Конспекты уроков
план-конспект занятия по русскому языку по теме

Крапивина Юлия Валерьевна

1)Конспект урока литературного чтения "А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

2) Конспект урока истории "Москва златоглавая" 3класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения по теме:

« А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».

Цели:  - формирование навыка осознанного выразительного чтения

            - формирование навыка анализа художественного текста

            - развитие познавательной активности учащихся            

            - обогащение словарного запаса, развитие умения выражать свои мысли в устной

              форме

            - воспитание интереса к чтению, обогащение нравственного опыта младших  

              школьников

            Ход урока;

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания

-Ребята, мы продолжаем работу над сказкой А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке».

Ещё на первом уроке мы говорили, что это произведение – сказка, так определил жанр и сам Пушкин. Давайте найдём все  « сказочные приметы» в ней.

(Зачин, сказочные герои, язык сказки, волшебные события, повторы)

- Прочитайте зачин сказки. А можем ли мы приблизительно узнать, когда жили старик со старухой, сколько им было лет? Вспомним , какие устаревшие слова встретились нам в этой сказке, отгадайте кроссворд.

1 Короткая кофта со сборками сзади, отделанная собольим мехом. ( Душегрейка)

2. Праздничный женский головной убор (Кичка)

3 .Большая рыболовная сеть, которой старик поймал рыбку. ( Невод)

4. Вещь, около которой так и осталась сидеть старуха.  (Корыто)

5.Жилище старика и старухи . (Землянка)

6. Деревянный крестьянский дом, второе желание старухи (Изба)

7. Чуб, хохол.

- Мы можем приблизительно установить , когда жили старик со старухой. Слово «кичка» -историзм, т. Е. появилось и исчезло в определённый исторический момент, а именно в 16- 17 вв. Значит действие происходит примерно 500 лет назад.

1

7

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

4

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Работа над анализом произведения.

-Кто же герои сказки? ( Старик, старуха).

-Как жили старик со старухой, почему вы так думаете?

- Как отреагировал старик на свой улов? Прочитайте ( Удивился, испугался) . А почему он испугался?

- Как отреагировала старуха на рассказ старика . ( Обругала)

- По своей воле отправляется старик к морю?

- Успокоилась ли старуха, после приобретения нового корыта?

-Как меняется её поведение дальше?

Ещё пуще бранится

Ругает мужа на чём свет стоит

 Вздурилась

 Бьёт

 Прикрикнула

Ударила по щеке

 Бунтует

 - Как ведёт себя старик? ( испугался, не осмелился перечить)

-А было ли желание, которое возмутило старика? ( Стать царицей)

- Почему это произошло? ( «Не ступить , не молвить не умеешь»

 -Чтение по ролям отрывка

- Фразеологизм « Белены объелась», почему старик так сказал?

-Что сделала старуха? ( По щеке ударила мужа, пригрозила)

Обратите внимание на то, как меняется поведение старухи от её положения( Всё агрессивнее становится)

 - Становится ли она счастливее от всех жизненных изменений, которые происходят в её жизни? Перечислим черты её характера. (Алчная, завистливая, жадная, грубая, властная, ограниченная)

 Физкультминутка: Рыбу я тащу, тащу, рыбу я не отпущу, рыбку не простую, рыбку золотую.

- Рассмотрим поведение старика

 -Как старик общается с рыбкой? ( С уважением, он её «кличет»)

-Какой вопрос задаёт ему рыбка? (Чего тебе надобно , старче?)

-А есть ли у него своё желание? (Покой)

-Что можно сказать о старике? ( Нерешительный, боится брать на себя ответственность)

 -Какое желание не исполнила рыбка? Почему? ( Потому, что это желание лишает её свободы)

-Почему старик долго ждёт ответа у моря? (Он боится возвращаться)

- В сказке  есть ещё один  объект, который реагирует на всё происходящее. Это море. Посмотрим, как море меняет свой характер. Выполним задание на интерактивной доске. Соотнесите картинки и предложения

1Море слегка разыгралось

2.Море помутилось

3.Неспокойно синее море

4. Почернело синее море

5.На море чёрная буря

-Как вы думаете, какова главная мысль этой сказки? (Если ты жадный , завистливый, ты никогда не будешь счастливым)

 -А что бы вы попросили у золотой рыбки? ( Ребята записывают свои желания)

Домашнее задание

- Мы уже говорили с вами, что Пушкин позаимствовал свой сюжет из сказки Братьев Гримм «Сказка о рыбаке и его жене» Прочитайте эту сказку к следующему уроку.

Итог

-



Предварительный просмотр:

Цели урока:

  1. формирование у учащихся образов Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства
  2. формирование образа царя Ивана Грозного и его правления
  3. познакомить детей с пословицами,поговорками, фразеологизмами, возникшими во времена правления Ивана Грозного
  4. формировать навыки осознанного чтения                                                    

Оборудование:

Учебник, портрет Ивана Грозного, иллюстрации с видом Кремля, карточки с пословицами, поговорками, фразеологизмами, карта Московского государства.

I.Организационный момент, д/з с. 15-19.

II. Проверка домашнего задания.

Дети работают в группах. Заполнение таблицы: отметить знаком «+» верные утверждения.

1.

Московское государство было создано в XIV-XV веках на месте разрозненных русских княжеств

2.

Русские войска одержали победу на Куликовском поле под предводительством князя Дмитрия Ивановича

3.

Сразу после Куликовской битвы произошло окончательное объединение большинства русских земель в единое Московское государство и избавление Руси от ордынского ига

4.

Иван III – правнук Дмитрия Донского объединил под властью Москвы большинство русских земель и избавил от ордынской зависимости

5.

Иван III стал именовать себя Московским князем

6.

Иван III стал именовать себя Великим государем всея Руси

7.

Боярин – так называли человека, который жил в деревне, пахал землю, выращивал скот

8.

Дворянин – так называли человека, который служил в конном войске Великого государя и получал за это землю

 

III.Новый материал

  1. Беседа. Как вы понимаете выражение: « Москва не сразу строилась?».
  2. Сообщение темы урока:

- Московское государство крепнет. Москва объединяет русские земли. Она становится символом могучей русской силы и величия. Эти исторические события влияют не только на трудовую деятельность, быт людей, но и на формирование языка, культуры.

3. Совместное открытие нового знания.

- Рассмотрите иллюстрации на странице 15. Обратите внимание на то, как Кремль менял свой облик. Чтение текста учебника с. 16.

- Почему Кремль называют «сердцем Москвы»?

4. Актуализация знаний

Задание: выберите из данных пословиц и поговорок те, которые говорят о красоте и величии Москвы. (Обсуждение в группах)

- На строительстве Москвы работают лучшие мастера: псковичи, ростовчане, тверичи. Они работают рядом с приглашёнными из Италии инженерами, архитекторами. Здесь стояли самые красивые дворцы и храмы, жили великие государи.

Эта архитектура не только прекрасна, но и является следами прошлого в настоящем.

  1. –Обратите внимание  на эту высокую белокаменную башню. Это колокольня Ивана Великого (высота 81метр, 1600 год)

- Чтение статьи учебника с. 17.

- Этот памятник архитектуры подарил нам крылатое выражение « На всю Ивановскую».

Сообщение ученика: «Что значит выражение «кричать на всю Ивановскую».

Сообщение: « Что значит выражение «сирота казанская».

3)В Знакомство с новым словом «фразеологизм». Целостное значение возникает не у одного слова, а сразу у сочетания из нескольких слов.

2) На с.16  изображён Успенский собор, он был главным собором Москвы. В нём венчался на царство внук Ивана III – Иван IV или Иван Грозный.( Посмотрите на портрет царя, рассмотрите шапку Мономаха). В начале своего царствования царь Иван Грозный окружил себя умными сподвижниками, им был составлен судебник, расширил границы государства.

- Работа с контурной картой.

После присоединения Казани Иваном Грозным в русском языке появилось выражение «Сирота казанская», которое мы используем и в наши дни.

честь взятия Казани был построен Покровский собор или Храм Василия Блаженного. Иностранцы назвали его «сказочным гигантским цветком». Вокруг центральной башни стоят 8 храмов .

4) Рассмотрите иллюстрацию на с.17. Это опричники, личная гвардия Ивана Грозного, наделённая огромной властью. Митрополит Филипп не мог примириться с разгулом опричников. В своих многочисленных посланиях- грамотах- он стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину. Непослушного митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты – филькины грамоты.. В наше время выражение « филькина грамота» означает документ, не имеющий юридической силы.

5) Архангельский собор – место захоронения Ивана Грозного.

IV. Первичное закрепление, расширение нового знания.

- Работа в группах.

Задание №1.

Из данных пословиц выбери те , которые связаны с правлением Ивана Грозного.

Задание №2.

Что означают эти выражения в наши дни?

  1. Кричать на всю Ивановскую.
  2. Сирота казанская.
  3. Филькина грамота.

Задание№3.

Перечислите положительные и отрицательные стороны политики Ивана IV.

V. Итог урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...