урок русского языка в 4 классе "Глаголы-исключения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Федотова Марина Николаевна

урок русского языка в 4 классе по учебнику Рамзаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagoly.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Кураловская средняя общеобразовательная школа

Спасского муниципального района РТ

Урок русского языка в 4 классе

Тема «Глаголы – исключения»

Разработала

Федотова М.Н.

учитель начальных классов

Цель: уточнение знаний об особенностях глаголов 1 и 2 спряжения; ознакомление с глаголами-исключениями; развитие распознавать их в тексте и правильно писать безударные личные окончания; обогащать словарный запас детей, повышать интерес учащихся к изучению русского языка.

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания.

Упражнения для разминки пальцев.

а) Игра-упражнение «Пальчики здороваются»

    Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся            

    большого пальца левой руки, и наоборот.

б) Игра-упражнение «Согреем пальчики»

    Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем

    левую руку, и наоборот.

в) Ладошки лежат на парте. Поднимаем пальцы по одному (начиная с

    большого) сначала одной руки, затем другой. Потом в обратном

    порядке.

г) Игра «Пианино»

Карточка 1.

Шл оло оз е губ сл еж ьк ах

Пришла холодная зима. Дороги заносит снегом. Кругом сугробы. Ребята помогают взрослым убирать снег. После школы дети играют в снежки, катаются на коньках и лыжах.

Карточка 2.

Пл сн бе чьи еет ск жу ми цв

Потеплело. Тает снег. Бегут ручьи. Зеленеет на лугах молодая травка. Летят с юга грачи, скворцы, гуси, журавли. Весело поют птицы. Громко жужжат пчёлы над первыми цветами.

Карточка 3.

Ои рк ут уд аб щи бя ос ни

Стоит жаркое лето. По утрам в лагере труда и отдыха школьники работают на огороде. Они помогают выращивать овощи. Весело ребятам после работы. Вечерами дети поют песни.

Карточка 4.

Нью мн ук ощ яр фе яб лх ши

Осенью много фруктов и овощей. На ярмарке продают картофель, капусту, моркрвь, помидоры, кабачки и огурцы. Колхоз привёз на машине яблоки, груши, сливы.

  1. Повторение изученного материала.

Назовите глагол, укажите спряжение.

  1. доставлять радость кому-либо (радовать-1)
  2. оказывать внимание, заботиться о ком-либо (ухаживать-1)

  1. вызывать удивление (удивлять-1)
  2. предупреждать о чём-либо с угрозой (угрожать-1)
  3. устанавливать сходство и различие (сравнивать-1)
  4. соединять какие-либо части с помощью клея (клеить-2)
  5. относиться с сочувствием к кому-либо, к чему-либо (сочувствовать-1)
  6. не разрешать делать что-либо (запрещать-1)
  7. вести спор (спорить-2)

-Как по неопределённой форме проверить безударные окончания глаголов в настоящем времени?

-Какие окончания у глаголов 1 спряжения? 2 спряжения?

      4. Постановка темы и цели урока.

На доске: сверкать, дышать, праздновать, сиять, носить, ловить, слышать, смотреть, верить, поливать, гнать, работать.

- Внимательно прочитайте слова на доске. Что их объединяет?

-Это глаголы в неопределённой форме.

-Разделите их на группы (1 и 2 спряжение)

1спр.                                    2 спр.

сверкать                      носить

дышать                        ловить

праздновать                верить

сиять

слышать

смотреть

поливать

гнать

работать

-Объясните, почему вы их так разделили? Давайте проверим.

-Кто догадался, какова тема нашего урока?

-Сегодня мы познакомимся с глаголами-исключениями.

1 спр-ить               брить, стелить

2 спр-ать, еть        гнать, держать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть,

                              зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Грамматическая сказка.

«Откуда появились глаголы-исключения»

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал их однажды царь и говорит им:

-Стар я стал, дети мои. Трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.

И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась  в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Пришли они к царю с просьбой:

-Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

-Что случилось?

-По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве 2 спряжения. Разреши нам остаться с ними.

-Рад бы я вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

-Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на –ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению. Запомните их, ребята!

Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть

Вы запомните, друзья

Их на е спрягать нельзя!

5.Работа по учебнику. Стр.206, упражнение 479

6. Словарная работа.

-Как вы понимаете смысл слова сверкать?

Сиять ярким, искристым, прерывистым светом.

-Какого спряжения этот глагол? Подберите к нему синонимы (похожие по смыслу слова) сиять, светить, блестеть, гореть, светиться.

-Запишите предложение: Сверкает яркий луг росой.

-Подчеркните главные члены. Расставьте фишки в грамматическом лото.

     7. Работа с перфокартами.

Разноуровневые задания.

1 уровень.

Напишите глаголы в единственном числе, укажите спряжение.

Рису…т, слыш…т, отвеча…т, дыш…т, дежур…шь, дыш…шь, завис…т, купа…т, помож…т.

2 уровень.

Подберите и запишите ответы используя глаголы-исключения.

  1. Втягивать и выпускать воздух
  2. Причинить огорчение
  3. Воспринимать окружающее с помощью зрения
  4. Различать, воспринимать звуки
  5. Приводить в круговое движение
  6. Испытывать неприязнь или отвращение

3 уровень.

Придумайте и запишите рассказ из 5-6 предложений: по одному – с глаголом-исключением. Глаголы должны быть в настоящем или будущем времени. Используйте разные лица и числа.

Игра «Кто самый внимательный?»

Я зачитаю слова, среди которых есть разные части речи. Вы должны записать только глаголы в неопределённой форме.

Ходит, ходить, косит, косить, кровать, крыть, сесть, носят, носить, скатерть, стирают, плеть, плести, когти, ногти, нести, держать, петь, стеречь.

Индивидуальное задание.

Образовать глаголы в неопределённой форме.

Любовь, дружба, стрижка, перевод, слух, удивление, печка.

     8. Итог урока.

-Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

-Сколько их?

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....