Урок русского языка в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Галкина Наталья Николаевна

Почему слова, которые звучат одинаково, написанны по-разному: с большой и с маленькой буквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

                                     1 класс

                           Учитель: Н. Н. Галкина

Тема урока: « Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и с маленькой буквы»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

1.)учить детей распознавать, когда слово пишется с маленькой буквы, а когда –с большой; повторить написание большой буквы в названиях городов, деревень, морей, имен, фамилий людей, в кличках животных; упражняться в постановке ударения в словах, делении слова на слоги;

2.)развивать познавательную активность учащихся через творческую деятельность; развивать понятийный аппарат, речь, каллиграфический навык письма; развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать навык коллективной работы;

3.)повышать мотивацию учения, отрабатывать навыки самооценки, способствовать формированию дружного коллектива и разносторонне развитой личности, воспитание взаимоуважения, аккуратности.

Оборудование:

1.)наглядные пособия( схема предложения, кукла клоун, карточки для игры);

2.)учебник русского языка для 1 класса(авторы Р. Н. Бунеев , Е. В. Бунеева,

О. В. Пронина); карточки для работы в паре, сигнальные карточки для самооценки, рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса(авторы Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева).                                                            

  1. Орг. момент.

Сегодня за окном замечательная погода. Представьте себе ,что у вас

в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелай им удачи.

      2.Чистописание.

       1.)Откройте свои тетради на с.18.

-   А сейчас давайте вспомним правила посадки при письме.

Я тетрадочку открою                          За работу я возьмусь.

И наклонно положу,                             Запишем число.

Я, друзья, от вас не скрою ,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

Рассмотрите героя нашего урока.

          Кто это? Чем он огорчен? Какое имя вы бы ему дали? Как его напишите? Этого клоуна зовут Фуки-Нуки. Он очень любит гулять в лесу и собирать ягоды. Рассмотрите рисунок , догадались какую ягоду собирает клоун? (землянику) Элементы каких букв есть в этой веточке?(буквы к, п)                        Нарисуйте  эти веточки, закрасьте ягоды красным карандашом.

         2.)Написание строчной буквы к и сочетаний.     

На первой строке изображена буква к и сочетания. Какое сочетание является опасным местом при написании?(чк) Напишите данные буквы и сочетания.

      3.)Чтение и запись слов.

Прочитайте слова, которые нельзя переносить?(кок, крюк, бок, клок)

А в каких словах можно допустить ошибку?(печка, сказка)

На какие 2 группы вы разбили бы слова и по какому признаку?(по кол-ву слогов, по вопросу-кто? Что? По кол-ву букв к в слове)

Запишите слова, разделите чертой на слоги.

4.)Упражнение для самоконтроля.

                                  Жил-был клоун Фуки-Нуки,

                                  В школе он учил науки.

                                   А писать он не умел,

                                   В это время Фу ревел.

                                   Покажите-ка, ребятки,

                                    Буквы лучшие в тетрадке.

 (Ученики обводят карандашом лучшие буквы в кружок.)  

3.Словарная работа.

1.) Игра « Распутай слова»

              Вот так горе! Вот беда!

              Как запутались слова!

              Все они из трех слогов.

              Кто помочь словам готов?

Со  бе  кор  ба  ре  зи  ка  за  на  (На доске карточки , дети выходят и составляют слова)

- Запишите в тетради слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.(Собака, береза, корзина)

- Составьте предложение по схеме: ___   ____   собака     ______.

( Дома живет собака Белка.)

- Почему в предложении два слова записаны с большой буквы?( Начало предложения ,кличка собаки.) А какие еще слова мы пишем с большой буквы?

4.Сообщение темы и цели урока.

-Прочитайте строчки из стихотворения Е.Руженцева.

Прибежали в город Львов         Двадцать пять веселых львов.

- Какие слова в этих строчках звучат одинаково , а пишутся по-

разному? Почему?

- Знаете ли вы еще такие слова?(орел, Орел, Тигр, тигр, Красное море, красное пальто, Белое море, белое платье, Тихий океан, тихий вечер,

Индийский океан, индийский мальчик. Записаны на карточках, на доске.)

Как вы думаете какая тема нашего урока?

-Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать, когда слово пишется с маленькой буквы , а когда- с большой.

5. Физ. минутка.

6. Тренировочные упражнения.

1.Упр.34 - Прочитайте задание и текст упражнения.с.31

-Прочитайте первое сочетание.(Гриб чернушка.)

- Какую букву напишем на месте пропуска? Почему?( строчную ч, это название гриба.)

- Запишем это сочетание.( Один ученик на доске)

- Обозначает ли буква е мягкость согласного / ч / в слове чернушка?( Нет,

Звук / ч / всегда мягкий.)

Запись словосочетаний. Подчеркнем заглавную  ч  и опасные места в словах. (Курочка Чернушка , Черное море, черное платье ,деревня Черемушки, расцвела черемуха.)

- Когда мы писали слова с большой буквы?

2. Работа в паре.

Объясни почему слова, которые звучат одинаково ,написаны по-разному- с большой и маленькой буквы?

(На карточках )

зеленый                   Огонек                     пушистая        Белка

конь                            огонек                     щенок             снежок

белый                        пушок                       первый           Снежок

кот                              Пушок

коза                            белка

     7. Итог урока.    

- Какие слова пишутся с заглавной буквы?

- Оцените свою работу на уроке.

- Зеленый круг- все сделал сам, мне было интересно.

- Синий- я работал хорошо, мне было интересно, но трудно.

- Красный- я старался , но многое не вышло, я устал.

- Я считаю, что мы раскрыли тему нашего урока и справились с целями и задачами , которые перед нами стояли.

- Спасибо за работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...