Урок русского языка "Распознавание именительного и винительного падежей".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Куруленко Ирина Николаевна

Урок русского языка для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_kurulenko.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОСШ № 1 п.г.т. Излучинск, учитель Куруленко И.Н., 4 класс

Русский язык

Тема: Распознавание именительного и винительного падежей

Цели: учить различать именительный и винительный падежи имен существительных; формировать навык правильно употреблять имя существительное в нужном падеже; развивать умение сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельность.

Оборудование:

  1. таблица «Главные и второстепенные члены предложения»;
  2. карточки с заданиями для индивидуальной работы;
  3. памятка-опора;
  4. цветовые сигналы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. момент

Мотивация учебной деятельности.

Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

1. – Прочитайте слова

на доске: агр.ном       б.реза

               инж.нер       .ллея

              б.брята        к.дровник

- Что предлагаете сделать?

- Вставим пропущенные в словах орфограммы.

- Что надо было знать, чтобы выполнить это задание?

- Для чего провели эту работу?

- Что общего между словами?

- По какому признаку я их разделила?

Последовательное заполнение таблицы- опоры на доске:

Одушевленные       неодушевленные

  И. п.       В.п.           И.п.           В.п

Кто?        Кого?             Что?

    (подставить)       падлеж.    второст.чл.

- Что предлагаете сделать?

- Просклоняйте устно  существительное бобр, кедр.

-Что можете сказать об этих существительных?

- Запишите, только слова в И.п. и В.п. с вопросами

- Сравните, на какие вопросы отв. имена существительные в форме им. п. и вин. п.?

- Что интересного заметили?

-Какой вопрос возникает?

-Эту задачу будем сегодня решать

- Тема?

Читают цепочкой

- вставить пропущенные буквы

- разделить на группы

- найти лишнее

показывают цветовые сигналы обратной связи

- слова из словаря; правило проверки слов безударной гласной в корне.

- чтобы писать без ошибок, грамотно

- имена сущ-е, по 3 слога

- одушевленные и неодушевленные имена существительные

- составить словосочетания, просклонять

2 скл., 1-е- одушевл., 2-е- неодушевл.

Им.п. – кто? Что?

В.п. – кого? Что?

-Что к неодушевл. им. сущ-м ставится один и тот же вопрос Что? В Им. и  Вин. падежах

-Как их различить?

-Можно ли по одному вопросу определить падеж сущ-го, если оно отвечает на вопрос «что»?

с. 81- вопрос Почемучки

 3. Открытие нового знания.

-Прочитайте предложения.

В питомнике растет кедр.

Ребята выращивают кедр.

- Как понимаете смысл слова питомник?

- Сравните, на какой вопрос отвечают выделенные существительные?

- Какую задачу ставим?
- Что предлагаете сделать?

-Сделайте вывод, как отличается сущ. в Им.п. от сущ-го в В.п.

- Сравним свой вывод с учебником (с.81) – прочитайте правило.

-Утвердились в своей правоте?

-Определите, в форме какого падежа употреблено слово кедр в 1-ом предложении?

- А теперь еще раз вернемся к таблице № 2.

-Сравните И. и В. падежи у одушевленных имен сущ-х.

- Возникнут затруднения при определении И. и В. падежей одушевленных сущ.

- Можно ли этим как-то воспользоваться для определения падежа у неодушевленных им. сущ-х, отвечающих на вопрос что?

- Как это сделать вы расскажите, познакомившись с памяткой:

«Чтобы определить падеж существительного, которое отвечает на вопрос что?, нужно подставить вместо него  одушевлённое существительное.

   Если одушевлённое существительное в этом случае отвечает на вопрос кто?, это именительный падеж.

  Если одушевлённое существительное  отвечает на вопрос кого?, это винительный падеж.»

- Сверьте свой вывод с памяткой.

- Опробуем этот способ на предложениях о кедрах. 

- Кому понравился данный способ                (подстановка - слова)?

- Кому первый способ?

ФИЗ. МИНУТКА

Место разведения растений или животных

Н-р: Питомниковое хозяйство. Питомник фруктовых деревьев.

-На вопрос что?

-Определить падеж.

-Определить, какой член предложения.

-Если подлежащее, то в форме И.п., если второстепенный член, то в форме В.п.

2-е учеников выходят к доске и, рассуждая по алгоритму, определяют падеж

(разбор по членам предложения)

- Легко различить по вопросу

-Подставить одушевленноее сущ-е вместо неодушевленного, отвечающего на вопрос Что?

Читают памятку и озвучивают ее

Ученик (1+1) подставляют слова вместе с вопросами в предложения

4. Первичная проверка усвоения знаний.

-Используя свои знания, спишите предложения и определите в них падеж:

В саду растет дерево.

Это дерево посадил Виталий.

- Кто ошибся?

-Почему?

-Кто сделал все правильно?

 

После завершения работы дети по алгоритму объясняют, как определили падеж

5. Первичное закрепление знаний.

  1. – Работаем по карточке №1

-Прочитать содержание карточки.

- С чем работаем?

-Прочитать задание.

Карточка № 1

  1. Прочитайте текст.

     Полыхающий огонь уничтожал лес. Над пожарищем плыло т.жёлое облако. Опытный лётчик направил на облако сам.лёт и выстр.лил особым составом. Хлынул дождь и пог.сил огонь.

2. Вставьте пропущенные буквы.

 3.Определите падеж выделенных имён существительных:

         1 вариант – со словом   огонь;

         2 вариант – со словом   облако.

-Самостоятельная работа.

- Сверка по ключу.

-Проверьте свою работу.

-Кто допустил ошибку в первом варианте. Почему?

- Во втором? Почему? Как рассуждал?

-Какой способ определения падежа использовал?

-Какие орфограммы встретились в тексте?

2. Творческая работа.

-Составить предложения с именами сущ-ми левого столбика в форме именительного падежа, а с сущ-ми правого столбика в форме винительного падежа.

пассажир          вокзал

билет                поезд

народ                вагон

С текстом. Повествование. Определяют тему, основную мысль.

На доске плакат с указанными падежами.

 Сверка в ППС

Фронтальная проверка

6. Итог урока.

1. - Что нового открыли для себя?

- Что получалось?

- В чем испытывали затруднение?

2. Оценивание учащихся.

3. Домашнее задание (творческое). Инструктаж.

Рассуждения учащихся

На доске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Именительный и винительный падежи"

Урок знакомит учащихся с особенностями существительных в именительном и винительном падежах. Материал урока формирует умение различать именительный и винительный падежи у существительных....

Открытый урок по теме: «Именительный и Винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода».

На уроке учащиеся научатся  безошибочно определять и писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в именительном и винительном падежах....

Конспект урока русского языка "Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода"

Цель: учить правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.Планируемые результаты:Личностные:  адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уче...

план-конспект урока на тему "Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных" по УМК "Школа Россиии"

Данный план-коснпект урока по русскому языку на тему "именительный и винительные падежи множественного числа имен прилагательных" по УМК "Школа России" в 4 классе разработан по тре...

Методическая разработка урока русского языка "Именительный, родительный, винительный падежи"

Цель урока: создать условия для формирования умения различать имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном, винительном и родительном падежах; умения правильно писать окончания таких и...

Конспект урока по русскому языку "Именительный и винительный падежи имён существительных"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных в единственном числе.Планируемые результатыПредметные: уметь распознавать имена сущес...