Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме:
    Урок русского языка "Распознавание именительного и винительного падежей".

    Куруленко Ирина Николаевна

    Урок русского языка для 4 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_kurulenko.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОСШ № 1 п.г.т. Излучинск, учитель Куруленко И.Н., 4 класс

    Русский язык

    Тема: Распознавание именительного и винительного падежей

    Цели: учить различать именительный и винительный падежи имен существительных; формировать навык правильно употреблять имя существительное в нужном падеже; развивать умение сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельность.

    Оборудование:

    1. таблица «Главные и второстепенные члены предложения»;
    2. карточки с заданиями для индивидуальной работы;
    3. памятка-опора;
    4. цветовые сигналы.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    1. Орг. момент

    Мотивация учебной деятельности.

    Проверка готовности к уроку.

    2. Актуализация опорных знаний.

    1. – Прочитайте слова

    на доске: агр.ном       б.реза

                   инж.нер       .ллея

                  б.брята        к.дровник

    - Что предлагаете сделать?

    - Вставим пропущенные в словах орфограммы.

    - Что надо было знать, чтобы выполнить это задание?

    - Для чего провели эту работу?

    - Что общего между словами?

    - По какому признаку я их разделила?

    Последовательное заполнение таблицы- опоры на доске:

    Одушевленные       неодушевленные

      И. п.       В.п.           И.п.           В.п

    Кто?        Кого?             Что?

        (подставить)       падлеж.    второст.чл.

    - Что предлагаете сделать?

    - Просклоняйте устно  существительное бобр, кедр.

    -Что можете сказать об этих существительных?

    - Запишите, только слова в И.п. и В.п. с вопросами

    - Сравните, на какие вопросы отв. имена существительные в форме им. п. и вин. п.?

    - Что интересного заметили?

    -Какой вопрос возникает?

    -Эту задачу будем сегодня решать

    - Тема?

    Читают цепочкой

    - вставить пропущенные буквы

    - разделить на группы

    - найти лишнее

    показывают цветовые сигналы обратной связи

    - слова из словаря; правило проверки слов безударной гласной в корне.

    - чтобы писать без ошибок, грамотно

    - имена сущ-е, по 3 слога

    - одушевленные и неодушевленные имена существительные

    - составить словосочетания, просклонять

    2 скл., 1-е- одушевл., 2-е- неодушевл.

    Им.п. – кто? Что?

    В.п. – кого? Что?

    -Что к неодушевл. им. сущ-м ставится один и тот же вопрос Что? В Им. и  Вин. падежах

    -Как их различить?

    -Можно ли по одному вопросу определить падеж сущ-го, если оно отвечает на вопрос «что»?

    с. 81- вопрос Почемучки

     3. Открытие нового знания.

    -Прочитайте предложения.

    В питомнике растет кедр.

    Ребята выращивают кедр.

    - Как понимаете смысл слова питомник?

    - Сравните, на какой вопрос отвечают выделенные существительные?

    - Какую задачу ставим?
    - Что предлагаете сделать?

    -Сделайте вывод, как отличается сущ. в Им.п. от сущ-го в В.п.

    - Сравним свой вывод с учебником (с.81) – прочитайте правило.

    -Утвердились в своей правоте?

    -Определите, в форме какого падежа употреблено слово кедр в 1-ом предложении?

    - А теперь еще раз вернемся к таблице № 2.

    -Сравните И. и В. падежи у одушевленных имен сущ-х.

    - Возникнут затруднения при определении И. и В. падежей одушевленных сущ.

    - Можно ли этим как-то воспользоваться для определения падежа у неодушевленных им. сущ-х, отвечающих на вопрос что?

    - Как это сделать вы расскажите, познакомившись с памяткой:

    «Чтобы определить падеж существительного, которое отвечает на вопрос что?, нужно подставить вместо него  одушевлённое существительное.

       Если одушевлённое существительное в этом случае отвечает на вопрос кто?, это именительный падеж.

      Если одушевлённое существительное  отвечает на вопрос кого?, это винительный падеж.»

    - Сверьте свой вывод с памяткой.

    - Опробуем этот способ на предложениях о кедрах. 

    - Кому понравился данный способ                (подстановка - слова)?

    - Кому первый способ?

    ФИЗ. МИНУТКА

    Место разведения растений или животных

    Н-р: Питомниковое хозяйство. Питомник фруктовых деревьев.

    -На вопрос что?

    -Определить падеж.

    -Определить, какой член предложения.

    -Если подлежащее, то в форме И.п., если второстепенный член, то в форме В.п.

    2-е учеников выходят к доске и, рассуждая по алгоритму, определяют падеж

    (разбор по членам предложения)

    - Легко различить по вопросу

    -Подставить одушевленноее сущ-е вместо неодушевленного, отвечающего на вопрос Что?

    Читают памятку и озвучивают ее

    Ученик (1+1) подставляют слова вместе с вопросами в предложения

    4. Первичная проверка усвоения знаний.

    -Используя свои знания, спишите предложения и определите в них падеж:

    В саду растет дерево.

    Это дерево посадил Виталий.

    - Кто ошибся?

    -Почему?

    -Кто сделал все правильно?

     

    После завершения работы дети по алгоритму объясняют, как определили падеж

    5. Первичное закрепление знаний.

    1. – Работаем по карточке №1

    -Прочитать содержание карточки.

    - С чем работаем?

    -Прочитать задание.

    Карточка № 1

    1. Прочитайте текст.

         Полыхающий огонь уничтожал лес. Над пожарищем плыло т.жёлое облако. Опытный лётчик направил на облако сам.лёт и выстр.лил особым составом. Хлынул дождь и пог.сил огонь.

    2. Вставьте пропущенные буквы.

     3.Определите падеж выделенных имён существительных:

             1 вариант – со словом   огонь;

             2 вариант – со словом   облако.

    -Самостоятельная работа.

    - Сверка по ключу.

    -Проверьте свою работу.

    -Кто допустил ошибку в первом варианте. Почему?

    - Во втором? Почему? Как рассуждал?

    -Какой способ определения падежа использовал?

    -Какие орфограммы встретились в тексте?

    2. Творческая работа.

    -Составить предложения с именами сущ-ми левого столбика в форме именительного падежа, а с сущ-ми правого столбика в форме винительного падежа.

    пассажир          вокзал

    билет                поезд

    народ                вагон

    С текстом. Повествование. Определяют тему, основную мысль.

    На доске плакат с указанными падежами.

     Сверка в ППС

    Фронтальная проверка

    6. Итог урока.

    1. - Что нового открыли для себя?

    - Что получалось?

    - В чем испытывали затруднение?

    2. Оценивание учащихся.

    3. Домашнее задание (творческое). Инструктаж.

    Рассуждения учащихся

    На доске


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

    Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

    Урок русского языка в 4 классе. Тема:"Именительный и винительный падежи прилагательных мужского и среднего рода".

    Конспект урока составлен подробно. Урок проводится в игровой форме.  Цель: познакомить учащихся с тем, какие прилагательные мужского рода в именительном и в винительном п...

    Урок русского языка "Именительный и винительный падежи"

    Урок знакомит учащихся с особенностями существительных в именительном и винительном падежах. Материал урока формирует умение различать именительный и винительный падежи у существительных....

    Открытый урок по теме: «Именительный и Винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода».

    На уроке учащиеся научатся  безошибочно определять и писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в именительном и винительном падежах....

    Конспект урока русского языка "Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода"

    Цель: учить правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.Планируемые результаты:Личностные:  адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уче...

    план-конспект урока на тему "Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных" по УМК "Школа Россиии"

    Данный план-коснпект урока по русскому языку на тему "именительный и винительные падежи множественного числа имен прилагательных" по УМК "Школа России" в 4 классе разработан по тре...