План-конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Алексеева Татьяна Евгеньевна

План -конспект урока по русскому языку на тему: 

 

СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [д], [д’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ - ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Д, д

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_46_po_russkomu_yazyku.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 46

СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [д], [д’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ - ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Д, д

Ход урока

  1.  Сообщение темы урока.
  •  Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду.)
  •  Какой звук слышится, когда звенит колокольчик? (Динь-динь-динь.)
  •  Какие звуки слышим в начале этих слов?
  •  Что вы можете сказать об этих звуках?
  •  Назовите тему урока.
  1.  Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с. 46).
  •  Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.
  •  Что изображено слева? (Дыня.)
  •  Прочитайте слово «дыня» по слогам и орфоэпически.
  •  Произнесите первый звук в слове «дыня».
  •  Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.)
  •  Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «ы».)
  •  Кто изображен справа? (Девочка.)
  •  Проанализируйте схему-модель слова и определите, как зовут девочку. (Дина.)
  •  Прочитайте слово «Дина» по слогам и орфоэпически.
  •  Произнесите первый звук в слове «Дина».
  •  Дайте характеристику звуку [д’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)
  •  Объясните, почему звук [д’] произносится мягко? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «и».)
  1.  Конструирование большой и малой букв Д, д.

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Д», «д».

Вот стоит, дымок пуская,

Буква «Д» - труба печная.

В. Степанов

  •  Из каких элементов-шаблонов они состоят?

Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит сконструировать из них буквы «Д», «д».

1


Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

Физкультминутка
*■ *г

  1.  Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «д» и звуков [д], [д’].

Буква «д» обозначает два согласных звука: твердый звонкий [д] и мягкий звонкий [д’].

  1.  Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.
  •  Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (Дом, дым, Дима.)
  •  Прочитайте слово «дом» по слогам и орфоэпически.
  •  Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
  •  На каком месте в слове «дом» стоит буква «д»?
  •  Какой звук обозначает буква «д» в слове «дом»?
  •  Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.)
  •  Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «о».)
  •  Прочитайте слово «дым» по слогам и орфоэпически.
  •  Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
  •  Произнесите первый звук в слове «дым».
  •  Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.)
  •  Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «ы».)
  •  Прочитайте слово «Дима» по слогам и орфоэпически.
  •  Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
  •  На каком месте в слове «Дима» стоит буква «д»?
  •  Какой звук обозначает буква «д» в слове «Дима»?
  •  Дайте характеристику звуку [д’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)
  •  Объясните, почему звук [д’] произносится мягко? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «и».)
  •  Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю».)
  1.  Чтение слогов по заданным схемам.

После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.

2


  •  Чем похожи слоги в каждом столбике?
  •  Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике слоги, которые начитаются с гласного звука. Во втором - слоги начина ются со звука [д\ В третьем - слоги начинаются со звука [()'].)

VII. Чтение слогов и слов (с. 47). Чтение рассказа «Данила».

После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, ело- ва-признаки, слова-действия. У каждого слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-предметы, прямоугольники желтого цвета - слова-признаки, прямоугольники голубого цвета - слова-действия.

Далее учитель проводит словарную работу.

Домино - настольная игра в пластинки, на которые нанесены очки в виде точек.

Наудил - наловил много рыбы.

Надымил - напустил много дыма.

  •  Прочитайте текст «Данила».
  •  Объясните значение слов «лён», «лодырь».

Лён- травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семени - масло.

  •  Отгадайте загадку:

В чистом поле - не в лесу Хворостинок припасу:

Чтоб семья оделась,

Чтобы вкусно елось,

Чтобы хата грелась.

(Лён.)

Слово «лён» является родственным латинскому «линия», «нитка». Уже само название растения «намекает» на то, что оно используется для ткачества.

Лён- первое прядильное растение, которое узнал человек. Культуре льна около 9 тысяч лет. Из Индии это растение перешло в Ассирию и Вавилон, а затем в Египет. Древние египтяне стали запеленывать мумии узкими полосками не шерстяной, а льняной ткани за 3 тысячи лет до н. э. Одежду фараонов и высших жрецов шили из тончайших льняных тканей, сквозь пять слоев которых просвечивало тело. Позднее льняные ткани русских мастериц тоже славились своей тонкостью и красотой, их звали «северным шелком». Нигде лён так не прижился, как в России. Даже и представить себе трудно, что не было когда-то у нас голубых льняных полей.

з


Лодырь - лентяй, бездельник. Это слово пришло к нам из немецкого языка.

  •  Найдите и прочитайте слова с твердым звуком [д]. (Данила, рад, лодырь, дуда.)
  •  Найдите слова с мягким звуком [д’]. (Дудел, дело, делал.)

VTII. Чтение минимальных пар слов (на розовом фоне), которые отличаются одним звуком и имеют различное значение.

Учащиеся читают пары слов, объясняют их значение, указывают, какими звуками отличаются данные пары слов.

  1.  Игра «Кто больше запомнит слов со звуками [д], [д’]. Деревенские дети дружно делали дом. Деревянный. Дощечка да дощечка. Дырочка - дверь.

Дострогали, допилили, докрасили. Добротный дом. Домик для дворняжки. (Л. Яхнин)

  1.  Загадки.

Учащиеся отгадывают загадки и делят слова на слоги.

Кто в дни болезней всех полезней        Лежит - ниже коня,

И лечит нас от всех болезней?        Встанет        - выше коня.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IX. Задания на развитие внимания.

  1. Игра «Звук заблудился».

Мама с бочками (дочками) пошла По дороге вдоль села.

На поляне весной Вырос зуб (дуб) молодой.

Сели в ложку (лодку) и - айда!

По реке туда-сюда.

На улице столбом, А в избе скатертью.

(Доктор.)

Она идет между сел и полей, А люди все идут по ней.

(gpgojaj

Он по-рабочему одет - Удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет И пестрая спецовка.

Его весной и летом Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки.

4


ж

X. Итог урока.

- Какие звуки обозначает буква «д»?

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс

Цели:         - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»;          -учить классифици...

План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.

данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.

Урок составлен в соответствии  с требованиями ФГОС,  показывает работу обучающихся  с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....

План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".

На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....

План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"

Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...