Мастер-класс Использование приемов эйдетики и мнемотехники для формирования и совершенствования орфографического навыка
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Каптюк Татьяна Владимировна

Данная методика эфективно повышает качество гамотности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     

Использование приемов эйдетики и мнемотехники

         для формирования и совершенствования

                    орфографического навыка

                                 Каптюк Татьяна Владимировна

                                                  учитель начальных  классов

                                               МОУ «Рудногорская сош»

За десять лет активного использования методов эйдетики и мнемотехники, взятых из «Школы эйдетики» И.Ю.Матюгина,                                 я убедилась в эффективности  вышеназванных  методов в повышении грамотности учащихся.  Применяя эти методы на уроках русского языка, я накопила большое количество детских творческих работ, а также  своих собственных идей, которыми решила поделиться.

  «Эйдос» по-гречески образ. Эйдетизм является разновидностью образной памяти, выраженной в сохранении ярких, наглядных образах предметов по прекращению их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их. Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы. Именно в начальной школе у детей преобладает образная память. Такую психическую особенность можно с успехом использовать для запоминания правописания словарных и других трудных  для написания слов.

   Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают.  Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.

     Эйдетика включает в себя систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, воображения. В играх и упражнениях используется присущая каждому ребенку способность к воображению. Дети быстро и с энтузиазмом входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют. При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти. Но приемы эйдетики можно использовать и без занятий на кружке, а непосредственно на уроке.

     В этом более всего ценен учебник «Азбука» Н.В Нечаевой, К.С.Белоусец по системе общего развития Л.В.Занкова. Игры: «На что похоже буква», «Расшифруй эти жесты», «Превращения слов», «Как образуются слова», «Дорисуй букву», «Измени одну букву – изменится слово», загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Таким образом, они знакомятся с самыми простыми приемами эйдетики и мнемотехники, а самое главное учатся творчески мыслить, то есть нестандартно, нешаблонно, что и необходимо для развития эйдетизма.

   Играя, дети привыкают внимательно вглядываться в каждое слово, рассматривая его с разных сторон. Поэтому, когда я в первом классе предложила им запомнить написание слова заяц, у них появилась масса интереснейших идей. Например, одни сразу увидели, что сама буква Я очень похожа на зайца, если ей пририсовать ушки, носик, глазки и хвостик. Другие настаивали, что надо придумать мини-сказку: «Жил-был заяц-хваста. Он очень любил хвастаться и всегда говорил: «Я - самый храбрый, я - самый быстрый, я - самый умный! Я, я, я…». А вот третьи, уже с моей помощью, нарисовали ребус Яц (за буквой я спряталась буква ц). И так можно фантазировать до бесконечности, используя различные приемы эйдетики и мнемотехники. Например, уже будучи во втором классе дети придумали более пятнадцати способов, как запомнить правильное написание слова город. И это не предел.

   Порой у детей появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Даже если этот образ неправильный, опираясь на него, можно легко привести детей к правильному выводу. Например, при обращении к словарному слову пассажир, дети сразу видят легко выделяемое слово жир. Возникает проблемная ситуация (у Занкова это коллизия): что именно в этом слове надо запоминать. И мы с детьми приходим к выводу, что «и» здесь не опасное место, а вот «асса» надо запомнить. Затем постепенно мы приходим к составлению мини-сказки: пассажир перед поездкой берет билет в кассе. Получается ребус. Дети обязательно должны его нарисовать. Это может быть их домашним заданием.

                                           К

                                       ПАССАЖИР

Теперь у детей есть на что опереться для правильного написания этого слова.

   С помощью этих методов мне удалось повысить качество знаний учащихся по русскому языку с 68% до 76%.   Такого результата я добилась благодаря использованию опорных, или как мы с детьми их называем слов-подсказок (не путать с проверочными словами).  

   «Подсказка-образ» должен быть ярким, смешным, нереальным, фантастическим, даже несуразным, например, салют из сала. Лучше, если дети представят какое-то действие, запах, включат тактильные и вкусовые ощущения (этому я их учу на кружке). Например, мини-сказка: «Женщина варит щи. Она хорошая хозяйка. Дома вкусно пахнет щами. Они горячие. Идет пар. Семья любит кушать щи».

   Кроме всего прочего, у детей вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом. Но могут встречаться и ошибки при подборе слов-подсказок, дети могут путать слова-подсказки и проверочные слова, например , думая, что белая и береза – это родственные слова. Но я поясняю детям (и делаю это терпеливо много раз, пока дети не перестают путать), что слово-подсказка это не родственное слово, а просто подходящее к данному слову слово-образ. При умелом направлении мыслительного процесса у детей все недоразумения легко устраняются, а в споре рождается истина.

    Приемы и методы запоминания слов я разделила на несколько групп:

1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

Багаж – носильщик на вокзале говорит: «Ага, тяжелый багаж!»

Базар – бабы на базаре

Береза – белая береза

Билет – автобус сигналит: «Би-би, купи билет!»

Герой – Гена – герой ( или у героя герб на щите)

Деревня – дед в деревне

Железо – железо режу еле-еле

Запад – на западе солнце падает

Инженер – Женя – инженер

Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап

Комната – комната у Наты

Лопата – лопата лопнула

Магазин – магазин под названием «Ага»; маг в магазине продает маги-маги

Мебель – мебель белая

Пассажир – Пассажир дал пас Саше; пассажир берет билет в кассе

Паук – у паука папа

Пенал – пенал моют пеной

Ребята – ребята решают ребус

Сапоги – Саша в сапогах

Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня

Тарелка – тарелка-это тара

Улица – на улице встречаю знакомые лица

Чувство – уважай чужие чувства

2. В слове спряталось другое слово.

Богатство – бог дал богатство

Валенки – валенки у Ленки

Сверкает – в новом платье сверкает Верка

Вдруг друг-друга

Гореть – горе гореть!

Горизонт – гори, зонт! /нарисуй этот фантастический сюжет/

Лисица – братец Лис

Облако – на облаке лак

Пловец – пловец плывет в плове

Ракета – в ракете рак

Соловей -  соловей поет соло

Трамвай - трамвай съело чудовище – ам!

Ужин – ужи на ужин?

3. Графичекие ассоциации /по схожести изображения/ Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

Смотри  <Рисунок 1>

4. Состав слова.  

Воскресенье – приставка вос-

Автобус, автомобиль – приставка авто-

Агроном – приставка агро-

Понедельник – приставки по- и не-

Пятница – суффикс –иц-

Девочка – суффикс –очк-

Весело, хорошо, быстро, скоро, налево, направо – суффикс –о-

5. Разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова.

Аптека – там продает лекарства Айболит, а в «Оптике» – очки, похожие на букву о

Погода – погоду наблюдают по годам

Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог!

Библиотека – библия

Сегодня – сего дня (при Петре I)

Урожай – земля рожает урожай

6. Нахождение проверочного слова.

Берег – брег /у Пушкина/

Лисица – лис

Ботинки – боты

Воскресенье – воскрес

Впереди – перед, передний

Пшеница – пшёнка

7. Подкрепление слов, которые трудно проверить.

Суть – подкрепить словами подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких проверочных слов.

   Например, в просторечии встречаются слова котит, котишься вместо катит, катишься. Подкрепляем его словом-подсказкой Катя. Мини-сказка: Катя катит мяч, шар. Еще пример, в просторечии встречаются слова коч-коч вместо кач-кач. Мини-сказка: качаться – это качка, а не кочка!

   Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой ё. С помощью эйдетики предлагаю решить эту проблему раз и навсегда!

   Шел – шедший – можно так, но дети забывают это проверочное слово. А можно иначе. Букву Ё, вернее ее точки, запомним как следы от обуви, напоминающие кругляшки точек. Можно даже объявить конкурс на лучший рисунок-ассоциограмму. Я так и сделала. У детей было множество идей. Они превращали букву ё в пешехода, и она ходила сама, оставляя круглые следы. Идей было очень много, и все они были разные.

Смотри  <Рисунок 1>

8. Игра со словами: поиграй со словом, понаблюдай, как оно звучит, если в нем переставить ударение.

           /             /

Магазин – магазин

            /           /

Портфель – портфель

               /                   /

Библиотека- -библиотека

         /           /

Щавель – щавель

         /           /

Творог – творог

9. Как звучат слова в других языках.

                /

Арбуз – арбуз (укр.)

                       /

Морковь – морква (укр.)

Вчера – вчёра (укр.)

                                   /

Металлический – металл (англ.)

                      /

Москва – Москоу (англ.)

                     /

Портрет – портрит (англ.)

10.Составление ребусов.

Восемь – во7

Заяц -      Яц   (за буквой я буква ц)

Вокзал -   вокзал   4   5   ( отгадка: волк)

А К  К У Р А Т Н О        (Катя и Коля аккуратные)

   А   О

   Т   Л

  Я    Я

С У  Б   Б  О Т А   (в  субботу две сестрички Барбара и Бабетта идут в гости)

        А   А

        Р    Б

        Б    Е

        А    Т

        Р     Т

        А    А

Смотри  <Рисунок 1>

   Таких способов запомнить словарные слова, я уверена, у каждого учителя накоплено сотни. Я лишь попыталась обобщить свой 19 летний опыт учителя, который творчески подходит к своей работе, постоянно ищет разные подходы в обучении. Попробуйте эти приемы, вы не представляете, как это интересно и увлекательно! Сколько различных эмоций выплескивают дети в таком творческом поиске! Ищите, творите! Именно творчество в работе, использование приемов и методов эйдетики и мнемотехники помогает моему самовыражению в профессии. Я иду на урок, как артист выходит на сцену. Мы творим с детьми на уроке, забывая о серьезности происходящего. А заучивание словарных слов превращается в увлекательную игру. Результатом такой работы является 100% запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».

В данной работе представлены формы формирования УУД на уроке окружающего мира в 1 классе....

"Использование особенностей образного мышления младших школьников при формировании и совершенствовании орфографического навыка"

"Использование особенностей образного мышления младших школьников при формировании и совершенствовании орфографического навыка"...

Резервы совершенствования орфографических навыков учащихся

Ни для кого не секрет, что орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Проблема формирования орфографического навыка у ...

Отчет по теме самообразования учителя начальных классов «Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников»

Современные дети мало читают. Книге трудно соперничать с компьютерными играми. В лексику современного школьника приходят новые трудные для написания слова. Одним из способов решения проблемы является ...

Возможности формирования и совершенствования фонетических навыков на уроках английского языка в начальной школе.

Далеко не в каждом УМК выделяются задания для формирования и совершенствования фонетических навыков, так как в условиях нехватки времени и рамок рабочей программы большее внимание уделяется лексике и ...

«Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников"

Современные дети мало читают. Книге трудно соперничать с компьютерными играми. В лексику современного школьника приходят новые трудные для написания слова. Одним из способов решения проблемы является ...