«Быть ли урокам чистописания в современной школе».
статья по русскому языку (3 класс) по теме

Ефимова Людмила Михайловна
Рассуждение на тему о том, что чистописание - это ненужный навык, что клавиатурное письмо  заменило письмо от руки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byt_li_urokam_chistopisaniya_v_sovremennoy_shkole.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ШКОЛА № 571 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Начальные классы (3-4)

Русский язык и литература

СТАТЬЯ

по теме «Быть ли урокам чистописания в современной школе».

Выполнил: Ефимова Л.М.

Учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург

2013 г.

  Я работаю учителем начальных классов уже двадцать лет. И все чаще в последнее время слышу от родителей реплики о том, что чистописание- это ненужный навык, что клавиатурное письмо уже заменило письмо от руки, что не  стоит тратить  на это столько времени и нервов, да еще и ставить  или снижать отметки.

  Конечно же, родители правы в том, что клавиатурное письмо или работа с сенсорными устройствами идет на смену бумажной работе семимильными шагами. Но стоит ли отказываться совсем?

  Ведь работа над формированием каллиграфического навыка -это не только искусство писать четким, красивым почерком: это  развитие тактильной, зрительной и слуховой памяти ребенка; это  способ творческого самовыражения; это формирование эстетического вкуса. Ведь этот навык формируется не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи.

  Уже проводятся эксперименты в других странах  по замене уроков чистописания на печатание букв и слов на компьютере, который с помощью специальной программы преобразует написанное в красивый рукописный текст. Авторы эксперимента делают акцент на развитие устной речи. Но ведь уже давно доказано, что процесс письма от руки и процесс устной речи отличаются друг от друга  по психологическому содержанию и входящим в его состав операциям. Письмо является формой сознательной речевой деятельности. А. Р. Лурия в своей работе "Очерки психофизиологии письма" подчеркивает, что процесс письма -это совместная работа ряда участков мозговой коры, каждый из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или другое условие, необходимое для осуществления процесса письма. Поэтому нельзя ребенка лишать возможности развиваться  и становиться зависимым уже с детства от технических ресурсов.

  Не секрет, что количество детей с трудностями обучения письму и нарушением письма увеличивается с каждым годом. А с приходом ЕГЭ положение не улучшается. Дети все реже пишут под диктовку. Все чаще на уроках русского языка используются тесты, в которых нужно лишь выбрать правильный ответ, а не записать его. И стоит ли говорить о каллиграфии. Набирая текст на компьютере, ребенок уже не задумывается об орфографии или пунктуации. Специальная программа выделит ошибку и даст правильный ответ. Останется только согласиться, нажав "ок". Шрифт можно выбрать любой простым нажатием клавиши. Зачем прикладывать усилие внимательно и аккуратно переписывая текст, если можно скопировать нужный отрывок и вставить в свою работу, даже не вчитываясь.

 Современные дети уже не пишут шпаргалки от руки. Зачем? Есть множество электронных носителей, которые всегда под рукой. Последствия могут быть плачевными.

 А может все-таки здорово, что маленький человечек, который так хочет открывать для себя новое ,столкнется с первых дней  в школе с трудностью научиться красиво и правильно писать сначала буквы, потом слова и предложения. Затем научится грамотно излагать свои мысли, сочинять или пересказывать. И мы, учителя, научим преодолевать  трудности, а современные технологии нам помогут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учительские размышления: педагогическое общение в современной школе, каким ему быть ?

В современном мире педагог должен обладать высокими человеческими качествами, быть образцом для подражания, другом, партнером и просто мамой...своим ученикам....

Какой должна быть современная школа?

Современная школа — это Дом, в котором сформировано Единое образовательно-воспитательное и информационное пространство, где взаимодействуют учащиеся, педагоги и родители, объединенные общими целями и ...

"Какой должна быть современная школа"

Современная школа должна развивать у детей умение препятствовать возникновению конфликтов, умение понимать людей разных культур, умение находить консенсус, идти на компромисс, принимать людей разным...

«Каким должно быть воспитание в современной школе»

Педагогическая сказка "Как Златка в школу пошла"...

Статья на тему: " Какой должна быть современная школа".

В статье описаны мои рассуждения о школе....

Эссе "Каким должно быть воспитание в современной школе"

Эссе "каким должно быть воспитатние в современной школе"...

выступление на педагогическом совете - «Домашнее задание в современной школе» на тему: «Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики»

Педагогический совет «Домашнее задание в современной школе»30.12.2019выступление учителя Очеретовой О.А.на тему:«Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики» В...