Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Шипилова Жанна Петровна

Одним из важнейших условий формирования орфографической зоркости учащихся является развитие фонетического слуха, работа над которым начинается с первого класса. Далее работа проводится над способностью учащихся видеть орфограммы с целью овладения орфографическими нормами и для успешного применения правил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

Статья по русскому языку

«Развитие орфографической зоркости

на уроках русского языка»

Подготовила

учитель начальных классов

Шипилова Жанна Петровна

п. Первомайский

2014

Из своей практики работы в начальных классах пришла к выводу, что работа по орфографии не всегда дает желаемые результаты, хотя и занимает в уроках русского языка одно из центральных мест. И одна из важнейших причин этого – неумение учащихся видеть орфограммы. Дети не умеют распознавать «в лицо» знакомую орфограмму, не умеют при слуховом восприятии выделить слово с орфограммой. Все это тормозит развитие орфографических навыков.

Одним из важнейших условий формирования орфографической зоркости учащихся является развитие фонетического слуха, работа над которым начинается с первого класса. Далее работа проводится над способностью учащихся видеть орфограммы с целью овладения орфографическими нормами и для успешного применения правил.

В процессе изучения темы использую различные варианты заданий, упражнений, наглядно -  демонстрационный  материал, занимательный материал, тесты, карточки, перфокарты, ИКТ, т.е. все то, что может способствовать развитию орфографической зоркости.

Игра

Увлечь учеников в мир знаний и через игру на уроке совершенствовать орфографическую    зоркость.

Игра помогает увлекать учащихся в мир знаний, усиливает интерес к предмету, повышает познавательную активность, обеспечивает сложный процесс обучения.

Адаптация заданий

Дифференциация заданий с учетом личностного фактора, степени подготовки учащихся.

Применение адаптационных заданий возможно в любом классе (1 – 4), на любом уроке, оно помогает ребенку выразить себя, дает возможность развивать у школьника творческие способности.

Вариативность

Использование в работе различных вариантов уроков, разнообразных методов, приемов, способов работы.

Повышается заинтересованность учащихся к предмету, осуществляется индивидуальный подход, вырастает потребность у учащихся к самореализации.  

Коммуникативность

Построение обучения на основе активного взаимодействия учителя и ученика с привлечением источников информации.

Учитель организует учебный процесс и наблюдает за познаниями воспитательной деятельности учащихся, в процессе которой рождается потребность к самостоятельному овладению знаниями.

Моделирование

Формирование умения понимания темы и цели изучаемого материала.

Составление моделей позволяет повышать грамотность учащихся, совершенствует умение учащихся обнаруживать орфограммы, учат их самостоятельно решать поставленные задачи.

Работа над темой «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка» помогает успешному усвоению орфоэпии и орфографии.

Опыт работы показывает, что сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. В результате постоянной, систематической работы у учащихся развивается умение обнаруживать орфограммы, т.е. находить «трудные места».

Систематическое использование таких технологических приемов, как демонстрационные карточки, таблицы, тесты, перфокарты, активная словарная работа, умелая работа с учебником, ИКТ, позволило мне значительно развить орфографическую зоркость учащихся.

«Начальная школа призвана обеспечить» формирование прочных навыков грамотного письма», - подчеркивается в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий. В методике обучения орфографии уделяется серьезное внимание изучению закономерностей такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учетом этих закономерностей.

Таким образом орфографический навык отрабатывается различными многократными упражнениями, в ходе которых происходит последовательное выполнение умственных операций, которые ведут к успешному решению поставленной задачи.

 

Литература

  1. Е.В. Алтабаева. Становление младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку. Ж-л «Начальная школа» № 10, 2005 г.
  2. Л.Д. Ларкина. Написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. . Ж-л «Начальная школа» № 10, 2005
  3. Г.В. Ванькова. Правила русского языка в сопоставлении. Ж-л «Начальная школа» № 2, 2009
  4. Л.Д. Мали. Работа над порядком слов в простом предложении на уроках русского языка. Ж-л «Начальная школа» № 8, 2005

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны,  учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани           О...

Статья на тему" Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

В данной статье раскрывается проблема, которая волнует учителей как начальной, так и основной школы: слабая сформированнность орфографичесокй зоркости, что приводит к неумению учащихся замечать встрет...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка....

Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

В современной методике прочно утвердилось представление об орфографическом навыке как автоматизированном "правилосообразном" действии, предиологающим знание орфографических правил и умение применять и...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"

Презентация к работе по обобщению опыта "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"...

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка». К проекту прилагается презентация....