Урок русского языка "Текст"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

кашина наталья михайловна

Урок получения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kashina_natalya_mikhaylovna.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Кашина Наталья  Михайловна    

Володарский район

С.Марфино

МБОУ «Марфинская СОШ»

                          Программа Н.Ф.Виноградовой Русский Язык  

Автор учебника С.В.Иванов

Класс 4  с.115-116 урок 52

Тип урока: открытие нового знания

Тема: Текст

Основные цели:

  1. Познакомиться с текстом, построенным на основе противопоставления; научить составлять собственный текст, используя прием противопоставления.
  2. Продолжить работу над правильностью речи на основе наблюдения, анализа, сравнения и исправления речевых ошибок.
  3. Развивать универсальные учебные действия на уроке.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2.  Этап целеполагания

- Ребята, откройте страницу 115.

- Прочитайте тему урока.

- К какому блоку относится данная тема? (Развитие речи)

- Это новая для вас тема?  регулятивные

- Давайте уточним.

- Когда так называется тема?

- Что на ней изучаем?

- Какие знания получаем при изучении данной темы?

       3) Этап актуализации знаний.

- Как вы думаете, нужны ли будут знания, полученные на предшествующих уроках      блока «Развитие речи»

- Какие именно.

- Кто помнит, какие целевые установки на прошлом уроке мы определяли?

- Что умеете делать?

- А сегодня на уроке мы будем учиться составлять собственный текст, используя прием противопоставления.

4) Этап изучения нового.

- Послушайте задание.

- Что в задании непонятно? регулятивные

- Кто уверен, что вы все поняли?

-  Как понимаете слова «противоположности» «противопоставляются»? познавательные

- Из каких источников можно найти объяснения новым словам?

- Послушайте текст ( наблюдение за текстом )

- Что нового для себя вы узнали из текста? ( В августе может зацвести сирень , плоды у сирени- ржавенькие стручочки)  познавательные

- Прочитайте текст самостоятельно. познавательные

- Какие задания нужно выполнить сначала? (озаглавьте текст), (выслушиваются ответы)

- Как вы думаете, какое название подходит больше остальных?

- Почему?

 - С какой целью автор выбрал именно эти два дерева?

- Как описывает автор сирень?

- А рябину?

- Какие признаки помогают сравнить и противопоставить деревья?

- Что сравнивается?

- Как автор называет деревья?

- Какие слова он подбирает чтобы описать их цветы?

- Какую картину вы представляете при чтении выражения « кипящий куст»?

- Подберите другие слова (пышно цветет, будто кипит , похоже га пену при кипении)

- Как автор называет плоды деревьев?

- Найдите уменьшительно-ласкательное выражение, передающее цвет. ( стручочки  ржавенькие )

- Как вы понимаете, какие по цвету стручочки? ( рыжие, коричневые ) познавательные

- Найдите олицетворение.

- Почему испытали затруднения?

- Что для этого вам надо вспомнить?

- Где можно прочитать объяснение этому слову ( литературное значение )

В ходе обсуждения текста учителем на доске записываются признаки, по которым автор сравнивает и противопоставляет деревья. ( ученики записывают в тетрадь )

Что сравнивается

Сирень

Рябина

Сестры

Весенняя

Осенняя

Цветы

 Кипящий куст

Цветов никто не замечает

Плоды

Стручочки ржавенькие

Рябиновые гроздья

Весна

Кто думает весной о рябине?

Август

Иногда зацветает

- Ребята, почему кисти сирени и грозди рябины никогда не встречаются? познавательные

- Для чего именно автор сказал, что сирень хочет поглядеть, хороша ли нынче рябина?

   Групповая работа. коммуникативные  

- Давайте вспомним, какое задание мы должны выполнить? ( написать собственный текст, основываясь на приеме противопоставления )

- Попробуйте объединиться в группы по 4 человека. Каждая группа должна составить текст.

- Какая главная задача будет у каждой группы ( подобрать сравниваемы предметы ).

- В чем ваше затруднение?

- Почему вы испытали это затруднение?

- Попробуйте обсудить это в группе.

- Дайте высказаться каждому – проанализируйте и выберете лучшие предложения для сравнения и противопоставления.

- Итак, с чего начинаем работу? ( выслушиваются 1-2 группы )

- Какой будет следующий шаг?

- Разделили ли вы обязанности по составлению текста?

- Если нужно поправляйте друг друга.

- Ошибки исправляйте вместе.

- Вам все теперь понятно? ( Учитель предлагает группе, которая испытывает большие трудности в подборе сравниваемых предметов свои варианты: цветы или животные, игрушки , дома или города, явления )

 Самостоятельная работа. Ребята текст записывают в тетрадь.

Проверка написанного.( Каждая группа читает текст.)  

- У какой группы задание по составлению текста на сравнение  и противопоставление вызвало затруднение?

- Как вы думаете, почему? ( Слабые знания по сравниваемым предметам)

- Как устранить эти затруднения?

5)  Этап закрепления нового материала. регулятивные

- Ребята, скажите, почему возникла необходимость изучать новую тему?

- Где мы будем применять новые знания?

- Как связан сегодняшний материал с тем, что изучали на предыдущем уроке, ведь название темы такое же « Текст»? познавательные

6) Инструктаж по выполнению домашнего задания.познавательные

- Ребята, прочитайте задание к упражнению  №2

- Встречалось ли вам такое задание?

- Как будете выполнять? Уточните пожалуйста.

- Прочитайте и попробуйте найти предложения, которые исправление не подлежат.(1,2,3)

- Что нам помешает исправить 1 предложение?(нет логичности)

- Где же ошибка во 2 предложении?(нужен более широкий конспект)

- Задумайтесь над 3 предложением.(поправке не поддается, т.к автомобиль может быть либо красный, либо синий)

- Давайте найдем причину ошибки в 4 предложении?(неправильно построено высказывание)

- Кто сможет охарактеризовать ошибку в 5 предложении.(грамматическая ошибка- плавал недалеко от берега, или лексическое незнание слова мелководье)

- Что нужно знать, чтобы правильно выполнить задание?

- Постарайтесь дома написать 4 и 5 предложения в исправленном виде.

7) Итог урока.Рефлексия

- Что необходимо сделать прежде чем мы закончим урок?( подвести итог работы)регулятивные

- Какая тема урока?

- Какую цель вы поставили в начале урока?

- Достигли ли вы поставленной цели?

- В чем было затруднение?

- Над чем надо еще поработать?

- Что помогло открыть новое знание?

- Довольны ли вы своей работой на уроке? личностные

- Молодцы.

8) Оценивание. Комментирование оцено                                       Кашина Наталья  Михайловна    повторная работа

Володарский район

С.Марфино

МБОУ «Марфинская СОШ»

                          Программа Н.Ф.Виноградовой Русский Язык  

Автор учебника С.В.Иванов

Класс 4  с.115-116 урок 52

Тип урока: открытие нового знания

Тема: Текст

Основные цели:

  1. Познакомиться с текстом, построенным на основе противопоставления; научить составлять собственный текст, используя прием противопоставления.
  2. Продолжить работу над правильностью речи на основе наблюдения, анализа, сравнения и исправления речевых ошибок.
  3. Развивать универсальные учебные действия на уроке.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2.  Этап целеполагания

- Ребята, откройте страницу 115.

- Прочитайте тему урока.

- К какому блоку относится данная тема? (Развитие речи)

- Это новая для вас тема?  регулятивные

- Давайте уточним.

- Когда так называется тема?

- Что на ней изучаем?

- Какие знания получаем при изучении данной темы?

       3) Этап актуализации знаний.

- Как вы думаете, нужны ли будут знания, полученные на предшествующих уроках      блока «Развитие речи»

- Какие именно.

- Кто помнит, какие целевые установки на прошлом уроке мы определяли?

- Что умеете делать?

- А сегодня на уроке мы будем учиться составлять собственный текст, используя прием противопоставления.

4) Этап изучения нового.

- Послушайте задание.

- Что в задании непонятно? регулятивные

- Кто уверен, что вы все поняли?

-  Как понимаете слова «противоположности» «противопоставляются»? познавательные

- Из каких источников можно найти объяснения новым словам?

- Послушайте текст ( наблюдение за текстом )

- Что нового для себя вы узнали из текста? ( В августе может зацвести сирень , плоды у сирени- ржавенькие стручочки)  познавательные

- Прочитайте текст самостоятельно. познавательные

- Какие задания нужно выполнить сначала? (озаглавьте текст), (выслушиваются ответы)

- Как вы думаете, какое название подходит больше остальных?

- Почему?

 - С какой целью автор выбрал именно эти два дерева?

- Как описывает автор сирень?

- А рябину?

- Какие признаки помогают сравнить и противопоставить деревья?

- Что сравнивается?

- Как автор называет деревья?

- Какие слова он подбирает чтобы описать их цветы?

- Какую картину вы представляете при чтении выражения « кипящий куст»?

- Подберите другие слова (пышно цветет, будто кипит , похоже га пену при кипении)

- Как автор называет плоды деревьев?

- Найдите уменьшительно-ласкательное выражение, передающее цвет. ( стручочки  ржавенькие )

- Как вы понимаете, какие по цвету стручочки? ( рыжие, коричневые ) познавательные

- Найдите олицетворение.

- Почему испытали затруднения?

- Что для этого вам надо вспомнить?

- Где можно прочитать объяснение этому слову ( литературное значение )

В ходе обсуждения текста учителем на доске записываются признаки, по которым автор сравнивает и противопоставляет деревья. ( ученики записывают в тетрадь )

Что сравнивается

Сирень

Рябина

Сестры

Весенняя

Осенняя

Цветы

 Кипящий куст

Цветов никто не замечает

Плоды

Стручочки ржавенькие

Рябиновые гроздья

Весна

Кто думает весной о рябине?

Август

Иногда зацветает

- Ребята, почему кисти сирени и грозди рябины никогда не встречаются? познавательные

- Для чего именно автор сказал, что сирень хочет поглядеть, хороша ли нынче рябина?

   Групповая работа. коммуникативные  

- Давайте вспомним, какое задание мы должны выполнить? ( написать собственный текст, основываясь на приеме противопоставления )

- Попробуйте объединиться в группы по 4 человека. Каждая группа должна составить текст.

- Какая главная задача будет у каждой группы ( подобрать сравниваемы предметы ).

- В чем ваше затруднение?

- Почему вы испытали это затруднение?

- Попробуйте обсудить это в группе.

- Дайте высказаться каждому – проанализируйте и выберете лучшие предложения для сравнения и противопоставления.

- Итак, с чего начинаем работу? ( выслушиваются 1-2 группы )

- Какой будет следующий шаг?

- Разделили ли вы обязанности по составлению текста?

- Если нужно поправляйте друг друга.

- Ошибки исправляйте вместе.

- Вам все теперь понятно? ( Учитель предлагает группе, которая испытывает большие трудности в подборе сравниваемых предметов свои варианты: цветы или животные, игрушки , дома или города, явления )

 Самостоятельная работа. Ребята текст записывают в тетрадь.

Проверка написанного.( Каждая группа читает текст.)  

- У какой группы задание по составлению текста на сравнение  и противопоставление вызвало затруднение?

- Как вы думаете, почему? ( Слабые знания по сравниваемым предметам)

- Как устранить эти затруднения?

5)  Этап закрепления нового материала. регулятивные

- Ребята, скажите, почему возникла необходимость изучать новую тему?

- Где мы будем применять новые знания?

- Как связан сегодняшний материал с тем, что изучали на предыдущем уроке, ведь название темы такое же « Текст»? познавательные

6) Инструктаж по выполнению домашнего задания.познавательные

- Ребята, прочитайте задание к упражнению  №2

- Встречалось ли вам такое задание?

- Как будете выполнять? Уточните пожалуйста.

- Прочитайте и попробуйте найти предложения, которые исправление не подлежат.(1,2,3)

- Что нам помешает исправить 1 предложение?(нет логичности)

- Где же ошибка во 2 предложении?(нужен более широкий конспект)

- Задумайтесь над 3 предложением.(поправке не поддается, т.к автомобиль может быть либо красный, либо синий)

- Давайте найдем причину ошибки в 4 предложении?(неправильно построено высказывание)

- Кто сможет охарактеризовать ошибку в 5 предложении.(грамматическая ошибка- плавал недалеко от берега, или лексическое незнание слова мелководье)

- Что нужно знать, чтобы правильно выполнить задание?

- Постарайтесь дома написать 4 и 5 предложения в исправленном виде.

7) Итог урока.Рефлексия

- Что необходимо сделать прежде чем мы закончим урок?( подвести итог работы)регулятивные

- Какая тема урока?

- Какую цель вы поставили в начале урока?

- Достигли ли вы поставленной цели?

- В чем было затруднение?

- Над чем надо еще поработать?

- Что помогло открыть новое знание?

- Довольны ли вы своей работой на уроке? личностные

- Молодцы.

8) Оценивание. Комментирование оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)

Цель урока: закрепить представление у уч-ся о  формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через  написание форм накл...