Урок русского языка "Имя существительное как часть речи. Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Горбачева Татьяна Алексеевна

Цель урока: обобщение  и систематизация знаний по теме: «Имя существительное».

Знания, полученные по теме “Имя существительное” необходимы на протяжении всего

учебного процесса в школе, а также при сдаче ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc323.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок 19.01.2018г.

Имя существительное как часть речи. Обобщение.

1.  

ФИО (полностью)

Горбачева Татьяна Алексеевна

2.  

Место работы

МОУ «СОШ №21»Г.о.Подольск, Московской области

3.  

Должность

учитель начальных  классов

4.  

Предмет

русский язык

5.  

Класс

2

6.  

Тема и номер

урока в теме

«Имя существительное как часть речи. Обобщение»

7.  

Базовый учебник

(УМК)

В.П. Канакина,  В.Г. Горецкий «Русский язык»

8.

Актуальность

материалов    

Знания, полученные по теме “Имя существительное” необходимы на протяжении всего

учебного процесса в школе, а также при сдаче ЕГЭ.

9.

Учебные цели и

задачи

Цель урока: обобщение  и систематизация знаний по теме: «Имя существительное».

Задачи урока:

- Образовательная - обобщить и систематизировать знания об имени

существительном, учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать

существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета,

распознать одушевленные/неодушевленные существительные, собственные и нарицательные; умение

определять число имен существительных.

- Развивающая – развивать познавательный интерес,  устную и письменную речь учащихся,  мышление:

анализ, сравнение, обобщение; интеллектуальные способности

- Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию

обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к

русскому языку, культуры общения и поведения, воспитывать эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру.

10.

Планируемые

результаты:

-личностные

-предметные

-метапредметные

личностные

●Осознать практическую значимость материала, ценность совместной деятельности и возможность

выхода из спорных ситуаций;

●оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

●устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

предметные

●Знание, что такое имя существительное

●Умение находить его в предложении

●Знание, что слова способны назвать все в окружающем мире.

●Умение наблюдать за значением имён существительных,

●Умение классифицировать имена существительные,

●Умение находить признаки имён существительных,

●Умение применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

метапредметные

развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

развитие коммуникативной компетенции

умение ориентироваться в своей системе знаний и четко определять области знаемого и незнаемого;

умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения

поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы,

анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы

(промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе

результатов работы;

развитие смыслового чтения, умение определять границы предложений, определять тему текста, 

 выделять основную мысль, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной

деятельности.

 Познавательные УУД

- ориентироваться в тетради, на доске, при работе с интерактивной доской;

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

-  моделировать информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

●Регулятивные УУД

1. По заголовкам, по заданиям (словесным и наглядным) понимать, принимать и сохранять в памяти учебную

задачу. 

2.Осознавать границы собственных знаний.

3. Выполнять различные УД.

4. Оценивать правильность выполнения, вносить необходимые коррективы.

5. Контролировать и оценивать свои действия.

●Коммуникативные УУД

1.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность,

осваивая различные способы взаимной помощи партнеру по общению.

 2.Слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами

родного языка.

3.Участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры

речи; задавать вопросы, слышать собеседников, стараться понять его мысли.

●Личностные

1. Способствовать осмыслению учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных

мотивов. 2.Осознать практическую значимость материала, ценность совместной деятельности 3. Выходы из

спорных ситуаций. 4. Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к

работе на результат.

11.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

12.

Формы работы

учащихся

-Фронтальная

-Групповая

-Индивидуальная

-Парная

13.

Необходимое

техническое

оборудование

интерактивная доска Smart Board,  наглядный материал, карточки

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Технология

проведения

Деятельность 

учителя

Деятельность

 ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые

          результаты

Предметные

УУД

  1. Организационный этап.

 2мин.

Приветствует учащихся.  

 Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности и включения в учебную деятельность.  

Дети слушают шум, определяют принадлежность, вспоминают, какое событие скоро состоится в  городе Сочи. Отвечают на вопросы учителя.

-Что вы услышали?

- Какое событие произойдёт скоро в городе Сочи?

Уметь совместно  договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.                  (Коммуникативные УУД)

II. Локализация затруднений и формулировка темы и целей урока.

1 мин.

Организует формулировку темы урока детьми и постановку целей.

  Рассматривают талисманы и эмблему олимпиады, называют предметы. Определяют, что слова (горы, кольца, мишка, зайка,  леопард), которые называют представленные предметы - имена существительные. С помощью учителя определяют тему урока и цели. Вспоминают определение имени существительного.

- Рассмотрите талисманы и эмблему олимпиады, назовите предметы.

- Как можно назвать все эти слова?

- Вы уже знаете тему нашего сегодняшнего урока.

-Что будет нашей целью?

Умение по общим признакам определять имена    существитель

ные.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

(Регулятивные (УУД)

III. Мотивация  к учебной деятельности.

1 мин.

Выстроить логический ряд ответов детей на вопрос.

   Могут быть ответы  разного

  уровня: (буду хорошо учиться, успешно окончу школу, поступлю в ВУЗ, найду хорошую работу и т.д.)

-Что даст закрепление и повторение знаний об имени существительном?  

Уметь оформить свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

 IV. Минутка чистописания.

(3 мин)

Предлагает открыть тетради, проверить свою посадку и записать число.

 Подводит к определению буквы, которую сегодня будут писать, обращает внимание на логический ряд буквосочетаний.

Проверяют свою посадку, записывают число, классная работа.

Определяют, какую букву будут сегодня писать. Продолжают логический ряд буквенных сочетаний: оа, об, ов, ог….и т.д.

Я тетрадь свою открою и с наклоном положу,

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь!

- Посмотрите на олимпийские

кольца, вам не трудно будет догадаться, какую букву мы сегодня будем писать.

- Найдите закономерность и продолжите ряд.

Умение ориентироваться в рабочей тетради, вспоминая правила каллиграфии записывать буквы

Уметь самостоятельно работать.

( Регулятивные УУД)

V. Словарная работа.

(3мин)

Организует словарную работу. Задаёт вопросы.

Записывают предложение из словарных слов. (Леопард, медведь, заяц – животные.) Определяют ударение, безударные гласные. Отвечают на вопросы.

- Как можно назвать наших проводников одним словом?

- Что у нас получилось?  

 -Запишем его. Выделим  в словах ударный слог и безударные гласные.

- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков, почему?

- А в каких словах звуков больше, чем букв? Почему?

- Найдите слова, в котором только твёрдые согласные.

- Назовите слово из трёх слогов, из четырёх слогов.

Запоминают написание словарных слов.

Строить объяснение в устной форме по предложенному плану. (Познавательные УУД)

VI. Упражнение для развития направленного внимания и профилактики близорукости.(1мин)

Предлагает сделать гимнастику для глаз.

Выполняют гимнастику для глаз.

- А теперь смотрим в центр колечка, наверх, вниз, вправо, влево.                                                          

VII. Актуализация 

знаний и

фиксация

затруднения в

деятельности.

(3 мин)

Читает группы слов.

Найдите лишнее слово, составьте фразу.

Находят лишнее слово в каждой группе, составляют фразу: «Олимпиада ждёт гостей!»

Фронтальная работа.

 Олимпиада, ученик, бабочка, сова.

  Птицы, звери, насекомые, ждёт.           Шкафы, гости, столы, учебники.

Классифицировать слова по определённым признакам, выделять лишнее.

Проводить сравнение, классификацию. (Познавательные УУД)

VIII. Обобщение и систематизация знаний.

(8 мин)

Предлагает распределить слова по группам.

Распределяют слова по группам: по вопросам кто? что?

Работа в парах. Двое у доски.

- Найдите  слова и распределите их в два столбика (по сноубордам).

Правильно определять одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Уметь самостоятельно работать.

( Регулятивные УУД) Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, проводить  классификацию. (Познавательные УУД) Уметь работать в парах.

( Личностные УУД)

IX. Физ.минутка.

(1-2 мин)

Показывает движения.

Повторяют движения.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег - хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,

Бьем по неприятелю.

Размахнись рукой - бросок!

Прямо в цель летит снежок.

X. Работа с ИД

( 5 мин)

Предлагает распределить слова по группам, проверить, записать в каждый столбик по одному слову. Задаёт вопросы.

Распределяют слова по группам. Проверяют у доски. Записывают ещё по одному слову столбик, определяют род, записывают, где можно, множественное число.

Работа по рядам.

Отвечают на вопросы.

-- Делимся на три группы по рядам, каждый ряд помогает своему лосю и  выписывает имена существительные:

1- ый - явления природы

2 - ой - животные

3 - ий – растения.

Записываем по одному в каждый столбик, определяем род и записываем форму множественного числа.

Правильно определять существительные по данным группам, записать нужные слова, определить рол и число.

Уметь самостоятельно работать.

( Регулятивные УУД) Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, проводить  классификацию. (Познавательные УУД)

Уметь работать в группах.

( Личностные УУД)

XI. Работа  с ИД

(7 мин)

Предлагает расставить точки, чтобы получился текст. Задаёт вопросы. Организует фронтальную проверку.

Расставляют точки, читают текст,  записывают текст, определяют тему и главную мысль текста. Находят нужные предложения, по вариантам, определяют главные члены предложения и число существительных.  Выполняют проверку и исправляют ошибки.

         В густой ельник забились рябчики.

         В глубокий снег зарылись тетерева.

Уметь определять тему текста, главные члены предложения, находить имена существительные, определять число, род.

Уметь работать по предложенному учителем плану. (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД)

Уметь работать самостоятельно и вносить  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Личностные УУД)

XII.Творческая работа на карточках.

(3 мин)

Организует выполнение самостоятельной работы.

Заполняют анкеты. Делают вывод.

Имя

Фамилия

Любимый город

Любимый писатель

Уметь выделять собственные имена существительные.

Уметь работать самостоятельно, используя свой жизненный опыт.

(Регулятивные УУД) Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Личностные УУД)

XIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. ( 2 мин)

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Отвечают на вопросы учителя.

Заполняют лесенку успешности.

Какая тема была на уроке?

Какую цель ставили? Достигли?

Что знаем про имя существительное?

-Оцените свою деятельность на уроке. Нарисуйте смайлик на 1-ой, 2-ой или 3-ей ступеньке в зависимости от усвоения материала по теме «Имя существительное».

Знать морфологические признаки имени существительного.

Уметь оформить свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД) Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

(ЛичностныеУУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Части речи" (Обобщение)

Урок русского языка разработан на основе тьюторских компетенций в соответствии новым стандартам ФГОС НОО. Детям предлагается выбор по обобщению своих знаний определённой части речи. Ребята работают в ...

Урок русского языка по теме "Части речи". Обобщение.

Конспект урока русского языка 4 класс....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Части речи. Обобщение». (УМК "Перспектива") 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: «Части речи. Обобщение». (УМК "Перспектива")...

Урок русского языка по теме "Части речи" во 2 классе. Обобщение.

Урок - обобщение по теме "Части речи". Проводится во 2 классе. На этом уроке дети не просто обобщают знания об изученных частях речи, а делают это в игровой форме, путешествуя по необычной стране с на...

Конспект открытого урока русского языка на тему: «Части речи. Имя существительное.» 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знанияФорма урока: урок-мини-исследование.Методы: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).Форма работы: групповая, индив...

Урок русского языка по теме «Части речи. Повторение и обобщение» 2 класс

Урок русского языка по теме «Части речи. Повторение и обобщение» 2 класс...