы и самостоятельно подбирать нужные по смыслу слова-названия действий....

Русский язык. 2 класс. "Понятие о словах, обозначающих действия предметов (глаголах)".

Русский язык. "Понятие о словах, обозначающих действия предметов (глаголах)". Урок выполнен для работы с устройством MIMIO....