Главные вкладки

    Урок русского языка во 2 классе по теме "Части речи". Обобщение по разделу.
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Шакенова Лариса Елемановна

    Заключительный урок по разделу "Части речи". Дети работают в парах, наблюдают, сравнивают, самостоятельно делают выводы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_chasti_rechi.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка во 2 классе.

    Учитель: Шакенова Лариса Елемановна.

    Тема: Части речи. Обобщение.

    Цели:

     1) Создать условия

    • для обобщения знаний по теме «Части речи»;
    • для совершенствования навыков определения частей речи, их грамматических признаков.

    2) Способствовать развитию мыслительных операций, орфографической зоркости.

    3) Создать условия для развития коммуникативных способностей, чувства коллективизма, ответственности.

    1. Оргмомент.

    - Сегодня у нас необычный урок, у нас в гостях учителя и руководители школ города.

    • Я желаю вам быть внимательными, собранными, дружной и плодотворной вам работы.
    • Откройте тетради, запишите число, классная работа.

     

    1. Повторение.
    • Какой большой раздел русского языка мы изучили?

    • Что такое “Морфология”?

    • На какие две большие группы делятся все части речи?

    • Какие самостоятельные части речи мы изучили?

    • Назовите служебные части речи.

    • Почему предлог называется служебной частью речи?

    III. Практическая часть.

    • И сегодня на уроке мы продолжим работу по теме “Части речи”.
    • Посмотрите на доску, прочитайте слова.

    Заяц, ледяное, черный, растет, тетрадь, девочка, жужжит, желтый, сверкают.

    • Знакомы ли вам эти слова?
    • Назовите, какие орфограммы мы должны запомнить?
    • Подумайте, а какое слово здесь лишнее?
    • Кто согласен с …?

    • Проговорите это слово и объясните, почему оно лишнее?

    • А теперь подумайте, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
    • Что нужно знать, чтобы определить части речи?

    • Запишите эти слова в столбики:

    Сущ.                прил.              Глаг.

    -  Проверьте друг друга в паре, правильно ли вы записали соответствующие части речи.

    • Вначале вспомним, как нужно проверить работу товарища?

    Сущ.                     прил.                Глаг.

    Заяц                      ледяное           растет

    Тетрадь              черный             сверкают

    Девочка              желтый            жужжит.

    • Поднимите руку те, у кого не было ошибок.
    • Поднимите руку те, кто помог товарищу исправить ошибку.
    • Прочитайте слова, которые записали в первый столбик.
    • Докажите, что это существительные.
    • Внимательно посмотрите на эти слова, что в них общего?
    • Чем они отличаются?
    • Прочитайте слова из 2 столбика.
    • Докажите, что это прилагательные.

    - Что общего в этих словах?

    - Чем они отличаются?

    • А как вы определили род прилагательных?
    • Что может быть ледяное?
    • Прочитайте слова 3 столбика.
    • Докажите, что это глаголы.

    - Чем отличаются эти слова?

    - Молодцы, хорошо справились с заданием. Теперь в эти столбики нужно дописать свои примеры, но при этом нужно выполнить мои условия:

    сущ. ср. рода в ед. числе.

    Прилаг. во множ. Числе

    Глагол в ед. числе.

    - Обсудите в паре правильность записанных вами слов.

    - Итак, проверяем. Какое слово вы записали в 1 столбик? Во 2? В 3?

    - Хорошо справились. Скажите, какие знания вам пригодились, чтобы правильно определить части речи?

    • Эти знания вам будут необходимы при выполнении следующего задания.
    • Посмотрите на доску:

           …                 какой?               что делает?

     Свет,                      …,                       …

    • Придумайте родственные слова, чтобы они отвечали на эти вопросы.

    - Какие части речи записали?

    • Докажите, что эти слова родственные.

    - А теперь нужно придумать родственные слова к слову –друг (1 вариант), шум (2 вариант)

    • Проверьте себя, правильно ли вы выполнили задание?
    • Поднимите руку, у кого задание выполнено так же.
    • Докажите, что это родственные слова.
    • С любым из этих слов придумайте предложение по данной схеме.

    - Запишите одно предложение, которое вам понравилось.

    - Определите, какой частью речи выражено каждое слово в предложении.

    • Проверьте  работу  друг друга в паре.
    • Прочитайте свое предложение и назовите части речи.

    V. Итог урока.

    - Хорошо, вы много знаете о частях речи, умеете отличать части речи друг от друга, знаете вопросы и их лексические значения.

    - Возьмите  таблицу одну на двоих, вспомните все, что вы знаете о частях речи, попробуйте заполнить таблицу.

    - Теперь поработайте в группе, обсудите вместе все, что вы знаете о частях речи, заполните одну общую таблицу от группы.

    - Я прошла по классу и проверила, как вы работали. Теперь посмотрите на мою таблицу и сравните, все ли вы написали в своей таблице.

    • Поднимите руки, какая группа составила такую же таблицу.

    - От группы выберите представителя, который расскажет все, что вы знаете о частях речи.

    • Кто согласен с …?
    • Какие неточности?

    - Посмотрите: эта таблица – итог нашей работы по теме “Морфология”. Эта тема очень большая и нам еще предстоит изучать другие части речи. Кто слышал о других частях речи?

     V. Оценка. Пусть каждый возьмет “Лист самооценки” и оценит свои знания.

    Ответьте на вопросы:

    1. Знаю ли я определение частей речи  /да, нет/
    2. Умею ли я в тексте находить части речи /да, нет/
    3. В определении какой части речи я затрудняюсь

    а) имя существительное         б) имя прилагательное

    в) глагол                                   г) предлог

    Записывают в тетрадях дату, классная работа.

    -Морфология.

    - Морфология это раздел грамматики, наука о частях речи, об их категориях и формах.

    -На самостоятельные и служебные.

    • Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
    • Предлог.

    - Он служит для связи слов в предложении, не имеет лексического значения и вопроса.

    • это слова из словаря.

    Заяц, ледяное, черный, растет, тетрадь, девочка, жужжит, желтый, сверкают.

    Жужжит

    - Во всех словах нужно запомнить гласные, а в слове жужжит – двойная согласная.

    • По частям речи.

    - Знать лексическое значение слова и правильно поставить вопрос к слову.

    Дети работают самостоятельно.

    Взаимопроверка, дети обмениваются тетрадочками с соседом по парте.

    - Если согласен - на полях ставим знак +, не согласен -  Объяснить ошибку товарищу.

    Дети поднимают руку.

    -Эти слова отвечают на вопросы Кто? Что? Называют предмет.

    • Все они в ед. числе.

    Девочка и тетрадь в женском роде, а заяц в мужском роде;

    заяц и девочка – одушевленные имена существительные, тетрадь – неодушевленное.

    - Все слова обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какое?

    • они в ед. числе.

    -Черный и желтый в мужском роде, ледяное – в ср. роде.

    - Подобрали по смыслу существительное, какого рода сущ. – такого рода и прилагательное.

    • поле

    -Все они обозначают действие, отвечают на вопросы: что делает? что делают?

    -растет и жужжит в ед. числе, сверкают – во мн. числе.

    Показывает карточки с заданием.

    Работа в паре.

    Несколько детей читают свои примеры.

    Ставить правильно вопрос, знать лексическое значение.

    Свет – светлый – светит

    Свет – сущ., отвечает на вопрос что?

    Светлый – прилаг., отвечает на вопрос какой?

    Светит – глагол, отвечает на вопрос что делает.

    - У них один корень, они близки по смыслу.

    Самостоятельная работа в тетрадях.

    Самопроверка по образцу на доске:

    Друг – дружный - дружит

    Шум – шумный - шумит

    Дети устно приводят свои примеры.

    Дети записывают в тетрадях.

    Взаимопроверка.

    Дети читают свои предложения, все слушают и проверяют.

    Работают в паре, заполняют вместе.

    Работают в группе, заполняют общую таблицу. Учитель подходит к каждой группе и проверяет, как они справляются с заданием.

    Учитель вывешивает свою таблицу.

    От группы выбирают представителя. Остальные слушают и дополняют ответ.

    Дети могут назвать наречие и местоимение.

    Подчеркивают нужный ответ для себя, оценивают свои знания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка 2 класс. Тема:"Части речи. Обобщение."

    Данный урок имеет интегрированную направленность. Тема по русскому языку переплетается с темой по ознакомлению с окружающим миром "Жизнь диких животных"....

    Урок русского языка 4 класс Тема: "Части речи. Закрепление пройденного материала".

    Эта презентация поможет учителям, родителям и детям закрепить свои знания по теме: "Части речи"....

    Урок русского языка 2 класс. Тема: "Части речи"

    Конспект урока по теме "Части речи"...

    Русский язык. 4 класс. Тема: « Части речи (обобщение)».

    На уроке  используются интерактивные формы организации учебного процесса. Работа детей организуется в статичных парах и  группах, в парах сменного состава с использованием игры "Карусель"....

    Урок русского языка. 4 класс Повторение. Части речи

    УМК "Школа России" Повторение в конце учебного  года. Предусмотренна работа в группах, парах, индивидуальная, фронтальная. При помощи интерактивной приставки Mimio вносятся все записи на доску....

    Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"

    Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...