конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Сазонова Ирина Семёновна

открытый урок по русскому языку в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Подлежащее и сказуемое.                                          Учитель начальных классов:

                                                                                                              Сазонова Ирина Семеновна    

Цель урока:

  • Изучение главных членов предложения .

Задачи:

  • Формировать понятие сказуемого (предиката) как члена предложения, с помощью которого выражается грамматическое значение предложения;

  • Формировать понятие подлежащего, как члена предложения, от которого зависят грамматические формы сказуемого;

  • Развивать познавательные интересы учащихся, умения наблюдать,

анализировать;

  • Развивать творческие и коммуникативные умения учащихся.

Предполагаемые результаты:

В результате изученной темы дети должны :

  1. Знать, что  предложение - это синтаксическая единица, образованная на основе взаимной связи и служащая в речи высказыванием.
  2. Владеть понятием «предикат», «грамматическая основа».
  3. Уметь находить в предложении грамматическую основу- подлежащее и сказуемое.

Оборудование:

Сказочная карта, кораблик, карточки с заданиями, оценочные листы, таблички со словами «подлежащее», «сказуемое», «предикат», «грамматическая основа».

I.Создание учебной ситуации

Сегодня у нас необычный урок  - путешествие, полное  опасностей и неожиданностей. Мы  поплывём с вами вот на этом корабле, к земле

Знаний. Наша тетрадь  будет сегодня судовым журналом, в котором мы будем вести записи. Каждую свою работу вы будете оценивать в маршрутных листах. А если будут утопающие, то мы кинем вам шлюпки.

(на доске сказочная карта,  на ней указан маршрут)

Кто за приключения?

Все без исключения!

Давай поднимем парус

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось

Ещё немало стран,

Пока что не открытых,

Или давно забытых!

Дорог в морях немало-

Смелее у штурвала.

II. Создание проблемной ситуации

А отправляемся мы из порта «Знайка».

Небольшое волнение на море, как и в этом задании (на доске листы с заданием)

Ребята уехать

Парусный лодка

Интересный путешествие

Солёный вода

Ребята уехали

Парусная лодка

Интересное путешествие

Солёная вода

У.Чем отличаются пары слов, записанные слева, от  пар слов, записанных справа?

д.Слева записаны отдельные слова, а справа  синтаксические единицы

У.Можно ли составить диалог из слов, записанных слева?

д.Нет.

У.А из пар, записанных справа?

д.Да.

У.Запишите эти синтаксические единицы. Определите  вид связи.

Какое из этих единиц лишнее? Почему?

д.Если взаимная связь в речи является высказыванием, то она называется предложением.

У.Давайте запишем это предложение.

III. Постановка и решение учебной задачи

У. Какое действие совершили ребята?

д. Уехали.

У.Какой частью речи является  это слово?

д.Глаголом.

У.Подчеркните это слово - действие   двумя чертами.  Так принято подчёркивать сказуемое - один из главных членов предложения.  Понятен ли был бы смысл этого предложения, если не было бы сказуемого?

д.Нет.

У. Как бы звучало это предложение?

д.Совсем непонятен смысл.

У.Член предложения, с помощью которого выражается его грамматическое значение, называется сказуемым (от латинского «предикатум»), т.е. грамматическое значение предложения называют предикативностью (на доске новые слова – предикат, сказуемое)

У.Оцените свои знания в маршрутных листах.

 У. На таком корабле, да с таким экипажем можно плыть к самому горизонту. Следующая остановка « Театральная»

(сказка о главных членах предложения) 

Д.

Когда-то давным-давно,
В какие-то времена,
(Уже не помнит никто)
Жили в предложении слова
И не делились по значению тогда.
Не было ни главных, ни второстепенных,
Жили все на равных:
Весело, степенно…
Но однажды
Приключилась в предложении суматоха.
Все слова всполошились:
- Как плохо!
- Кто здесь главный?
- Кому мы поручим команду свою?
Нет ни матери, ни отца,
Не замолвить за нас ни словца.
Призадумались слова в предложении.
Как же выйти нам из этого положения?
Стали думать они и гадать;
- Кого же главным мы можем назвать?
Долго думали и гадали
И, наконец-то, они признали:
- Тот, о ком говорится в предложении,
Будет главным для нас одолжением.
Имя будет ему подлежащее,
Имя самое подходящее.
А что делать ему в предложении,
Тут мы скажем уже без сомнения:
Здесь сказуемое будет помогать
И за все в предложении отвечать.

У. О каком члене предложения идёт речь в сказке?

д.О подлежащем.

У. Давайте вернёмся к нашему предложению и посмотрим, кто совершал действия?

д.Ребята.

У.Это, как вы уже догадались  -  подлежащее. Это тоже главный член предложения  и   подчёркивается он одной чертой. А теперь докажите на примере этого предложения почему подлежащее и сказуемое главные члены предложения? (вывешивается на доску табличка – подлежащее )

д.Смысл предложения будет непонятным, если отсутствует один из этих членов?

У.Молодцы!

IV. Первичное закрепление. Создание  ситуации успеха

У.Путешествие продолжается. Вас не укачало? Будьте внимательны.Что такое? Нам прислали   телеграмму. Посмотрите на текст (на доске текст телеграммы)

Помогите. Спасите. Заболели. Приезжайте. Не спят. Не едят.

У.Этот странный листок выпал из судового журнала. Понятен ли смысл этой телеграммы? Запишите текст телеграммы в судовой журнал. Кто догадался, из какого произведения выпали эти строки?

д. «Доктор Айболит»

У.А кто написал?

д. К.И.Чуковский

У. Из каких частей речи состоит телеграмма? А как вы думаете, каким членом предложения является?

д.Сказуемым.

У.Подчеркните.

Чего не хватает, чтобы текст телеграммы стал понятным?

д.Нет слов, кто выполняет эти действия.

У.Как вы думаете, каким членом предложения   будут являться эти слова?

д.Подлежащим.

У.Молодцы! Оцените свои знания в маршрутных листах.

                      .                                                                                                                                                                                                                                                                                          

V. Динамическая пауза                          

     

Вот над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(плавные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок.

VI. Рефлексия пройденного.

У.Наше путешествие продолжается. Мы причалили к порту «Библиотека»

А с чем работают в библиотеке?

д.С книгой.

У. Молодцы! Откройте учебник (упр.243)  Прочитайте задание.

д.Списать, подчеркнуть главные члены, указать  над ними части речи.

(выполняют упражнение в тетрадь)

У.Помните, что в судовом журнале не должно быть исправлений.

Не забывайте заполнять маршрутные листы.

VI. Контроль и оценка знаний

У.Путешествие продолжается.                  

Вижу впереди остров. Но что это?SOS! Океанская солёная вода размыла слова в предложениях. Помогите справиться с этой бедой. Я предлагаю поработать в парах. Спишите в судовой журнал, вставляя слова, подчёркивая подлежащее и сказуемое (карточки на парте).

……………купил билет в театр Карабаса- Барабаса .

……………спрыгнул с окна и покатился по дорожке.

……………потеряла на балу туфельку.

С первого щелчка прыгнул ……….до потолка.

…………носил  голубую  шляпу, оранжевую рубашку с зелёным галстуком.

У.Прочитайте своих героев. Из какой сказки? Кто написал?

д. «Приключения Буратино»-А.Толстой, «Колобок»-русская народная сказка, «Золушка»-Ш.Перро, «Сказка о попе и его работнике Балде»-А.Пушкин, «Приключения Незнайки и его друзей»- Н.Носов.

У.Назовите подлежащее и сказуемое в этих предложениях. Обратите внимание, какой частью речи выражено сказуемое? А подлежащее?

д. Подлежащее чаще всего выражено именем существительным, а сказуемое глаголом, а вместе они составляют грамматическую основу предложения (на доске табличка)

У.Ребята, вы прекрасно справились с этим заданием.

Поставьте себе оценки в маршрутных листах.

VII. Итог урока.

У.С чем мы познакомились на уроке? Что такое грамматическая основа?

Чем может быть выражено подлежащее? А сказуемое? Что такое предикат?

У.Свою работу вы можете оценить, если выпишите первую букву из каждого слова.

Метель очень ласково одела деревца елового царства (молодец!)

У.У вас у каждого на парте есть солнышко и тучка. Выберите, что соответствует вашему настроению.

У.Мы причалили к земле Знаний. Опустите якорь. Настоящими  моряками были сегодня…………………….,они получают 5.А могут ими стать, если постараются………… они получают 4.

VIII. Д.З.

Упр.244 при выполнении домашнего задания могут быть «ловушки», которые мы разберём на следующем уроке.

Сдайте, пожалуйста ваши маршрутные листы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....