Главные вкладки

    Методическая разработка (русский язык) по теме:
    Открытый урок "Разбор слова как части речи"

    Федотова Наталья Васильевна

    Конспект открытого уролка по русскому языку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК   РУССКОГО  ЯЗЫКА

                   Тема:      Разбор слова как части речи

    Цели.  

          Организовать   деятельность  учащихся  по восприятию, осмыслению и  первичному закреплению алгоритма морфологического разбора существительного.

         Развивать у школьников речевые умения, умения анализировать, делать выводы, развивать наблюдательность, память, внимание, формировать умения работать в паре.

             Воспитывать культуру общения на уроке, интерес к изучаемому предмету.

    . Оборудование. Схема – алгоритм   морфологического разбора, тетрадь на печатной основе с заданием для работы в группах, интерактивная доска

                                                         Ход урока

    1. Организационный момент

    Учитель. Начинаем урок. Настроение  хорошее. Постараемся  уважать друг друга, сохраняя свое здоровье и здоровье своих одноклассников.

     Я желаю вам     успешной  работы на уроке. Открываем тетради, записываем число, классная работа.      (слайд  1 )

                           

    2. Мотивация    учебной   деятельности

    Минутка   чистописания. (Работа  над предложением)

    здравствуйте  здоровье                              (слайд 2 )

    Учитель. Что  объединяет эти слова?

    Дети. Говорить человеку “ здравствуйте ‘’значит желать ему здоровья.

    Учитель. Какие орфограммы есть в словах?

    Дети. Непроизносимая согласная, сочетание - оро-,        разделительный мягкий  знак. Запишите

    Учитель. Прочитайте предложение

    Здоровье свое   бережем с малых   лет,

    Оно нас  избавит от  горя и бед!

    Учитель. Почему так говорят?

    Дети. Здоровье – это правильная нормальная деятельность организма, его нужно беречь с детства, заниматься физкультурой, правильно питаться, соблюдать режим дня.

    Запишите  каллиграфически правильно предложение.

    Помните о том, что красивый  почерк нас манит - он грамотность высокую сулит.

    Учитель. Разберите предложение по членам и частям речи             (слайд3 )

    Учитель. Устно повторяем словарные слова   ( слайд   4)

                                         Актуализация опорных знаний

    Что общего у всех этих слов? (имя существ) Хорошо, вы определили, что имена существительные, а как? (кто, что ; предмет) Какие ещё части речи вы знаете? Их признаки, что можно у них определить?

                           

                              Сообщение темы и  целей урока

    А как вы думаете, что значит -  разобрать слово, как часть речи? Предположите. Так вот, сегодня на уроке мы будем учиться разбирать слово, как часть речи, то есть давать ему характеристику. Но давать характеристику слову нельзя, не учитывая связи этого слова с другими словами в предложении. Посмотрите на предложение в тетради, которое мы разобрали. Мы обозначили отношения между словами с помощью подчёркивания, теперь можно давать характеристику любому слову в предложении. Мы начнём сегодня с существительного. Я дам образец, а вы будете на него опираться

          Морфологический разбор существительного   ( слайд  5  )

    1. Часть речи
    2. Начальная форма
    3. Постоянные признаки (род, склонение)
    4. Непостоянные признаки (падеж, число)
    5. Роль в предложении

     Физкультминутка

                               Первичное закрепление изученного  материала

    Найдите в своём предложении существительные  ( здоровья, лет, горя, бед)

    (Разбор у доски существительного из предложения минутки чистописания.) 

    Учитель.  Докажите, что слово здоровье  является  существительным

    1. Здоровье – (кого, что?) сущ

    2. Н.ф.- здоровье

    3. ср.р.,2 скл.

    4.в.п., ед.ч.

    5. здоровье –доп

    1.Бед – (кого?чего?)-сущ

    2.н.ф.-беда

    3. ж.р.,1 скл

    4.р.п., мн.ч.

    5.бед-доп

     Закрепление  новых знаний и способов действий. Работа в группах

     Работа  по  тетради  с.41, упр  43

    Учитель. ( вставить буквы, существ лев разобрать вместе, остальные по рядам в парах )

    Уважайте партнеров в группе, корректно делайте замечания, соблюдайте здоровую атмосферу   работы. Помните о культуре общения друг с другом, о том что, “Худое дело – обидеть соседа” (русская пословица).

                                                   Проверка

    10. Обобщение и систематизация знаний

    Работа по карточкам (самостоятельно)

    Повышенный уровень

    Зайцы построили на поляне домик.

    - Найди существительное, разбери, как часть речи

    Базовый уровень

    Низкая туча закрыла солнце.

    - Разбери выделенное существительное как часть речи

    12. Подведение  итогов

    Учитель. Чтобы подвести итог урока предлагаю вам вспомнить,  что говорили о существительном, что повторяли о нем, что узнали нового. Вот в начале урока я спросила, что значит разобрать слово, как часть речи, вы не ответили. А теперь сможете это сделать? Что же такое разбор слова как части речи, как его сделать, расскажите мне.( повтор алгоритма)

       Дом задание

    Т. С.40, упр 42 запомнить алгоритм

    На следующем уроке мы будем знакомиться с разбором прилагательного и глагола. Подумайте, как разобрать эти части речи.

    Подошел к концу наш урок.   Мне  хочется ,  чтобы вы, мои ученики ,   в этом непростом  мире людей, оставались всегда активными, здоровыми, добрыми.

                         

     САМОАНАЛИЗ         УРОКА      РУССКОГО   ЯЗЫКА

    Тема урока. Морфологический разбор глагола.

    Цели урока. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора  существительного. Содействовать развитию у школьников   анализировать познавательный объект, развитию наблюдательности, речи учащихся; формированию умения работать в паре.

     Способствовать воспитанию культуры  общения на уроке, потребности беречь и     укреплять  свое здоровье.

    Тип урока. Урок изучения и первичного  закрепления новых знаний и способов действия.

    В целях данного  урока  выделены  конечные результаты, наблюдается преемственность в постановке цели. Тема, цель, содержание урока соответствуют уровню усвоения знаний    учащихся  и  уровню  сформированности  их  умений.

    Каждый момент урока, каждое упражнение – все было подчинено  единой дидактической цели. Каждый этап урока являлся продолжением предыдущего         и подготовкой к следующему. Дидактическая задача каждого этапа, его содержание, методы и приемы обучения, формы организации  познавательной  деятельности   учащихся и реальный результат  органично   взаимосвязаны.

    На организационном этапе был дан положительный настрой на здоровую успешную работу на уроке..

    При подготовке к восприятию нового учебного материала наблюдалась связь с предыдущими уроками русского языка, воспитательный момент (ЗОЖ). Введение нового материала актуализировано на опорных знаниях учащихся, алгоритм морфологического разбора по ходу рассуждений выведен   коллективно. Закрепление новых знаний и способов действий организовано в сочетании разных форм работы: индивидуальной, групповой, парной. Присутствовала дифференцированная работа.

    При подведении итогов использована самостоятельная работа, которая поможет учителю выявить имеющиеся пробелы в знаниях учеников, наметить пути их устранения на следующих уроках. Рефлексия позволяет  увидеть  эмоциональное отношение каждого ребенка к своей работе на уроке, к своей индивидуальной работе, работе в паре, работе в группе.

    В течении урока шло развитие учебно-познавательных ( знания, умения, анализ), информационных(раь-бота с доской), коммуникативных компетенций( работа в паре).

    Форма организации учебно - познавательной деятельности на уроке позволила включить в работу всех учеников. Учитель принимал во внимание изменение  работоспособности детей в течение урока. Дидактические задачи урока реализованы, достигнут реальный результат. Для проведения урока были созданы благоприятные социально – психологические, гигиенические, эстетические условия.                

    Зайцы построили на поляне домик.

    -Найди в предложении существительное, разбери, как часть речи.

    Зайцы построили на поляне домик.

    -Найди в предложении существительное, разбери, как часть речи.

    Зайцы построили на поляне домик.

    -Найди в предложении существительное, разбери, как часть речи.

    Зайцы построили на поляне домик.

    -Найди в предложении существительное, разбери, как часть речи.

    Зайцы построили на поляне домик.

    -Найди в предложении существительное, разбери, как часть речи.

    Зайцы построили на поляне домик.

    -Найди в предложении существительное, разбери, как часть речи.

    Зайцы построили на поляне домик.

    -Найди в предложении существительное, разбери, как часть речи.

    Зайцы построили на поляне домик.

    -Найди в предложении существительное, разбери, как часть речи.

    Зайцы построили на поляне домик.

    -Найди в предложении существительное, разбери, как часть речи.

    Зайцы построили на поляне домик.

    -Найди в предложении существительное, разбери, как часть речи.

    Зайцы построили на поляне домик.

    -Найди в предложении существительное, разбери, как часть речи.

    Зайцы построили на поляне домик.

    -Найди в предложении существительное, разбери, как часть речи.

    Низкая туча закрыла солнце.

    - Разбери выделенное существительное, как часть речи

    Низкая туча закрыла солнце.

    - Разбери выделенное существительное, как часть речи

    Низкая туча закрыла солнце.

    - Разбери выделенное существительное, как часть речи

    Низкая туча закрыла солнце.

    - Разбери выделенное существительное, как часть речи

    Низкая туча закрыла солнце.

    - Разбери выделенное существительное, как часть речи

    Низкая туча закрыла солнце.

    - Разбери выделенное существительное, как часть речи


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ слова как часть речи

    распечатать и раздаить для работы на уроке и дома...

    "Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)

    Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...

    Тест по теме "Слово как часть речи"

    Тест по теме "Слово как часть речи". УМК "Перспектива"...

    Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

    Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

    Конспект урока по русскому языку "Слово как часть речи"

    Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Слово как часть речи" по программе "Перспектива"...

    Дидактический материала по русскому языку в 3 классе на тему "Разбор предложения по членам,разбор слов как часть речи, фонетический разбор"

    Дидактический материала по русскому языку в 3 классе на тему "Разбор предложения по членам,разбор слов как часть речи, фонетический разбор"...

    Слово как часть речи

    разработка урока  русского языка для 4 класса по теме "Слово как часть речи"...