Правописание глаголов с безударными окончаниями в настоящем и будущем времени.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Хлыстун Галина Петровна

Современный урок русского языка разработан группой творческих учителей :Самойловой Н.И. и Хлыстун Г.П.

Цель: Формирование умения обосновывать написание безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени на основе алгоритма, составленного детьми.

 

Задачи:

             1. Совершенствовать знания об окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; учить работать по алгоритму;

              2. Развивать умения распознавать спряжение глаголов, расширять словарный запас учащихся;

              3. Прививать любовь к литературе; учить видеть красоту родной природы.

Содержание урока:

 

1.Способ проверки слабой  и сильной позиции гласных в окончании.

 2.Глагол.

 3.Спряжение.

 4. Безударные окончания первого и второго спряжения.

 

 

 

 

             

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus.yaz_v_4kl.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Правописание глаголов с безударными окончаниями в настоящем и будущем времени.

Ход урока

  1. Организационный момент

Кто много вид…т и слуша…т, тот много зна…т.

 - Как вы понимаете эту пословицу?

- Какими вы должны быть на уроке?

- Я желаю вам удачной работы.

2. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.

- Почему я допустила пропуски?(хотели обратить внимание на эти гласные) Почему?(слабая позиция) Какие гласные бывают в слабой позиции? Что важно знать перед написанием этих гласных?(в какой части слова они находятся) Почему?(разный способ проверки)

- В какой части слова находится слабая позиция в данных словах?

-Вспомните способы проверки слабой позиции гласных в окончаниях, выполните задания в группах.

1гр.                                2гр.                                                      3гр.

на мороз…                (в) снежн…м (уборе)                    украс…т

у снежинк…              сверкающ…м (инеем)                 игра…м

о метелиц…             (на) син…м (небе)                         замороз…шь

и т.д.

(При проверки выполненной работы учащиеся проговаривают алгоритм, по которому действовали)

- Что общего в работе всех трёх групп? (слабая позиция гласных проверяется сильной)            

- Обратите ещё раз внимание на пословицу. Прочти слова с пропущенными буквами. Какой частью речи они являются?

- Какие личные окончания могут иметь глаголы? От чего это зависит?

- Что такое спряжение?

3. Возникновение ситуации «интеллектуального» конфликта. Постановка учебной задачи уч-ся.

- Запиши пословицу в тетрадь. Пусть она станет нашим сегодняшним девизом.

- На какой вопрос вы должны ответить? (писать Е или И). Почему? Покажите задачу схемой

- Объясните свои действия при выборе нужной буквы (повторение алгоритма определения спряжения глагола)

- Проверьте, как быстро вы можете действовать по этому алгоритму самостоятельно(работа с тренажёром)

Закрут…т, черн…т, постара…мся, игра…шь, сверка…т, и т.д.

(при проверке выясняется количество слов у нескольких уч-ся)

- Почему каждый выполнил разное количество слов? (выдвигается предположение о каком-то другом алгоритме, который помогает выполнить эту работу быстрее)

- Попробуйте найти новый способ проверки безударных личных окончаний

 

4. Конструирование нового способа действий(дискуссия в группах)

- распределение ролей(выбор лидера)

- Какие знания могут помочь (глаголы; слабая позиция гласных; в окончании, спряжение(«два набора окончаний»: либо Е, либо И),  форма 3л.  мн.ч.

Способ проверки: Чтобы правильно написать безударную гласную в окончаниях глаголов наст. и буд. времени, надо определить спряжение. Для этого поставь глагол в форму 3 лица мн.числа, если –ат,-ят, то это глагол  второго спряжения и надо писать И. Если –ут, -ют, то это глагол первого спряжения, надо писать Е

5. Решение частных задач открытым способом

А) – Послушайте стихотворение С.Есенина (портрет) и выпишите глаголы. Если гласные в окончаниях нельзя писать на слух, пропустите.

     Поёт зима – аука..т,

     Мохнатый лес баюка…т

     Стозвоном сосняка.

     Кругом с тоской глубокою

     Плывут в страну далёкую

     Седые облака.

     А по двору метелица

    Ковром шелковым стел…тся,

    Но больно холодна.

- Какие глаголы записали без пропуска? Почему?

- В каких пропустили? Почему? Для объяснения примените свой выведенный способ проверки. (проблема: стел…тся в 3л.мн.ч. стелЯтся или стелЮтся)

- Сделайте вывод. (этот способ не всегда может помочь)

 

Б). Н.Некрасов тоже очень любил писать о зиме:

     Сыплет с неба белый пушок,

     И скрипит под ногами снежок.

    Санки быстрые с горки летят,

    Ёлки в белом наряде стоят.

- Продолжение на доске

- Проверь действие алгоритма при написании глаголов.

     Снова прав…т  хозяйка – зима!

     Серебром посыпа…т она

     Крыши, улицы, лес и нас всех

     Под ребячий заливистый смех.

- Найдите эпитеты. Подберите синонимы. Что зимой может вызвать заливистый смех? Давайте тоже отдохнём и поиграем

6. Физминутка  Игра «Снежки» (под музыку)

     Мы в снежки играем смело,

     Ах, какое это дело!

     Нам в снежки играть не лень,

     Мы играли б целый день!

     Хлоп, хлоп – не зевай,

     Ты быстрее убегай.

     Хлоп, хлоп – не зевай,

     А теперь в меня бросай!

В) – А теперь послушайте стих-ие А.С.Пушкина (портрет) «Зимнее утро» (звучит музыка ,демонстрируются картины зимнего пейзажа,  ученик читает наизусть, последние строки на доске):

     Прозрачный лес один чернеет,

     И ель сквозь иней зеленеет,

     И речка подо льдом блестит.

- Объясните орфограммы

- Прочитайте орфографически

- Закройте глаза, повторите, как будете писать.

- Напишите эти строки по памяти(звучит спокойная музыка)

- Подчеркните основу предложения, сделайте вывод, покажите это на схеме.

7. Творческая работа. Техника учения «Паучок»

- Может кто-то из вас тоже станет знаменитым поэтом , но начнём с прозы.

- Опишите зимнюю картину только глаголами в наст. и будущ. времени.

- Выделите окончания и определите спряжение (картина и спокойная музыка)

8. Дом.задание.

- Творчество продолжите дома. Напишите эссе на тему «Зима», используя глаголы во 2 лице ед.ч.(если возникнут трудности, то форму глагола можно изменить).

9. Итог урока

- Какие умения сегодня на уроке мы совершенствовали?

- А что было сложнее всего?

- Появились ли новые знания? Какие?

- Как проверить безударную гласную в личных окончаниях глагола?

10. Оценка работы учащихся.

- Спасибо за работу на уроке!

 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Анимация в презентации и сказочные персонажи позволяют грамматические упражнения сделать интересными и занимательными....

Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".

Цель урока: показать зависимость написания безударного личного окончания глагола от спряжения.Тип урока: изучение нового материала.Помощниками учителя на уроке были герои коми народных сказок - ВЭРСА,...

Технологическая карта урока + презентация "Написание глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времен"

Климанова, Л. Ф. Русский Язык. Учебник для образоват. учреждений. учебник 4 класс 2 часть УМК «Перспектива»....

Конспект урока по теме: «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени» (4 класс)

Цели деятельности учителя:развитие умения выделять личные окончания глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени;развитие умения определять спряжение глаголов в настоящем и будущем времени...