Урок русского языка "Изменение глаголов по родам и числам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Мартынова Татьяна Фёдоровна

Урок русского языка "Изменение глаголов по родам и числам", закрепление, 4 класс, по Занкову

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока38.68 КБ
Файл презентация к уроку358.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам»

Цели:

  • Систематизировать знания о глаголах прошедшего времени, прочно их закрепить и научиться использовать эти знания на практике.
  • Прививать орфоэпические нормы.
  • Расширять кругозор и словарный запас учащихся.
  • Развивать речь.
  • Развивать познавательный интерес.

Тип урока: закрепление

Оборудование: Учебник: Русский язык, А.В. Полякова. 4 класс; мультимедиа проектор; компьютер, презентация к уроку, карточки с вопросами

Конспект

  1. Орг. момент

Ребята! Вы, конечно же, обратили внимание на это странное объявление!(Слайд 1)

Вы хотите участвовать в научном эксперименте? Тогда мы отправляемся в Институт Времени, Между прочим, вход туда – строго по пропускам!

  1. Повторение. Систематизация знаний.

Ребята! Я раздала вам билетики с вопросами. Тот, у кого №1, начинает наш «Блиц-опрос» по теме «Глагол».

  1. Что такое глагол?
  2. Какую роль в предложении выполняет глагол?
  3. Назовите временные формы глагола.
  4. Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени?
  5. Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол настоящего времени?
  6. Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол будущего времени?
  7. Какие формы будущего времени вы знаете?
  8. Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?
  9. Какие формы лица глагола вы знаете?

Что общего у глаголов прошедшего и будущего времени?

  1. Формулирование темы урока. Постановка целей.

Молодцы, ребята, прекрасно ответили на вопросы. Я считаю, что мы с вами владеем достаточной информацией о глаголе, поэтому отправляемся в научную лабораторию к Профессору Зубрилкин и его ассистентке Елене Почемучкиной. А вот их «археологические находки».

- Какую информацию содержат эти фрагменты?

- Какие из них считаете «лишними»?

- Как вы думаете, какова тема урока?

Итак, тема исследования (а стало быть, и урока): «Прошедшее время глагола».

Цель нашей работы сегодня: систематизировать знания о глаголах прошедшего времени, прочно их закрепить и научиться использовать эти знания на практике.

Все свои научные наблюдения и выводы будем записывать в «Тетрадь исследовательских работ».

Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

  1. Работа с фразеологизмами

Узнавание глаголов прошедшего времени. Разбор глаголов по составу.

- Как называются устойчивые выражения, используемые для яркости, образности речи?

- Объясните смысл данных фразеологизмов.

Зарубила на носу.  

 

Взяли себя в руки.  

 

Сел в галошу.  

 

Вылетело из головы.  

 

- Найдите глаголы. Дайте им характеристику (время, показатель прошедшего времени, число, род).

- Разберите по составу глаголы прошедшего времени. О чём нужно помнить, выделяя основу этих глаголов? (В основу глагола входят все части слова, кроме окончания и формообразующих суффиксов.)

Какой мы можем сделать вывод?

  1. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам.

Учитель: Для дальнейшего исследования нам необходимо совершить путешествие во времени. На этой машине времени мы отправимся в прошлое. Перемещение будет проходить безболезненно, если вы опустите головки на парту, закроете глаза и расслабитесь.

Физкультурная пауза.

Включение фонограммы, релаксация под «Звуки тропического леса».

 Наблюдение.

Можете открыть глаза, т.к. мы уже прибыли к месту назначения – времена расцвета динозавров, гигантских насекомых и насекомых. Начинаем свои наблюдения за древними животными и, конечно же, за глаголами прошедшего времени.

На слайде

Динозавр             Птица                    Насекомое

Что сделал?       Что сделала?          Что сделали?

Ожил                    ожил…                     ожил…

______________________________________________

          Животные (что сделали?) ожил…

Какие окончания нужно вставить?

Записываем слова в тетрадь с окончаниями.

Вывод: глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе и по родам.

Слайд

Таблица окончаний глаголов прошедшего времени.

Давайте повторим окончания глаголов прошедшего времени по схеме.

Закрепление знаний, использование их на практике.

- Изменить глагол по числам и родам.

  1. Фонетический анализ глаголов прошедшего времени.

Орфограмма в родовых окончаниях глаголов.

А) Проблемный вопрос/

- Существует ли опасность в написании родовых окончаниях глаголов?

Б) Наблюдение.(слайд)

Какую букву мы слышим? А какую пишем?

В) Вывод: безударные окончания глаголов среднего рода являются орфограммой, так как при произношении слышим /а/, но пишем /о/.

Г) Закрепление.

- Записать предложения в тетрадь, вставить окончания:

  • Роса сверкал..., колье сверкал..., пламя сиял..., улыбка сиял..., звезда светил..., солнце светил...
  1. Роль окончаний глагола в установлении связи слов в предложении. Обогащение словарного запаса глаголами прошедшего времени.

А) Проблемный вопрос.

- Итак, мы знаем, что у глаголов прошедшего времени при изменении родовых форм и числа изменяются окончания. Так ли это необходимо в нашей речи?

Б) Наблюдение.

Учитель: Для решения этой проблемы отправляемся в каменный век к древним людям.

В) Работа по карточкам в парах.

Упражнение «Корректоры».

В давние-предавние времена в знаменитой ныне пещере Шульган-Таш обитало древние люди. Художник каменного века оставила на стенах рисунки, по которым мы можем представить, как жил и чем занималась наши предки. Мужчина ходила на охоту, добывало пищу. Женщина поддерживали огонь в пещере, готовил еду, шило одежду из шкур. Дети же собирал съедобные коренья, ягоды.

- Нужно ли изменять окончания глаголов? Для чего?

8.  Закрепление. Работа по учебнику.

               Выполняем упражнение 90 со страницы 67.

              Спишите, вставьте окончания глаголов.

9.Домашнее задание

Упражнение 91, стр.67

  1. Итог урока

- В начале урока мы ставили перед собой цель: систематизировать знания о глаголах прошедшего времени, прочно их закрепить и научиться использовать эти знания на практике.

- Как вы думаете, мы выполнили свою цель?

- Как можете оценить свою работу на уроке? (Мысленно поставьте себе оценку.)

Молодцы, ребята! Сегодня вы очень старались, активно участвовали в нашем исследовании. ........... заслужили оценки «5», ........... получают оценку «4». А ........... нужно дополнительно поработать над этой темой.

Всем спасибо за плодотворную работу. Урок окончен


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внимание! Сенсационные находки!

Слайд 2

е т , л, ло , ть , ла , ли

Слайд 3

Зарубила на носу. Взяли себя в руки. Сел в галошу. Вылетело из головы.

Слайд 5

а о и

Слайд 6

Окончания глаголов прошедшего времени

Слайд 8

Роса сверкал..., колье сверкал..., пламя сиял..., улыбка сиял..., звезда светил..., солнце светил... а а а о о о

Слайд 11

Домашняя работа Упражнение 91, стр.67


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Глаголы 3 лица ед.числа с частицей -ся".

Конспект и презентация к уроку русского языка "Глаголы 3 лица ед.числа с частицей -ся".Урок русского языка по теме: "Глаголы 3 лица ед.числа с частицей -ся" и презентация к нему.Данный урок построен т...

Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число глаголов.

Цель деятельности учителя: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки....

"Согласование существительных с глаголами в роде и числе"

Технологическая карта открытого логопедического занятия....

Конспект урока русского языка. Тема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:знать: как изменяются глаголы по числам; как определяется числ...

Конспект урока русского языка «Изменение по родам глаголов прошедшего времени»

Тема: «Изменение по родам глаголов прошедшего времени»Цели деятельности учителя: ознакомление с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты:П...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Число глаголов" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Число глаголов»Цели деятельности учителя: формирование умения изменять  глаголы по числам; формирование умения определять число глаголаПлан...

Технологическая карта урока Русского языка "Изменение по родам глаголов прошедшего времени" (УМК "Перспектива", 3класс)

Цель урока:формирование знаний о изменении глаголов прошедшего времени по родам. Задачи урока:Дидактические:1) Учить определять род глаголов единственного числа прошедшего времени;2) Учить п...