Русский язык. 4 класс. Тема: « Части речи (обобщение)».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Бобовникова Наталья Юрьевна

На уроке  используются интерактивные формы организации учебного процесса. Работа детей организуется в статичных парах и  группах, в парах сменного состава с использованием игры "Карусель".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chasti_rechi_4_kl.docx26.2 КБ
Файл chasti_rechi_obobshchenie.pptx498.69 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык.

4 класс.

Тема: « Части речи (обобщение)».

Цели:

-Усовершенствовать знания об особенностях имён существительных, имён прилагательных, глаголов.

-Развивать умения распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, осознанно применять изученные правила о данных частях речи.

-Развивать речь, внимание, память, умение работать в паре и группе, умение действовать по алгоритму, умение анализировать, делать выводы.

-Прививать интерес к русскому языку.

Ход урока.

-Улыбнулись. Посмотрели на гостей, на меня, друг на друга. Начнём урок. Записали число, классная работа.

-Совсем немного осталось до конца  учебного года, в конце которого нам предстоит серьёзное испытание. Экзамены.

-Наши последние уроки мы посвящаем повторению того, что учили в течение года.

Актуализация знаний.

-Я называю группы слов, вы должны запомнить их и записать, определив на какую орфограмму даны слова в каждой тройке.

Бегут, ходить, летят.

Местный, прекрасный, окрестный.

Берег, обложка, дубки.(слайд1)

-На какую орфограмму слова в 1 строчке, 2 строчке, 3 строчке? Проверяем, подчёркиваем орфограммы (фронтально). Встретились ещё ошибкоопасные места в этих словах?

-По какому ещё признаку разбиты все эти слова на тройки? (разные части речи)

-Как вы определили, к какой части речи относятся слова?

(по вопросу, что обозначает)

-Продолжите тему сегодняшнего урока:

          Обобщение знаний об ………..(имени существительном, имени прилагательном и  глаголе)……

(слайд 2)

(слайд 3).

-У нас в гостях сегодня 3 королевы – королева имён существительных, королева имён прилагательных, королева глаголов. Они появились, чтобы помочь нам обобщить знания о жителях своих королевств.  И появились не с пустыми руками, а захватили уставы своих королевств и задания, которые помогут вам развивать умения применять изученные правила. А что такое устав?  (в словаре краткое определение слова устав – свод правил)

 -Я прошу .................... ……….. взглянуть на уставы и прочитать нам их.

-Можете ли вы прочитать их? В чём проблема? (пропущены слова)

-Оказывается, самые важные слова из уставов исчезли, необходимо их восстановить.

-Как легче справиться с трудным заданием? Кто из вас любит работать в группе?

-Сегодня на группы мы распределимся, как в сказочных королевствах. Кто в центре сидит, будут помощниками королевы имён существительных, кто справа сидит помощники королевы глаголов, кто слева сидит помощники королевы имён прилагательных (садятся по группам).

                                                                                                                   Ставятся карточки названия групп на столы.

-Давайте повторим правила работы в группе. (правила на столах каждой группы)

Правила работы в группе.

  1. Выбрать, кто будет читать задание, и записывать общее решение.
  2. Подумать самостоятельно.
  3. Выслушать точку зрения каждого.
  4. Выбрать правильный вариант.
  5. Выбрать выступающего и его помощника или помощников.

Работа в группах – восстанавливают тексты уставов.                  

( в конце работы дети рассаживаются на свои места)

-Отчитывается группа помощников  королевы имён  существительных, читают устав.                                   Приложение 1.

Вопросы классу:

-В каких случаях, правописание падежных окончаний имён существительных вызывают трудности? (безударные)

Задание от королевы всему классу:

 -Списать словосочетания, определив склонение и падеж существительных, вставить пропущенные окончания. (слайд 4)

 -рассказать бабушке-1скл., Д.п.

-из соседней деревни-1 скл., Р.п.

-лежать в постели-3 скл., П.,п.

-сменили к весне-1 скл., Д.п.

-побывал на спектакле-2 скл., П.п.

-Проверка.(слайд 5)

Устав читают помощники королевы имён прилагательных. Приложение 2.

Задание от королевы. Она предлагает выполнить его в парах, работая по очереди. Королева напоминает, что надо помнить из указа про род имён прилагательных.

Работа в парах.

Впишите пропущенные окончания, указав число, род и падеж имён прилагательных.

число

род

падеж

На старом болоте

Ед.

Ср.

П.

Мудрыми советами

Мн.

-----

Т.

В прекрасную царевну

Ед.

Ж.

В.

Отважная  девочка

Ед.

Ж.

И.

Из королевского дворца

Ед.

М.

Р.

От доброй феи

Ед.

Ж.

Р.

К снежной королеве

Ед.

Ж.

Д.

Проверка по цепочке.

      Устав читают помощники королевы глаголов.

 Приложение 3.

Вопросы классу:

-Как по неопределённой форме глагола определить спряжение?

-Перечислите глаголы исключения.

Физкультминутка, сидя.

  2спр.     - Видеть, смотреть, слышать, дышать, обидеть, ненавидеть, держать, вертеть, гнать, зависеть, терпеть.

   1спр.   – Брить.

-А как узнать, какой суффикс пишется перед суффиксом л в глаголах прошедшего времени?

Королева предлагает поиграть в игру «Карусель». (Раздаются карточки сначала внешнему кругу, а потом внутреннему.) Не забыли поприветствовать друг друга.

Слова для карточек:

Видели   -    строил

Мы посолим  -  мы мечтаем

Ты вытерпишь  -  ты дышишь

Ты взлетаешь  -  они обещают

Он светит  -  вы портите

Они испугают  -  он купит

Он смотрит  -  обидела

Мы справились со всеми заданиями, которые предложили нам королевы. Помогли нам в этом наши знания, внимание и сотрудничество.

Давайте порадуем наших гостей подарком и составим для каждой королевы задания, которые они могли бы предложить в других классах.

Работа в группах. Помните правила работы в группах.

Учитель раздаёт на парты короны.

На столах карточки – помогалочки.                          Приложение 4, фломастеры, большие листы.

1.Составьте тестовое задание по теме «Имя существительное».

Можете начать своё задание со слов:(слайд5)

Укажи…………

Распредели……

Подбери……….

Соедини стрелками……..

Выпиши……….

Убери лишнее……… и. т. д.

2.Оформите своё задание на листе, проверьте правописание.

Отчёт каждой группы о выполненном задании.

Ученики садятся на свои места.

Кому понравилось составлять задания? А где подобные задания могут встретиться нам в ближайшее время?

А интересно, кто из вас хотел бы поучаствовать в создании сборника тестовых заданий по  русскому языку?

Подумайте 1-2 минуты над тем,  по какой теме вы бы хотели  составлять задания. У вас на парте лежат разноцветные короны, запишите на одной из них тему, которую вы выбрали и прикрепите на доску.

Учитель группирует темы и просит подойти к своим листочкам.

Учитель озвучивает выбранные темы. И так вы определились со своим домашним заданием.

Срок для сбора материала 5 дней.

 Итог.

-Был ли интересен наш урок?

-Чем он был полезен? Что мы повторили?

Спасибо всем за работу. Урок закончен.

Приложение:

1.Составьте тестовое задание по теме «Имя существительное».

Можете начать своё задание со слов:

Укажи…………

Распредели……

Подбери……….

Соедини стрелками……..

Выпиши……….

Убери лишнее……… и. т. д.

2.Оформите своё задание на листе, проверьте правописание.

1.Составьте тестовое задание по теме «Имя прилагательное».

Можете начать своё задание со слов:

Укажи…………

Распредели……

Подбери……….

Соедини стрелками……..

Выпиши……….

Убери лишнее……… и. т. д.

2.Оформите своё задание на листе, проверьте правописание.

1.Составьте тестовое задание по теме «Глагол».

Можете начать своё задание со слов:

Укажи…………

Распредели……

Подбери……….

Соедини стрелками……..

Выпиши……….

Убери лишнее……… и. т. д.

2.Оформите своё задание на листе, проверьте правописание.

Помощники королевы имён существительных.

Помощники королевы имён прилагательных.

Помощники королевы глаголов.

Устав королевства имени существительного.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и в начальной форме отвечает на вопросы кто? Что?

Имена существительные изменяются по числам и по падежам.

Имена существительные имеют постоянный род. Чтобы его определить, нужно к существительному подставить местоимение он (мой) – мужской род, она (моя) – женский род, оно (моё) – средний род.

А также имена существительные имеют постоянную категорию – склонение.

К 1 склонению относятся  имена существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, я.

Ко 2 склонению относятся имена существительные среднего рода с окончаниями – о, е - и имена существительные мужского рода   с нулевым окончанием.

К 3 склонению относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце.

Устав королевства имени прилагательного.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и в начальной форме отвечает на вопрос какой?

Имя прилагательное изменяется по числам, падежам, а в единственном числе  по родам.

Род, число и падеж имени прилагательного определяют по существительному, с которым оно связано.

Устав королевства глаголов.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действия предметов и в неопределённой форме отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Глаголы изменяются по временам (прошедшее будущее время, прошедшее время, настоящее время, будущее время).

Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

Глаголы в настоящем  и будущем времени спрягаются, т. е. изменяются по числам и лицам.

Спряжение глаголов определяют по неопределённой форме.

Правила работы в группе.

  1. Выбрать, кто будет читать задание, и записывать общее решение.
  2. Подумать самостоятельно.
  3. Выслушать точку зрения каждого.
  4. Выбрать правильный вариант.
  5. Выбрать выступающего и его помощника или помощников.

 

Работай в паре.

Впишите пропущенные окончания, указав число, род и падеж имён прилагательных.

число

род

падеж

На стар…….. болоте

Мудр……… советами

В прекрасн….. царевну

Отважн……  девочка

Из королевск………..дворца

От добр…… феи

К снежн…… королеве


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Б е гут, х о дить, л е тят. Ме стн ый, прекра сн ый, окре стн ый. Бере г , обло ж ка, ду б ки.

Слайд 2

ТЕМА: Обобщение знаний об имени прилагательном, имени существительном и глаголе.

Слайд 3

Устав – свод правил .

Слайд 4

Списать словосочетания, определив склонение и падеж имён существительных, вставить пропущенные окончания. - рассказать бабушк …. - из соседней деревн …. - лежать в постел … - сменили к весн …. - побывал на спектакл ….

Слайд 5

Списать словосочетания, определив склонение и падеж имён существительных, вставить пропущенные окончания. - рассказать бабушк е – 1 скл.,Д.п . - из соседней деревн и - 1 скл ., Р.п. - лежать в постел и -3 скл ., П.п. - сменили к весн е – 1скл.,Д.п. - побывал на спектакл е - 2 скл ., П.п.

Слайд 6

Составьте тестовое задание по теме урока. Можете начать своё задание со слов: Укажи………… Распредели…… Подбери………. Соедини стрелками…….. Выпиши………. Убери лишнее……… и. т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс. Тема:"Части речи. Обобщение."

Данный урок имеет интегрированную направленность. Тема по русскому языку переплетается с темой по ознакомлению с окружающим миром "Жизнь диких животных"....

Урок – КВН по русскому языку в 4 классе Тема: «Части речи» (обобщение по теме)

                   Цели: сформировать навыки учебной деятельности, интерес к более глубокому изучению предмета, развивать логическое  мышл...

Урок – КВН по русскому языку в 4 классе Тема: «Части речи» (обобщение по теме)

Цели: сформировать навыки учебной деятельности, интерес к более глубокому изучению предмета, развивать логическое  мышление, речь,  творческие способности учащихся, расширять кругозор,...

Конспект урока русского языка по теме "Части речи" (Обобщение)

Урок русского языка разработан на основе тьюторских компетенций в соответствии новым стандартам ФГОС НОО. Детям предлагается выбор по обобщению своих знаний определённой части речи. Ребята работают в ...

Урок русского языка по теме "Части речи". Обобщение.

Конспект урока русского языка 4 класс....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Части речи. Обобщение». (УМК "Перспектива") 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: «Части речи. Обобщение». (УМК "Перспектива")...

Урок русского языка по теме "Части речи" во 2 классе. Обобщение.

Урок - обобщение по теме "Части речи". Проводится во 2 классе. На этом уроке дети не просто обобщают знания об изученных частях речи, а делают это в игровой форме, путешествуя по необычной стране с на...