Методическая разработка урока русского языка "Именительный, родительный, винительный падежи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

 Кислицина Анна Васильевна

Цель урока: создать условия для формирования умения различать имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном, винительном и родительном падежах; умения правильно писать окончания таких имён прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка

Проект урока

Учитель

Кислицина Анна Васильевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ» с. Летка

Класс

4

УМК

«Школа России»

Тема урока

Именительный, винительный, родительный падежи.

Цель урока

Цель урока: создать условия для формирования умения различать имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном, винительном и родительном падежах; умения правильно писать окончания таких имён прилагательных.

Задачи

  • Повторить изученное об имени прилагательном, как о части речи;
  • Закреплять умения и навыки в определении падежа, в  написании  окончаний имён прилагательных;
  • Развивать устную речь учащихся: совершенствовать          культуру   речи детей, развивать орфографическую          зоркость, расширять словарный запас  младших школьников.
  • Повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение различать имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном, винительном и родительном падежах; умение правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном и винительном падежах; обеспечение усвоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного.

Познавательные УУД:

наблюдать; выделять существенную информацию, анализировать, делать выводы, обобщать; ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

 Регулятивные УУД:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её  реализации;  выделять из темы урока известные знания и умения.

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, принимать участие в работе в паре:  слушать и слышать собеседника, проявлять доброжелательное отношение к партнёру.

Формировать понимание важности и необходимости изучения русского языка в жизни человека;  понимание того, что правильное употребление имён прилагательных в устной и письменной речи является показателем культуры человека.

Программное содержание

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в И.п., В.п., Р.п.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Первичное усвоение новых знаний.
  4. Динамическая пауза.
  5. Первичная проверка понимания.
  6. Первичное закрепление.
  7. Итог урока. Рефлексия.

Тип урока

Изучение нового материала.

Технология

Технология развития критического мышления.

Оборудование урока

  1. Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2016.  
  2. Раздаточный материал для работы в паре; кластер для каждого ученика.  

Домашнее задание

Упражнение 49 страница 24

ХОД УРОКА

Фазы

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вызов

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперед, за новыми знаниями!

Слушают стихотворение

2.Актуализация знаний. Целеполагание.

  - Наша жизнь прекрасна и удивительна. Окружающий мир полон красок, эмоций, запахов, состояний. Он – то грустный, то веселый, то яркий, то тусклый. Он может быть огромным и крошечным, кислым и сладким. Он такой разный, но такой прекрасный и любимый.

- Какая часть речи может точно описать мир?

- Давайте повторим все, что мы знаем об имени прилагательном.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

- Что такое имя прилагательное?

- Как изменяются имена прилагательные?

- Назовите три способа проверки  окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

- Предположите, что будет, если из речи исчезнут все прилагательные.  

- Придумайте диалог на тему «Я купил в магазине игрушку», не используя имена прилагательные.

- Сделаем  вывод.  Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи?

Прием “Лови ошибку”

- Прочитайте  отрывки из стихотворений. Как вы думаете, верно ли определены падежи имен прилагательных?

Раньше всех проснулся кот,

Поднял рыжий (И.п.) хвост столбом,

Спинку выпятил горбом

И во весь кошачий (И.п.) рот

Как зевнёт!

(С. Черный)

Два утёнка подцепили дождевого (Р. п.) червяка,

Растянули, как резинку, - бах! – и стало два куска…

(С. Черный)

 - Молодцы! Итак, что же получается. В винительном падеже вопросы и окончания имён прилагательных могут быть такими, как в именительном падеже, и такими, как в родительном. А как разобраться, в каком случае использовать вопрос и окончания именительного падежа, а когда родительного?

- Назовите тему урока.

 - Определите цель урока.

Отвечают на вопросы учителя

 

Определяют падеж имен прилагательных, находят ошибки.

Называют тему урока. Определяют цель урока.

Осмысление

3. Первичное усвоение новых знаний.

-  Ребята, выпишем словосочетания: имена существительные + имена прилагательные с вопросом. Внимательно присмотритесь к именам существительным. Что заметили?

   

- Какой вывод сделаем?

 - Заполним кластер.

Прием “Кластер”

 

- Прочитаем, что у нас получилось.

 

Выполняют задание (один ученик работает у доски)

 

По результатам наблюдений заполняют кластер.

Систематизируют материал урока с помощью составленного кластера.

4.Динамическая пауза

5. Первичная проверка понимания.

- Ребята предлагаю выполнить упр. 46 стр. 23.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Почему окончания имени прилагательного в форме винительного падежа разные?

Выполняют упражнение самостоятельно.

6.Первичное закрепление.

 - Поработаем в паре.

- Спишите.  Вставьте пропущенные буквы в словарных словах, вставьте пропущенные окончания  имен прилагательных,  определите падеж имен прилагательных.

Ел вкусн.. ябл.ко,  остался без нов… п.льто,  гонит лёгк..  обл.ко, купил  нов..  ст.кан, полетел  в далёк.. косм.с, встретил знаком.. ш.фёра,  без голосист.. п.туха, пригласил на вкусн.. .жин,  накормил красногруд.. сн.гиря.

- Проверим. Как вы рассуждали? 

-  Молодцы. Справились с заданием. Ну, а если и ошибались – не беда. Запомнить и правильно писать падежные окончания имен прилагательных в мужском и среднем роде   в винительном падеже  поможет  составленный нами кластер.

 

Выполняют работу в парах.

Проверяют, комментируя «по цепочке».

Рефлексия

7.Итог урока.  Рефлексия.  

- Назовите тему урока.

- Какую цель мы ставили в начале урока? Выполнена ли она?

- Что мы делали, чтобы достичь цели? Как пригодятся нам знания по этой теме?

 Прием «Верные и неверные утверждения»

- Если вы согласны с утверждением, поставьте +, если нет, поставьте  -.

1. Чтобы определить падеж имени прилагательного, надо определить падеж имени существительного, с которым это прилагательное связано по смыслу.

2. К имени прилагательному среднего рода в винительном падеже ставится вопрос какой? 

3. У имен прилагательных мужского рода, связанных с неодушевленным  именем существительным  в винительном падеже  окончания   - ого, - его?

4.  К имени прилагательному, которое связано по смыслу с одушевлённым именем существительным, в винительном падеже ставится вопрос какого?

5. К имени прилагательному мужского рода, которое связано по смыслу с неодушевлённым именем существительным, в винительном падеже ставится вопрос какой?

 - Проверьте по ключу:

+ - - + +  

- Оцените себя по пятибалльной системе.

Домашнее задание:  упр. 49 стр. 24

-Спасибо за работу.   Отличных успехов  в учебе!

Определяют эффективность своей работы.

Самопроверка по ключу и самооценка.

Используемые ресурсы:

  1. Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2016.  
  2. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс – М. :ВАКО, 2019. 
  3. https://videouroki.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Именительный, родительный, винительный падежи одушевлённых имён существительных.

Здесь вы найдёте конспект урока на данную тему и презентацию....

Технологическая карта урока русского языка. 4 класс.Тема: " Именительный, родительный, винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа."

Данный урок проводится при изученнии написания безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Разнообразные задания дают возможность учащимся  различать им...

Методическая разработка урока руского языка в 4 классе по теме "Именительный, родительный, винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода"

Учащиеся прикоснутся к "тайнам" русского языка, будут работать в парах и группах, самостоятельно делать выводы и умозаключения, изучать новую тему на примерах русских пословиц и поговорок, з...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: Винительный падеж

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: Винительный падеж...