Однокоренные слова
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему

Гусейнова Светлана Игорьевна

Урок-закрепление по русскому языку по теме: "Однокоренные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_odnokorennye_slova.docx22.55 КБ
Office presentation icon te_stvi_pu_e_she.ppt638.5 КБ
Файл titulnik_odnok._slova.docx13.06 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование ууд

Цель: настроить детей на урок

1.Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Встали все ровно, красиво. Присаживайтесь. Кто догадался, почему только один лист на парте. Как будем работать?  

Вспомним  правила работы в парах. После того как вы выполните задание, что необходимо сделать

Выполняют действия

Будем работать в паре

Необходимо поднять «руку дружбы»

организационные

коммуникативные

Цель: актуализирование знаний обучающихся об однокоренных словах

2.Актуализация знаний

А над какой темой будем работать, узнаете позже.

Смотрим внимательно на диапроектор.   Составьте  слово и узнаете, что произойдёт сегодня на уроке. Слайд 2.

ТЕ

СТВИ

ПУ

Е

ШЕ

Путешествие Слайд 3

 Итак,  я предлагаю вам отправиться в путь к удивительному Волшебному Дереву. Мне в руки попала  карта. Слайд 4. На ней показан маршрут к острову Волшебного Дерева. Говорят, что все, кто доберётся до этого Дерева, преодолевая опасности, много узнают, воспитают в себе силу воли и твёрдость характера. Только давайте договоримся о следующих правилах: во время путешествия

соблюдать порядок и дисциплину, помогать друг другу.

- Наше путешествие пройдёт на транспортном средстве, название которого сможете прочитать, расположив буквы в порядке возрастания чисел. Слайд 5.

Р    О        К     А      Л         Ь                  Б

67    54      2     78     100      102             96

- На чём же мы будем путешествовать? Слайд 6.

- При помощи чего будет двигаться наш корабль?

-  Как называется ткань, из которой делают паруса?

- Какой у нас корабль?

Парус, парусина, парусный Слайд 7.

- Как называются такие слова?

- Докажите.

Интерактивная работа

Читают слоги и составляют из них слово

Это слово путешествие

Интерактивная работа

Работают в паре. Составляют слово

На корабле

При помощи паруса

Наверное, парусина...

Парусный

Они называются однокоренными

Дети повторяют признаки однокоренных слов, проговаривая эти признаки сначала друг другу, а потом всему классу, выделяют корень

Организационные

Коммуникативные

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

коммуникативные

Цель: формулирование основного вопроса

3.Постановка учебной задачи

Кто догадался, над какой темой будем работать? Слайд 8.

Однокоренные слова

Цель: обобщение обучающимися знаний об однокоренных словах

4.Первичное закрепление

- Наш корабль готов, и мы отправляемся в путь. « Попутного ветра!» Когда так говорят?

Мы подплыли к острову. Прочтите название. Слайд 9

Работа в парах.

- Перед нами остров Загадочный. Почему он так назван? Правильно. Населён этот остров загадками.  Отгадайте загадки.

Шубка – иголки.

Свернётся он – колкий!

Рукой не возьмёшь!

Кто это? Запишите отгадку, а теперь обсудите в паре и запишите к этому слову  однокоренные слова.

Прочтите слова.

Докажите, что они однокоренные. Проверим. Слайд 10

Угадайте, что за птица:

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это…

 Докажите, что они однокоренные. Проверим. Слайд 11

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы. Докажите, что они однокоренные. Проверим. Слайд 12

- Что общего в словах-отгадках?

- Чем они отличаются?

Когда желают хорошего пути

Остров «Загадочный»

Наверное, на этом острове много загадок...

Ёж

Дети обсуждают в паре и записывают однокоренные слова

(Ёж, ёжик, ежиха, ежонок, съёжился)

Сова

(Сова, совушка, совёнок, совиный)

Гриб

(Гриб, грибок, грибочек, грибной)

Это всё имена существительные

Одушевлённые и неодушевлённые

Коммуникативные

Познавателные

Организационные

Познавательные

Коммуникативные

личностные

Физминутка

- Пора нам остановиться и немного размяться.

Поиграем в игру «Море волнуется». Всем знакома эта игра?

Фигура акулы Слайд 13

Фигура морской рыбки Слайд 14

Фигура морской звезды Слайд 15

Фигура дельфина  Слайд 16

Морского конька Слайд 17

Фигура прилежного ученика

Выполняют действия

организационные

Цель: выявление ошибок и их исправление

5.Самостоятельная работа с проверкой в классе

- Мы приближаемся к острову Слов. Слайд 18.  Прочтите слова. Слайд 19.

В каждой строчке найдите  лишнее слово,  запишите только однокоренные слова.

нос, носильщик, носик, носатый;

гусь, гусята, гусеница, гусыня;

поле, полочка, полевой, полюшко;

соринка, насорил, сорвал, сорняк;

чайка, чай, чайный, чайник.

Проверяем. Объясните, какое слово лишнее, почему? Проверим. Слайд 20.

Работают в парах.

Читают слова про себя

Интерактивная работа

Работают самостоятельно, обсуждая варианты ответов между собой

Зачитывают ответы вслух, объясняя свой выбор

Коммуникативные

Коммуникативные

Организационные

личностные

Коммуникативные

Познавательные

личностные

Цель: закрепление  материала

6.Повторение и закрепление изученного

- Мы почти достигли намеченной цели, но путь нам преграждает  остров пиратов Слайд 21 . Что же нас здесь ожидает?  Для того чтобы Пираты  пропустили нас дальше необходимо выполнить задание.

-Прочтите задание Слайд 22. Как поняли задание?

Составьте из слов предложения. Озаглавьте текст. Найдите однокоренные слова.

Корабль, в, открытое, вышел, море.

Моряки, флаг, на, подняли, корабле.

Им, сложный, преодолеть,  предстоит, путь, морской.

Сколько предложений получится? Есть вопросы? Работаем в парах.

 Когда все сделают, мы проверим.

Прочтите, что получилось. Как озаглавили? Прочтите однокоренные слова.

Слайд 23.

Интерактивная работа

Необходимо составить из слов предложения и его озаглавить

Получится три предложения

Дети читают:

Корабль вышел в открытое море. Моряки подняли флаг на корабле. Им предстоит преодолеть сложный морской путь.

Однокоренные слова: море, моряки, морской

Организационные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Организационные

Цель:  самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

7.Рефлексия урока

-Вырвались мы из лап пиратов и подплыли к острову Волшебного Дерева. ( на доске)Но почему-то оно печальное.  Чего не хватает? Подберите однокоренные слова к слову листья.

- Давайте украсим наше дерево  листочками, и, может быть, оно повеселеет.

У вас на партах лежат листочки разного цвета,  если вы всё поняли из учебного занятия, вам было легко работать. Вы хорошо усвоили признаки однокоренных слов – приклеиваете к дереву зелёный листочек;

Если испытывали трудности, не до конца усвоили тему – жёлтый;

Если ничего не поняли об однокоренных словах, не усвоили их признаки, считаете, что нужно ещё раз повторить эту тему  - красный листочек.  Посмотрите, какое красивое зелёное дерево у нас получилось, это значит вы усвоили  тему на отлично. А теперь нам нужно возвращаться в нашу школу № 39. Слайд 24.

С какими знаниями мы вернулись? Что мы знаем об однокоренных словах?

Урок  подошёл к концу. Спасибо за работу. Слайд 25

На дереве не хватает листочков

Листопад, лиственный, листик

Дети выбирают листок и приклеивают к дереву

С знаниями об однокоренных словах

Однокоренные слова имеют общее значение и общий корень

Коммуникативные

Личностные

организационные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тип урока: Закрепление по теме: «Однокоренные слова».

Форма урока: урок с применением ИКТ

Цели урока:

Образовательные: :

-закрепить умение распознавать и подбирать однокоренные слова по двум признакам; формировать орфографические умения;

Развивающие:

-развитие умения сравнивать, анализировать,  обобщать.

-развитие речи, мышления, познавательной самостоятельности.

Воспитывающие:

-воспитание дружелюбия, аккуратности.

Оборудование:

-Презентация

-Интерактивная работа

-Мультимедия (проектор, экран)

Структура урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

3.Постановка учебной задачи

4.Первичное закрепление

5.Самостоятельная работа с проверкой  в классе

6.Повторное закрепление

7.Рефлексия урока

Формирование УУД:

Познавательные:

осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников;  выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  

Регулятивные (организационные): 

принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.    

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»

Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....

Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов.

Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов»Тип урока: объяснение нового материалаЗадачи урока: уточнить представление о признаках родственных  слов, формиро...

Урок русского языка в 3а классе. Тема: Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.

Цель:  Научить распознавать однокоренные слова и выделять корень и уточнить представление о признаках родственных слов.Задачи: 1. Развивать навык работы  с алгоритмом нахождения однокоренных...

Проект урока по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов

Проект урока·        Учебный предмет русский язык·        УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 3класс Москва. Просвещение 20...

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."...

Русский язык 3 кл. УМК "Школа России" "Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова"

Цели деятельности учителя:способствовать закреплению представлений об однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.Планируемые результа...