Статья "Рекомендации по устранению ошибок и недочётов по русскому языку в 1-2 классах".
статья по русскому языку (2 класс) по теме

Лукашенко Алла Георгиевна

Рекомендуемые тренировочные упражнения для развития орфографической зоркости у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по устранению ошибок и недочетов по русскому языку в 1-2 классах.

В 1 классе на уроках обучения грамоте, дети знакомятся с признаками «опасных при письме мест» для гласных и согласных. Первоклассники постепенно осмысливают признаки встречающихся «опасностей», а также накапливать опыт нахождения «опасных мест» в словах, предложениях, текстах. В 1 классе вводится выражение «опасное при письме место», заменяющее собой термин «орфограмма» (он появится во 2-м классе), — это начало последовательной работы над орфографической зоркостью первоклассников. Ядром такой работы (со второй четверти) является обучение поиску безударных гласных и парных по глухости — звонкости согласных в определённых позициях.

 В упражнениях предусматривается целенаправленная работа по формированию орфографической зоркости учащихся. Сначала дети узнают, что большая буква в начале предложения и знак в конце — это «опасные при письме места». Затем узнают, что пробелы между словами — это также «опасные при письме места».

Вместе с учениками наблюдаем за безударными гласными, выявляем буквы безударных гласных в словах. Произносим так, как мы говорим, а потом внимательно смотрим на буквы. Оказывается, что на месте одного и того же безударного гласного звука [а] в одних случаях буква а, а в других – о. При работе с заданиями учащиеся наблюдают: бывает, что звук и буква совпадают, а бывает, что они различны. Место при письме, где требуется выбор написания, и называют орфограммой, а неверный выбор — орфографической ошибкой. Умение же замечать орфограммы («опасные при письме места») именуют орфографической зоркостью.

К концу периода обучения грамоте мои ученики могли достаточно свободно и быстро проводить полный звуковой анализ слов, легко выделяли отдельные звуки и определяли их характер: гласный — согласный; гласный ударный — гласный безударный; согласный твёрдый — мягкий, звонкий — глухой; знали парные и непарные согласные звуки (прежде всего, по глухости — звонкости). В основной период обучения грамоте,  дети приучаются обращать внимание на безударные гласные.

Итак, для успешного формирования умения находить орфограммы необходимо: а) на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также хорошее развитие у них всего комплекса фонетических умений; б) познакомить учеников с признаками наиболее частотных орфограмм; в) систематически тренировать в выявлении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения, в том числе и логопедического характера. Так как у обучающихся в большинстве случаев присутствуют речевые нарушения различной степени тяжести. На своих уроках я использую следующие виды упражнений.

Дидактические упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия и узнавания букв (буквенного гнозиса).

1.Допиши знакомые тебе печатные и рукописные буквы.

2.Рассмотри и назови каждую букву и ее цвет.

        а у и ы э м к т пц б

3.Запиши  только те буквы, которые написаны красным цветом.

        у к е н г ш з щ з х ы м пр д

        с ю б т и мл э ъ ж щ е л н с х

4. Выделить буквы, наложенные друг на друга.  Написать.

5.Рассмотри буквы. Назови порядковый номер тех букв, которые записаны неверно. Запиши буквы правильно.

6.Продолжи строку букв.

уиуииуиуии

7.Запиши  буквы и обведи в кружок: гласные буквы красным карандашом, согласные – синим.

Водэчмншкюаяыйёфт

8.Рассмотри буквы и назови их.

Запиши буквы в алфавитном порядке.

9.Рассмотри таблицу букв. Запиши буквы парами, сходные по начертанию.

10.Назови «Какие буквы перепутались». Запиши слова. Подчеркни сочетание жи – ши.

11.Прочитай «изограф». Запиши слово. Подчеркни орфограмму.

Дидактические упражнения для развития пространственных представлений совместно с развитием орфографической зоркости.

1. Рассмотри изображения овощей и фруктов. Скажи, что где находится и запиши ответы по образцу. Образец: Груша находится на первом месте слева. Помидор – за абрикосом и перед луком.

2.Определи, в какой клетке должно находиться каждое животное в зоопарке, если известно, что:

Суслик занимает вторую клетку.

Перед клеткой тигра находится клетка носорога.

Клетка льва – третья слева.

За клеткой тигра находится клетка верблюда.

Запиши, где находится пустая клетка. Чья она?

3.Кто наверху (над девочкой), а кто внизу (под девочкой)? Запиши. Подчеркни гласные буквы одной чертой, согласные -  двумя чертами.

Наверху (над):                       Внизу (под):

4.Рассмотреть и записать, какие предметы находятся слева, а какие справа от девочки (обрати внимание на то, как стоит девочка).

 Слуховые диктанты предложений.

Начинающему ученику сложно (а при незнании букв и просто невозможно) написать настоящий диктант. А как хочется это сделать!

1. Найдём компромиссное решение: запишем предложение цифрами, обозначающими количество слов в предложении

Наступила осень. (2)

Часто идут дожди . (3)

Птицы улетают . (2)

Итак, 2. 3. 2.

Такой необычный диктант может быть записан яркими фломастерами. А после выполнения задания следует восстановить «зашифрованную» запись, активизировав тем самым память детей.

2. Ещё необычнее будет задание сосчитать количество пробелов (пропусков) между словами.

Зима пришла . (1)

Выпал пушистый снег . (2)

Замёрзли реки  . (1)

Какая красивая зима  . (2)

Итак, 1. 2.1.2.

Такие диктанты могут проводиться в I классе почти на каждом уроке по следам интересных событий, прочитанного. Составлять их могут и сами дети  Задания эти способствуют развитию речевого творчества детей.

 Слуховой диктант слов.

1. Пропуск целого слова – нередкая ошибка в тетрадях учащихся. При овладении слоговым анализом слов может быть использована цифровая запись. Диктант слов разной слоговой структуры станет наиболее продуктивным, количество анализируемых слов увеличится во много раз, если учитель предложит детям цифровую запись, обозначающую

1.1.  Количество слогов в слове:

Мак(1), маки(2), маковка(3);

1.2.  Номер ударного слога:

Маки(1), макушка(2).

2.  Пропуски гласных – одна из наиболее часто встречающихся ошибок. Это объясняется тем, что основную смысловую нагрузку в словах русского языка несут на себе согласные. Можно предложить детям не совсем обычный слуховой диктант: вместо целых слов они записывают гласные из этих слов. Методически оправданной  будет следующая последовательность подобных диктантов.

2.1. Диктант слов, начинающихся с ударных гласных первого ряда (соответственно, записывают только начальные ударные гласные).

Игры (и), остров (о), отпуск (о), арка (а), астры (а), иглы (и), эхо (э), утка (у), улей (у).

Дети быстро и легко справляются с этим диктантом. Одновременно решаются вопросы дифференциации гласных о и а, о и у, и и э ( звуки эти нередко смешиваются учащимися из-за их артикуляторного сходства).

2.2.  Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же, как и звучат:

Дом (о), нож (о), рак (а), кит (и), сон (о), сын (ы), сыр (ы), мак (а), дым (ы), бык (ы), лак (а), лось (о), конь (о), сом (о).  

2.3. Диктант двусложных слов несколько труднее. Возникает возможность ошибочной записи безударной гласной. Оправданным будет «орфографическое» проговаривание. Одновременно учим детей проверять безударные гласные.

Сахар (а-а) , мука (у-а), кони (о-и), коза (о-а), грибы (и-ы), дома (о-а), сани (а-и), лиса (и-а).

Постепенно в работу включаются слова с гласными второго ряда.

2.4. Диктант трёхсложных слов выполняется так же. Во втором полугодии I класса и во II классе такие диктанты эффективны для проверки усвоения словарных слов.

Корова (о-о-а), сорока (о-о-а), ворона (о-о-а).

 Работа с цифровым рядом.

Пропуски согласных в стечениях и их перестановки часто встречаются в работах учеников.

Для диктанта подбираются слова со стечением согласных. Перед учениками на столе цифровые ряды от 1 до 10. Цифры можно записать в каждой тетради.

Даётся задание найти место звука (буквы) в словах и записать цифрой в тетрадях. Например, найти место [р] в словах:

Бросить (2), зебра (4), подобрать (6), привезли (2), грачи (2).

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Во 2 классе рассматриваются два новых вопроса: 1) написание ( или отсутствие) ь для обозначения мягкости согласного звука, стоящего перед согласным; 2) использование разделительных знаков при обозначении звука [й]. Обучающиеся выясняют что, функция разделительных знаков состоит в том, чтобы участвовать в обозначении звука [й’].

При изучении раздела «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» водится понятие «орфограмма».

Ребёнку для сознательного осуществления сложного орфографического действия нужно выполнить несколько обязательных операций: 1) обнаружить «опасное место»; 2) осознать те варианты письма, из которых он выбирает, т.е. поставить перед собой орфографическую задачу, и только тогда приступить к третьему этапу – к решению осознанной им задачи. Используемый способ записи и позволяет материализовать для ученика те операции, которые нужно выполнять при постановке орфографической задачи.

Выдержать разделение операций, хотя бы несколько уроков, очень важно для формирования у детей осознанности письма. Например, хвалю их за знание правила, за хорошую память и т.д. Говорю, что меня прежде всего интересует их внимательность, зоркость, наблюдательность, способность быть «хорошими разведчиками, которые обнаруживают все опасности на пути». Рекомендация для детей проста: точно знаешь написание (помнишь букву, действуешь по правилу) – пиши; не знаешь или не уверен – оставляй «окошко».

Во второй четверти активно продолжается начатая орфографическая работа.

Обучающиеся должны овладеть понятиями: родственные слова, корень слова, однокоренные слова. Вторая группа понятий, необходимых для осознания способов выяснения орфограмм в корне, - это изменение слова и окончание. 

Новизна орфографической работы (по сравнению со всем предыдущим периодом обучения) состоит в том, что школьники приучаются к мысли: букву в одном из родственных слов можно узнать, пользуясь «секретом корней», так как во всех родственных словах корни пишутся одинаково. Применение «секрета корней» предполагает примерно такое рассуждение: слово образовалось от…(можно объяснить с помощью слова…; оно родственное слову…), а я знаю (помню), что это слово пишется…, значит, и в этом слове на месте «окошка» нужно писать… .

Развитая орфографическая зоркость, овладение приёмом письма с пропуском орфограмм обеспечили ученикам, во-первых, внутреннюю потребность в знакомстве со способами решения возникающих орфографических проблем, а во-вторых, практическую готовность начать пользоваться приобретёнными знаниями не только при выполнении специальных упражнений, но и в свободном письме. Для освоение орфографических правил, я применяю следующие виды упражнений:

Комплекс упражнений как средство исправления ошибок младших школьников.

1.Найти в предложении лишнее слово.

  • В саду собирают яблоки, фрукты, груши.
  • На празднике было много мальчиков, детей, девочек.
  • На лугу растут ромашки, цветы, колокольчики.

2.Найдите повторы в данных предложениях, исправьте (предложения записаны на доске).

  • Покрытая сухими листьями лесная тропинка привела нас на лесную поляну.
  • Рядом с лагерем есть лес, а за ним есть речка.
  • Ребята бежали за лисой, но она убежала.
  • Был  солнечный день.  День был теплый.

3.Найдите ошибки, напишите правильный вариант.

  • У меня много делов.
  • Ждут каникулов
  • Ходят без польт.

4. Предложите  правильный вариант.

  • Текет крыша
  • Красивше
  • Туманная утра
  • Вся семья встретились

5. Прочитайте  предложения.  Напишите  правильный вариант.

  • Я люблю не только рисовать, а лепить из пластилина.
  • На зеленой лужайке стоял колодец старый.
  • День стал короче, а ночь длинной.

6. Найдите повторы слов в предложениях. Исправьте.

  • Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала  стая волков. Лоси побежали к сторожке.

7.Предложите правильный вариант

  • Пример решается действием отнимания.
  • Девочки собирают ягоды и малину.
  • Около ух пятнышки.

8.Составьте из двух предложений одно.

  • Птиц в парке мало. Потому что многие улетели в теплые края.
  • Поймал Сережа ужа. Посадил его в клетку.

9.Предложите правильный вариант.

  • Вкусная картофель
  • Не ложи на парту
  • Колодец был высох.

10.В данных предложениях вставьте слово «который» в нужной форме.

  • Гречиха – травянистое растение, из семян … изготовляют крупу.
  • Белка – зверек с пушистым хвостом, …прыгает с дерева на дерево.

11.Найдите ошибки, напишите правильный вариант.

  • Шишка на лбе
  • Урожай яблоков
  • Пирожки с повидлой
  • Шесть карандашов

12.Предложите правильный вариант

  • Застрял в лужу
  • Описывать о природе
  • Вкусная печенья
  • На лбе шишка

13.Выберите одно из слов, указанных в скобках.

  • Мы до этого не (догадались, додумались)
  • Вот до чего (доводит, приводит) невнимательность.
  • Он (поразился, удивился) случившемуся.

14.Найдите и устраните повторы в предложениях

  • Высохли трава и дуб. Больше не плел гнездо соловей. Больше не звучала его чудесная песня.

15.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите.

  • В библиотеке дети читают книги.
  • Во дворе много маленьких малышей.
  • На улице хорошая погода.

16.Найдите повторы слов в тексте.  Предложите  правильный вариант.

  • Волк бросился на ежа. Волк укололся. Волк упал от боли.

17.Предложите правильный вариант.

  • На берег трудно приблизиться.
  • Притронулся до горячей плиты.

18.Найдите ошибки, предложите правильный вариант.

  • Вкусная повидла
  • Языки пламя
  • На пушистых веток

19.Среди предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте.

  • В гнезде жили пернатые птицы.
  • Мы ездили на экскурсию в музей.
  • Ночь переночевали в лесу.

20.Найдите повторы в данных предложениях. Исправьте.

  • Ребята положили в рюкзак вещи, ложки, вилки. Утром ребята ушли.

21.Найдите и исправьте ошибки.

  • Солнце слепила глаза.
  • Детвора готовились к празднику.

22.Составьте из двух предложений одно.

  • Вася слез с дерева на землю. Пошел домой.
  • Еж отвернулся от молока, фыркнул. И убежал.

23.Среди данных слов назовите те, в которых допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав правильный вариант.

  • Купить мыло, много стулов, взять санка, читать книгу, сидеть в угле.

24.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка.

  • Летом старшеклассники ходили в поход.
  • Дедушка пришел на то место, был колодец.
  • Осенью птицы улетают на юг.

25. Среди данных слов назовите те, в которых допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав правильный вариант.

  • Дети бежат, взять грабли, новый полотенец, много девочков, выполнять задание.

26.Исправьте ошибки.

  • Небо заволоклось тучами.
  • Я с мамой ездили к бабушке.

27.Составьте из двух предложений одно.

  • Я не пошел гулять. Была плохая погода.
  • Весна – время года. Распускаются почки.

28.Устраните повторы в тексте.

  • Мальчик с Жучкой шел из школы. Мальчик упал в глубокую яму. Жучка тала выть, звать на помощь.

29.Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.

  • Особенно очень сильно кричали вороны.
  • По дорожке бежал молодой щенок.

30.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте.

  • Журавль клювом клюнул лягушонка.
  • На перемене дети пошли в столовую.
  • Пахнет запахом весны.

31. Устраните повторы в тексте.

  • Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.

32.Найдите и исправьте ошибки.

  • У меня это вызывает любопытность.
  • У него беззаботливый характер.

33.Укажите ошибки.

  • Стукнул по голове волка Яша.
  • Он подыскал надежного себе помощника.

34.Выберите одно из слов, указанных в скобках

  • Этому нужно (уделить, выделить) особое внимание.
  • Дети (огорчились, обиделись) отмене поездки.

35.Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.

  • На рисунке нарисованы разные грибы.
  • Кругом желтеют желтенькие цветы.

36. Устраните повторы в предложении.

  • Стрижа обдало брызгами, и стриж решил, что скоро конец.

37.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите исправленное предложение.

  • Птичка вылетел из клетки.
  • Я интересуюсь изучением Луны.

38.Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.

  • Листья на деревьях осенью становятся разноцветными, пестрыми.
  • На поляне красуется красавец клен.

39.Устраните повторы в тексте. 

  • У меня есть котенок Мурзик. Мурзика мне подарили на день рождения. Я очень люблю Мурзика.

40.Прочитайте предложение, дайте правильный вариант.

  • Девушка была румяной, гладко причесана.
  • Дуров стоял до тех пор, чтобы девочка вышла из клетки.

41.Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.

  • Я расскажу интересный рассказ.
  • По ледяной дорожке гуси выплыли на берег.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

На всех последующих уроках необходимо отрабатывать правильный способ действия по памятке 4. Эта памятка останется руководством для самостоятельного письма в различных  учебных и неучебных ситуациях. Общий принцип: «знаю – пишу, не знаю – оставляю «окошко»; если слово может быть непонятным читателю, показываю выбор букв». Овладение таким способом действия и одновременно орфографическими правилами, позволяющими во многих случаях решать проблемы выбора написания, - главный результат обучения орфографии во 2-ом классе. С приобретёнными знаниями учащиеся перейдут в следующий класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - классс "Устранение учебных проблем на уроках русского языка и чтения в начальной школе"

1. Как развивать мелкую моторику рук и навык фонематического анализа? 2. Как устранить бедность словарного запаса и неумение выразить свою мысль распространёнными предложениями? 3. В чём проблема уч...

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.

2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...