"От значения - к правильной букве"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Сперелуп Татьяна Николаевна

Конспект урока "От значения - к правильной букве" (УМК "Гармония", 2 класс) + презентация "Способы подбора проверочных слов"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по предмету русский язык

2 класс

УМК «Гармония»

Сперелуп Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 8 г. Невинномысска

Тема урока: «От значения слова – к правильной букве»

Цели урока: 

  • формирование нового способа решения орфографических задач;
  • отнесение способа проверки орфограмм слабых позиций только с орфограммами основы;
  • обнаружение слов, связанных отношениями словообразовательной производности (родственных или однокоренных слов) и использование их для проверки орфограмм слабых позиций в корне;
  • развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу;
  • развитие психических качеств учащихся – интеллекта, мышления, памяти, внимания;
  • развитие познавательных умений;
  • воспитание навыков культурного общения, культуры речи, аккуратности.

Задачи: 

  • упражняться в проверке орфограмм слабой позиции всеми известными способами;
  • упражняться в проверке слов по словарю;
  • проверить сформированность умения различать родственные слова;
  • проверить умение выбирать правильное проверочное слово;
  • организовать взаимодействие «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
  • развивать способности детей;
  • дать детям положительный опыт общения;
  • осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями

Тип урока: открытие нового знания

Этапы урока: 

  • Организационный момент (положительный настрой, рефлексия своего настроения)
  • Создание «ситуации успеха» (демонстрация детьми ранее полученных знаний)
  • Объявление темы урока. Постановка проблемы перед учащимися.
  • Актуализация знаний. Фиксация затруднений.
  • Учебная деятельность (решение частных учебных задач)
  • Итоговая рефлексия
  • Домашнее задание
  • Итог урока
  • Оценивание

Материально-техническое обеспечение:

- учебник  русского языка Соловейчик М. С. «К тайнам нашего языка»;

- тетрадь – задачник к учебнику русского языка Соловейчик М. С.

«К тайнам нашего языка»;

- мультимедийное оборудование;

- карточки для групповой и индивидуальной работы.

Ход урока:

Слайд 1

Организационный момент

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

- Ребята, сегодня на уроке я желаю вам плодотворно потрудиться и при этом относиться друг к другу по-доброму. Начинаем урок!

Актуализация знаний

Слайд 2

- Народная мудрость гласит: «Пишут не пером, а умом».

- Как  вы это понимаете?

(Когда пишешь надо думать, чтобы не сделать ошибку.)

- Итак, на уроках русского языка мы учимся грамотному письму. О чем надо помнить, чтобы писать без  ошибок? (В слове могут быть орфограммы- «опасности» и надо уметь их решать).

- Какова цель нашего урока?  (Учиться решать орфографические задачи в словах.)

Этапы изучения материала

Узнай слово по его значению и запиши в тетрадь один (ученик работает у доски)

Слайд 3

1. Ствол белеет, шапочка зеленеет,

    Стоит в белой одёжке, свесив серёжки.

Слайд 4

2. Березовый лес.

Слайд 5

3. Гриб, который растет под березой.

Проверь свою запись.

Б.реза, б.р.зняк, подб.резовик.

- Как можно назвать эти слова? (Родственные)

Слайд 6

- А какие слова мы называем родственными?

- Как называется общая часть родственных слов? Выделите корень.

- Что мы видим? (Орфограммы в корне) 

Слайд 7

Способы решения орфографических задач.

Работа с орфографическим словарем

- Откройте словарь и найдите как пишется слово береза.

- Как же записать  остальные слова. Почему?

- Каким способом решения орфографических задач мы воспользовались?

 (Если мы говорим о непроверяемых написаниях нам нужен словарь)

- Есть ли другие способы решения орфографических задач? (Подбор проверочных слов)

Систематизация имеющихся знаний

Слайд 7

- А теперь мы поговорим о способах подбора проверочных слов.

Работа в группах.

Группа 1

Способ проверки:

г…ра

в…лна

стр…ла

п…чтальон

Группа 2

Способ проверки:

во  дв…ре

под  ст…лом

на  к…не

стр…итель

Группа 3

Способ проверки:

пт…нцы

скв…рец

леб......ь

в…дитель

Проверка выполненных заданий.

Группа 1

Способ проверки: изменение по числу (ед.ч. – мн. ч.)

г…ра

горы

в…лна

волны

стр…ла

стрелы

п…чтальон

?

 Группа 2

Способ проверки: изменение по команде вопросов (кто? что?)

во  дв…ре

двор

под  ст…лом

стол

на  к…не

конь

стр…итель

?

Группа 3

Способ проверки: подбор родственного слова (назвать ласково)

пт…нцы

птенчик

скв…рец

скворушка

леб......ь

лебедушка

в…дитель

?

Постановка проблемы

Слайд 8

- Что же получается: мы владеем разными способами проверки, но они нам не помогли узнать букву безударного гласного в словах почтальон, строитель, водитель.

- Какова наша задача? (Мы не знаем всех способов проверки и должны познакомиться с новым способом проверки родственных слов).

- А для этого вспомним, что в слове главное? (Его значение)

Открытие нового знания

- Объясните значение слова.

Стр…итель – тот кто строит - строитель

В…дитель – тот, кто водит - водитель

П…чтальон – тот, кто разносит почту - почтальон

Слайд 9

- Вот мы и открыли новый способ проверки. Какой? (Объяснять значение слова с помощью однокоренного слова: от значения – к правильной букве)

Первичное закрепление

Слайд 10

Работа в парах.

- Потренируемся: к словам первого столбика подберите проверочные слова из второго столбика и вставьте пропущенные буквы.

л…нтяй

любит правду

д…бряк

хитрый

х…трец

добрый

пр…вдивый

ленится

Слайд 11-12

Вывод: очень часто выбор буквы на письме  зависит от  смысла слова.

- Проверьте задание, которое выполнял Виктор Перестукин.

Слайд 13

Физминутка

- А теперь немного отдохнём.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Посмотрели вправо, влево.

Руки подняли и покачали,

Словно деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -  

Ветер сбивает росу.

В сторону руки - плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем.

Крылья сложим назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.
- А как надо вести себя в лесу?

Слайд 14-15

- Запишите предложение, вставив пропущенные буквы.

- Вам нужно определить как пишутся слова л.са и л.са.

- Почему слова звучат одинаково, а пишутся по-разному.

Вывод:  

С каким способом проверки мы познакомились?

Самостоятельная работа

Задания по выбору

Вариант I

Л…сник -…, м…сной - …, к…силка - …, т…мнота- …

Вариант II

Мы площадь быстро об.жали(…)

И никого не об.жали.(…).

Слайд 15  - 16

Итог урока. Рефлексия

- Над правописанием каких слов мы работали на уроке? Что нового вы узнали? Что для вас было уже легко? Что ещё вызывало затруднение? А что показалось самым интересным?

Домашнее задание

- Подбери   восемь слов с безударной гласной в корне, которые можно проверить, опираясь на их значение. Пиши сначала проверочное слово, а затем проверяемое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гармония" Русский язык, 2 класс Тема. От значения слова - к правильной букве

"Гармония" Русский язык, 2 класс Тема. От значения слова - к правильной букве . (Способы подбора проверочных слов для названий предметов)Данный урок учит правильно подбирать проверочные слова. Уз...

Разработка урока на тему: «Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве.» 2 класс Автор: Терентьева А.С.учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»

Тип урока - урок  общеметодологической направленности.Планируемые образовательные результаты:-  Предметные: Знакомство со способом проверки орфограммы в корне через значение слова.- Мет...

Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Гармония" "От значения слова к правильной букве"

Конспект урока знакомит ребят еще с одним способом нахождения проверочного  слова- поиск правильной буквы, через лексическое значение слова. Поисковая работа ведется через различные ресурсы: Инте...

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме "От значения слова - к правильной букве"

Данный материал содержит методическую разработку урока и презентацию к уроку...

Урок русского языка во 2 классе УМК "Гармония". От значения слова - к правильной букве. Презентация и самоанализ урока по ФГОС.

Урок русского языка во 2 классе УМК "Гармония"  по теме: От значения слова - к правильной букве. Презентация и самоанализ урока по ФГОС....

Самоанализ открытого урока русского языка, проведенного во классе, по теме «От значения слова к правильной букве» учитель начальных классов: Долженкова Т.И., МОУ СОШ п. Баляга

Самоанализ открытого урокарусского языка, проведенного во  классе,  по теме «От значения слова к правильной букве»учитель начальных классов: Долженкова Т.И. МОУ СОШ п. Баляга...

От значения слова - к правильной букве. (Объяснение значения слова как способ проверки орфограмм корня)

Познакомить с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для  слов - предметов: от значения слова – к правильной букве. Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки; восп...