УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА, ТЕМА УРОКА: НАУЧНЫЙ ТЕКСТ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

НАУМОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Знать понятие «научный текст» как вид текста, особенности научного текста (числа, термины, сухость изложения, похожесть на статью из энциклопедии).

Уметь распознавать научный и художественный тексты,  рассуждать, формулировать выводы, сравнивать; развивать беглое осознанное чтение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Научный текст.

Задачи урока.

 Знать понятие «научный текст» как вид текста, особенности научного текста (числа, термины, сухость изложения, похожесть на статью из энциклопедии).

Уметь распознавать научный и художественный тексты,  рассуждать, формулировать выводы, сравнивать; развивать беглое осознанное чтение.

Планируемые результаты

Предметные: различие научного и художественного текста.

Метапредметные: личностные УУД: формирование ценностно-смысловой ориентации.

Оборудование.

Учебник русского языка 2 часть, дидактические карточки с заданиями для групп, памятки №1и №2, клей, А4 листы.

                       ХОД  УРОКА

  1. Организационный момент.

Учитель. Посмотрите на доску и расшифруйте тему урока.

ЙЫНЧУАН ТСКЕТ

Ученики. Научный текст.

Учитель. Каковы задачи урока.

Ученики. Знать, что такое научный текст, его особенности, уметь отличать его от других текстов.

Учитель. Сегодня на уроке вы не только научитесь распознавать научный текст, но и  будете учиться рассуждать, делать выводы и в конце урока составите из предложенных заготовок свой научный текст.

  1. Актуализация знаний.

Учитель. Вспомните, что такое научный текст.  Кто забыл, воспользуйтесь памяткой №1.

Ученики. Текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном.

Учитель: Какие еще виды текстов вы знаете?

Ученики: Повествование и описание.

Учитель: Какие особенности этих текстов вы знаете?

Ученики: Повествование – автор рассказывает о каких-либо событиях, в этом тексте часто используются глаголы. Описание – описание чего-либо или кого-либо, чтобы читатель смог это представить, часто используются прилагательные и используются приемы сравнения, так как сравнение помогает лучше представить то, что описывается.

Мы с вами вспомнили, какие  виды текстов нам известны, а сейчас мы применим наши знания на практике и поработаем с разными видами текстов.

  1. Работа по учебнику.

Учитель: Откройте учебники на странице 76 упражнение 32. Прочитайте 1 текст «Тетерева».

Ученики: Чтение вслух.

Учитель: Найдите и назовите все прилагательные в начальной форме. Слова на карточках вывешиваются на доске в левой стороне.

Ученики: Весёлый, зимний, янтарный, ночной, глубокий, пушистый, березовый, освещенный, украшенный, кружевной, душистый, чистый, красивый, большой, дружный, глубокий, злейший.

Учитель: Какой это текст? Почему?

Ученики высказывают свое мнение. Повествование.

Учитель: Знакомы ли тебе другие тексты этого автора? О чем он обычно писал? Найдите в учебнике.

Ученики: О природе. Страница учебника 14,17,24.

     Учитель: - Автор – наблюдательный человек? (Да)

  -  Чувствуется ли в его текстах очень точный взгляд ученого? (Да)

 -  Найдите в тексте такие выражения и сравнения, которых не бывает в научном тексте. Зачитайте их (выборочное чтение).

Ученики: Заиграло, веселое солнышко, зажгло янтарным светом, красавцы тетерева, кружевным инеем, на чистой скатерти снега, крестики своих следов.

Учитель: А какой абзац можно поместить в научный текст? (Последний)

- А теперь прочитайте текст 2 страница 78.

Ученики читают вслух.

Учитель: Найдите и назовите все прилагательные в начальной форме. Слова на карточках вывешиваются на доске в правой стороне.

Ученики: Средний, стройный, подвижный, большой, крупный, отличный, черный, металлически-синий, зеленый, нижний, поперечный, рулевой, рыжевато-серый, короткий, молодой.

Учитель: Сравни оба столбика. В каком из них больше слов, которые передают восприятие и чувства автора? (1)

Учитель: А в каком столбике слова нужны для того, чтобы точнее рассказать о птицах? (2)

Учитель: Какой из двух текстов лучше читать на уроке по литературному чтению (1), а какой использовать для сообщения по окружающему миру? (2)

Физкультминутка

  1. Практическая работа по теме.

1 группа.

Прочитать тексты и найти только научные. Доказать почему именно эти тексты?

2 группа.

Из данных предложений составить научный текст.

Деформированный текст. Предложения разрезаны и лежат в конверте.

Бурундук значительно меньше белки по размерам, длина его тела всего 13-15 см. Длина хвоста около 10см. В течение лета и осени бурундук делает запасы сухих кормов. Он накапливает более 4 кг разных кормов, которые хранятся в образцовом порядке: отдельно семена трав, кедровые орешки, зерно. К началу зимы бурундук засыпает и спит до весны. Просыпается в марте – апреле и, питается готовыми запасами, быстро восстанавливает свои силы.

3 группа.

В конверте предложения двух текстов художественного и научного. Выбрать предложения для научного текста.

Лебедь-кликун – перелетная птица. Ранней весной начинается прилет кликунов из мест зимовки. Вскоре после прилета каждая пара занимает определенный, довольно обширный участок, на котором устраивает гнездо. Местами гнездования лебедя-кликуна являются крупные озера, сильно заросшие у берегов тростником. Иногда лебеди гнездятся на небольших заросших прудах.

Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов. А Белопух стал зорко охранять гнездо. Он никого,  даже пичужек, не подпускал близко. А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха. И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.

4 группа.

Вставить подходящие по смыслу слова так, чтобы получился научный текст (сообщение на окружающий мир).

Ежи - ……………………………животные. Они бывают………………………Все они - ……………………………Живут они в ……………………………………...В России обитают……………………ежи. …………………………… ёж - он всем знаком.  На юге нашей страны живет ………………….ёж. Он от всех ежей отличается…………………………………...

Слова для справок: разные, насекомоядные, млекопитающие, не похожие друг на друга, обыкновенный, в Европе, в Азии, в Африке,  ушастый, большими ушами.

Ежи – млекопитающие животные. Они бывают разные, не похожие друг на друга. Все они – насекомоядные. Живут они в Европе, в Азии, в Африке. В России обитают разные ежи. Обыкновенный ёж – он всем знаком. На юге нашей страны живет ушастый еж. Он от всех ежей отличается большими ушами.

  1. Проверка результатов.

Каждая группа рассказывает о проделанной работе.

  Учитель.  Молодцы ребята. Вы замечательно поработали. В жизни нам предстоит работать с разными источниками информации и для того чтобы вы могли использовать полезную информацию, были успешны и уверенны в этой информации вам необходим этот урок. Он поможет вам на уроках окружающего мира, на кружке краеведенья, а так же на других уроках. Мы будем работать дальше над этим.

6.Итог урока.

Учитель. Что такое научный текст?

Может ли научный текст содержать авторское отношение, его чувства?

Где можно встретить научный текст?

Чему учились?

Ученики. Учились распознавать научный текст, его особенности, уметь отличать его от других текстов.

Учитель. Что показалось сложным? Что понравилось больше всего? Понравился ли урок, отобрази свое настроение на шаблоне с лицом человечка. Поднимите вверх.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

1 группа

Прочитать тексты и найти только научные. Доказать почему именно эти тексты?

  1. У тушканчика-прыгуна длина тела 13-17см, хвост – 19-22 см. Мех у него желтовато-серый. Чёрная часть на хвосте отделена от основной части хвоста светлым колечком. Тушканчик-прыгун обитает в различных степях. Питается этот зверёк семенами, зелёными частями растений и луковицами растений, а также насекомыми и их личинками. Имеет от одного до семи детёнышей, продолжительность жизни не превышает трех лет.

2.    Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов. А Белопух стал зорко охранять гнездо. Он никого,  даже пичужек, не подпускал близко. А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха. И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.

3. Красногрудый нырок – крупная массивная утка, весом от одного до двух килограммов. Самца легко отличить  по большой ярко-рыжей голове, красному клюву и красным лапам, по чёрной груди и чёрному брюху. Самка – однообразной серо-буроватой окраски. Питается нырок исключительно зелёными частями растений и водорослями.

4. Я пошёл на озеро купаться. Гляжу – нырок учит своих утят уплывать от людей. Нырок плывёт, как лодка, а они ныряют. Они нырнут, а он на то место приплывёт и глядит по сторонам. Наконец они вынырнули около камышей, заплыли в камыши, а я стал купаться.

2 группа.

Из данных предложений составить научный текст.

Деформированный текст. Предложения разрезаны и лежат в конверте.

3группа.

В конверте предложения двух текстов художественного и научного. Выбрать предложения для научного текста.

4 группа. 

Вставить подходящие по смыслу слова так, чтобы получился научный текст (сообщение на окружающий мир).

Ежи - ……………………………животные. Они бывают………………………Все они - ……………………………Живут они в ……………………………………...В России обитают……………………ежи. …………………………… ёж - он всем знаком.  На юге нашей страны живет ………………….ёж. Он от всех ежей отличается…………………………………...

Слова для справок: разные, насекомоядные, млекопитающие, не похожие друг на друга, обыкновенный, в Европе, в Азии, в Африке,  ушастый, большими ушами.

Лебедь-кликун – перелетная птица.

 Ранней весной начинается прилет кликунов из мест зимовки.

 Вскоре после прилета каждая пара занимает определенный, довольно обширный участок, на котором устраивает гнездо.

 Местами гнездования лебедя-кликуна являются крупные озера, сильно заросшие у берегов тростником.

 Иногда лебеди гнездятся на небольших заросших прудах.

Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов.

 А Белопух стал зорко охранять гнездо.

 Он никого,  даже пичужек, не подпускал близко.

А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха.

 И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.

Бурундук значительно меньше белки по размерам, длина его тела всего 13-15 см.

 Длина хвоста около 10см.

 В течение лета и осени бурундук делает запасы сухих кормов.

 Он накапливает более 4 кг разных кормов, которые хранятся в образцовом порядке: отдельно семена трав, кедровые орешки, зерно.

 К началу зимы бурундук засыпает и спит до весны.

 Просыпается в марте – апреле и, питается готовыми запасами, быстро восстанавливает свои силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.Тема урока "Приставки и предлоги"

Урок русского языка для 3 класса.Тема урока "Приставки и предлоги".Тип урока :урок получения новых знаний....

Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»

Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: Имя существительное

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: Имя существительное...

Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."

Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний."  В презентации прослеживаются различные виды работы с  текстом. Презетация соде...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Что такое текст-рассуждение? 2 класс УМК "Школа России"

Предмет: русский языкТема: Что такое текст-рассуждение?Цели деятельности учителя: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы....