Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Рабочая программа по русскому языку, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4klass.russkiy_yazyk._rabochaya_programma.doc337 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                                                             основная общеобразовательная школа д.Кочкино

                                                                Верхнекамского района Кировской области

                                        «Согласовано»                                                       «Утверждаю»

                                         Зам. директора по УВР                                     Директор школы

                                          _________/Капустина Е.В/                               _________/Попонина Н.В./

                                         «__»_____2013г                                                Приказ

                                                                Рабочая программа по русскому языку

                                                                                4 класс

                                                                                                                 Составитель: учитель Орлова Галина Николаевна

                                                                                     2013-2014уч.г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования,  программы начального общего образования.

    Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников.

 

    Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

    Задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

- овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;

- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;

- обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Общая характеристика учебного предмета.

    Русский язык – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с литературным чтением он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса русского языка обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы таких как: литературное чтение, история, природоведение, математика и др.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной интеграции с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка.

Обучение русскому языку в 1-4 классах представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку в школе. В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7-11 лет. Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для обучающихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.

Программа по русскому языку разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:

  • В принципах обучения: индивидуальности, доступности, преемственности.
  • В формах и методах обучения: дифференцированное обучение, конкурсы, викторины, игры, выставки.
  • В методах мониторинга, контроля и управления: тестирование, наблюдение, анкетирование, анализе результатов деятельности ребенка

                                                                          Место предмета в учебном плане

   В соответствии с базисным планом русский язык изучается с 1 по 4 класс.  В 4 классе – 136часов. Количество часов в неделю-4.

                                                                                Основное содержание предмета

           Виды речевой деятельности

   Слушание.  Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.

   Говорение.  Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов на доступные темы. Овладение нормами речевого этикета. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

   Чтение. Чтение и понимание учебного текста(орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий). Перечитывание текста по заданию, выборочное чтение.

   Письмо. Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка. Правильное начертание букв и соединений.  Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказываний разных жанров, стилей и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв). Создание небольших текстов сочинений на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин и т.д.).

   Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности. Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Создание простейших текстов различного типа.

         Фонетика и графика

   Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Деление слов на слоги. Словесное ударение.

  Звуко-буквенный анализ. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове, парных согласных, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными.

  Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу.

   Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.

  Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.

  Небуквенные графические средства: пробел, черточка.

                  Состав слова

  Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

  Образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок.

  Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных.

  Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках.

  Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря.

                   Морфология  

   Имя существительное.  Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Род имени существительного. Изменение имен существительных по числам и падежам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний.

   Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по числам, родам, падежам, согласование с именами существительными. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

   Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Склонение личных местоимений. Раздельное написание с предлогами личных местоимений.

   Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам. Спряжение глаголов. Способы определения спряжения глаголов. Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа. Правописание безударных личных окончаний глаголов, не с глаголами.

   Предлог. Значение предлогов в речи. Отличие предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами.

                   Лексика

     Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы и антонимы. Словари русского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни.

                       Синтаксис и пунктуация

Различение предложения, словосочетания, слова. Разновидности предложений по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания в конце предложения. Логическое ударение.

   Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Порядок слов в предложении.

   Предложения с однородными членами без союзов и с союзами. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными члена

                                                           Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы  как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация»  ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Критерии  успешной  деятельности.

  • Наличие межпредметных связей: изобразительное искусство, природоведение, литературное чтение.
  • Обеспечение многообразия методов, форм и приемов современных педагогических технологий в учебной деятельности, в которую включается ребенок.
  • Создание условий для обучения (кабинет, аудио/видео аппаратура, методическое обеспечение).
  • Сотрудничество, содействие, единство в подходе к организации учебного процесса педагогов и родителей.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу IV класса

Обучающиеся должны знать:

  • изученные части речи и их признаки;
  • признаки однородных членов предложения;
  • слова с непроверяемыми написаниями: автомобиль, агроном, адрес, аккуратно, аллея, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, до свидания, желать, железо, женщина, жилище, завтра, здесь, земледелие, издалека, инженер, интересный, календарь, килограмм, километр, командир, корабль, космонавт, костёр, кровать, лагерь, легко, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, около, пассажир, победа, портрет, потом, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, салют, самолёт, сверкать, сверху, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, честно, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

Обучающиеся должны уметь:

  • находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
  • безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75—80 слов) с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и имен прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа)1 и знаками препинания между однородными членами, соединенными союзами и, а, но и не соединенными союзами;
  • производить фонетический разбор слов (типа лодка, школьный, площадь);
  • производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс (городской, дошкольный, позвонит);
  • производить разбор слова как части речи: начальная форма,  род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;
  • производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
  • пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
  • определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста;
  • распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение — и использовать их в речи;
  • в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
  • писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;
  • писать сочинение повествовательного характера.

Лексика.

Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Синонимы. Антонимы. Устаревшие и новые слова (ознакомление).

в процессе ежедневной  работы

Обучающиеся должны уметь:

распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова;

пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов.

Текст. Развитие связной речи.

Тема и основная мысль текста. Заголовок, структура текста-повествования, текста-описания и текста-рассуждения.

Подробное и краткое изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (по коллективно или самостоятельно составленному плану). Сочинение-повествование по картине; сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Использование при создании текста изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов и т. д.

Особенности построения устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).

в

течение всего

 года

Обучающиеся должны уметь:

писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

определять тему и основную мысль текста;

делить текст на части, соблюдать красную строку;

устанавливать связь между частями текста;

устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;

писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картине, личным наблюдениям;

составлять устный ответ-рассуждение.

в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление;

писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения.

Чистописание

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов их соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном темпе письма. Упражнения для развития ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи.

Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

На каждом уроке

по 7 -8 минут

Обучающиеся должны уметь:

  • каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75 - 80 слов).

                                                          Тематический план базового курса  «Русский язык»  в 4 классе

п/п

Раздел

программы

Всего

часов

Содержание

Контрольные,

творческие

Требования к уровню подготовки

учащихся

1

Повторение

10

Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.

Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст — повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные ь и ъ (сопоставление).

Части речи. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. Правописание родовых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени).

Ь после шипящих на конце существительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопросы что  делаешь?   что   сделаешь?

Проверочные

 работы – 1

Словарные

 диктанты – 2

Контрольная

 работа – 2

Развитие

речи - 1

Обучающиеся должны знать:

части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;

члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;

слова с непроверяемыми написаниями.

Обучающиеся должны уметь:

грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

подбирать однокоренные слова разных частей речи;

распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

изменять имена существительные по числам;

склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;

распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

интонационно правильно произносить предложения;

писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

определять тему и основную мысль текста;

делить текст на части, соблюдать красную строку;

устанавливать связь между частями текста;

устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;

писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

составлять устный ответ-рассуждение.

2

Однородные члены предложения

10

Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях.

Тесты – 1

Словарные

диктанты - 1 

Контрольная работа – 1

Списывание - 1

Обучающиеся должны знать:

признаки однородных членов предложения;

Обучающиеся должны уметь:

производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

пользоваться в речи предложениями с однородными членами;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст со необходимыми знаками препинания между однородными членами.

3

Текст

4

Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразительные средства текста.

Развитие речи - 3

Обучающиеся должны уметь:

определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;

озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста;

распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение — и использовать их в речи.

4

Имя существительное

30

Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

Три типа склонения имен существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Камчатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п. Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок

Проверочные работы – 2

Тесты – 2

Словарные диктанты – 1

Контрольные словарные диктанты - 1

Контрольная работа – 2

Развитие речи – 2 ( контр. изл. – 1)

Обучающиеся должны знать:

определение имени существительного и его признаки (род, склонение, число, падеж);

Обучающиеся должны уметь:

склонять имена существительные в единственном и во множественном числе;

определять падеж имени существительного;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой безударные падежные окончания имен существительных;

правильно потреблять в речи предлоги с именами существительными в разных падежах;

производить разбор слова как части речи: начальная форма,  род, склонение, падеж, число имени существительного, его роль в предложении.

5

Имя прилагательное

25

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении.

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

Проверочные работы – 1

Тесты – 2

Словарные диктанты – 3

Развитие

речи – 3

Диктанты - 2

Обучающиеся должны знать:

определение имени прилагательного и его грамматические признаки (род, число, падеж);

Обучающиеся должны уметь:

склонять имя прилагательное в единственном и множественном числе;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммой падежные окончания имен прилагательных, безударные личные окончания;

производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, падеж, число имени прилагательного, его роль в предложении.

6

Местоимение

7

Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Диктант - 1

Развитие

 речи - 1

Обучающиеся должны знать:

определение местоимения и его признаки;

Обучающиеся должны уметь:

находить местоимения в предложениях;

склонять местоимения в единственном и во множественном числе;

определять падеж местоимения;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой раздельное написание предлогов с местоимениями;

правильно потреблять в речи местоимения в разных падежах;

использовать личные местоимения как средства связи предложений в тексте.

7

Глагол

34

Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.

Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.

Правописание безударных личных окончании глаголов.

Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений.

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать — слышал, увидеть — увидел.

Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме  с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться).

Проверочные работы – 2

Тесты – 2

Словарные диктанты – 4

Контрольный диктант – 3

Развитие

 речи - 4

Обучающиеся должны знать:

определение глагола и его грамматические признаки (спряжение, время, лицо, число);

глаголы-исключения

Обучающиеся должны уметь:

отличать неопределенную форму глагола от временных форм;

спрягать глаголы;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммами родовые окончания глагола, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

производить разбор слова как части речи: начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола, его роль в предложении.

8

Повторение в конце учебного года

16

Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово — единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.

Диагностическая работа - 1

Контрольный словарный диктант – 1

Итоговый диктант – 1

Контрольное изложение - 1

Тема урока

Всего часов

Тип урока

Вид контроля

Словарная

работа

Дата проведения

План

Факт

 1

Виды предложений по интонации и цели

высказывания

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Слова на тему

 « Дни недели»

2

Входной контрольный диктант

1

 Урок контроля знаний

3

Главные и второстепенные члены предложения

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Названия осенних месяцев

4

Установление связи слов в предложении

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

календарь

5

Текст. Особенности текста-повествования и текста-описания.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

6

Звуки и буквы. Слог, ударение в словах.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

7

Состав слова. Разбор слова по составу. Проверочная работа

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

8

Правописание гласных и согласных в корне слова. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Словарный диктант

9

.Части речи

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

10

Контрольный диктант по теме «Повторение»

1

Контроль знаний

Контрольный диктант

 

11

Однородные члены предложения

Работа над ошибками

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Адрес,  телефон, беседа, желать, до свидания

12

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

13

Однородные члены предложения с союзами

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

14

Однородные члены предложения с союзами. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

15

Однородные члены предложения с союзами и без союзов

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Библиотека, газета, брошюра

16

Однородные члены предложения с союзами и без союзов. Контрольное списывание

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

17

Однородные члены предложения с союзами и без союзов

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

18

Однородные члены предложения с союзами и без союзов. Тест .

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Слова на тему «Школа»

19

Диктант по теме «Однородные члены предложения»

1

Урок контроля знаний

№ 3

Тематический

20

Анализ диктанта и работа над ошибками. Прямая речь

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

Текст – 4 часа

21, 22

Текст. Выделение в тексте темы, основной мысли. Заголовок текста

1

Урок и развития речи

Развитие речи

23

Составление плана текста. Изложение.

1

Урок комплексного применения знаний

Развитие речи

24

Работа над ошибками, допущенными в изложении.  Диалог. Обращение

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

25

Склонение имен существительных. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

26

Несклоняемые имена существительные

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Расстояние, дорога, шоссе, шофер, автомобиль. километр

27

Именительный и родительный падеж имен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

28

Дательный падеж имен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

29

Контрольный диктант за 1 четверть

1

Урок контроля знаний

Итоговый контроль

30

Винительный падеж имен существительных. Работа над ошибками

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

31

Творительный падеж имен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

32

Предложный падеж имен существительных. Словарный диктант

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

33

Именительный и винительный падежи имен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Путешествие, экскурсия, вокзал, билет, пассажир, багаж. вагон

34

Винительный и предложный падежи имен существительных.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

35

Склонение имен существительных

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

36

Тест . Склонение имен существительных

1

Текущий

37

Изложение

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

38

. Работа над ошибками.  Правописание падежных окончаний имен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

39

Правописание падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

40

Правописание окончаний существительных в родительном падеже. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

41

Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Колхоз, агроном, хозяйство, хлебороб, богатство, семена, сеялка, комбайн

42

Родительный и винительный падежи существительных 1 и 2 склонения

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

43

Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже.  

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

44

Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже. Тест

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

   45

 Контрольное изложение.

1

Контроль знаний. Развитие речи

Индивидуальный

46

Именительный и винительный падежи множественного числа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

47

. Родительный падеж имен существительных множественного числа

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Город, аллея, площадь

48

Дательный, творительный, предложный падежи.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

49

. Правописание окончаний имен существительных во множественном числе.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

50

. Правописание окончаний имен существительных во множественном числе

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Железо, килограмм

51

Правописание окончаний мен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

52

Обобщение знаний

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

53

Диктант по теме «Имя существительное»

1

Урок контроля

 знаний

Тематический

54

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Словарный диктант. 

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

55

Имя прилагательное.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Вкусный, чудесный, напрасный, прекрасный

56

Изменение прилагательных по родам

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Опасный, ужасный, интересный, блеснуть, брусника

57

Склонение имен прилагательных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

58

Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

59

Контрольный диктант за 2 четверть

1

Контроль знаний

Индивидуальный

60

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода. Работа над ошибками

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

61

Родительный падеж имен прилагательных  мужского и среднего рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

62

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Словарный диктант (контрольный)

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

63

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Восемь, двенадцать, шестнадцать

64

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода

1

65

.

Тест. Склонение имен прилагательных женского рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Индивидуальный

Гореть, костер

66

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского  рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

67

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

68

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Индивидуальный

69

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Корабль, космонавт, ракета, самолет

70

Склонение имен прилагательных во множественном числе

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

71

Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Горизонт, восток, запад, север

72

Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

73

Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных. Словарный диктант

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

74

Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном. 

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

75

Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

76

Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном. Тест

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

77

Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном

1

Урок применения знаний

Текущий.

Фронтальный

78

Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

Контроль знаний

Текущий.

79

Понятие о местоимении. Работа над ошибками

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

80

Местоимения 1, 2, 3 лица

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Правительство, председатель, директор

81

. Правописание местоимений с предлогами

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

82

Правописание местоимений с предлогами

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Свобода, победа, сверкать, салют

83

Изложение по картине.

1

Развитие речи

Текущий.

Фронтальный

84

Диктант по теме «Местоимение»

1

Урок контроля знаний

Тематический

85

Работа над ошибками в диктанте и изложении

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

86

Глагол. Общее понятие.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

87

Изменение глаголов по временам. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

88

Изменение глаголов прошедшего времени

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

89

Неопределенная форма глагола

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Электричество, электровоз, электростанция

90

Неопределенная форма глагола

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

91

Контрольное изложение

1

Развитие речи

Индивидуальный

92

Изменение глаголов по лицам и числам

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Аккуратно, везде, впереди, здесь

93

2 лицо глаголов единственного числа

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

94

2 лицо глаголов единственного числа Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

95

Диктант по теме «Неопределенная форма глагола»

1

Урок контроля знаний

Текущий

96

Работа над ошибками в диктанте

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий

Вчера, завтра, издалека, медленно

97

1 и 2 спряжение глаголов

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

98

 1 и 2 спряжение глаголов. Проверочная работа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Назад, налево, направо, слева, справа,

99

  Будущее время глаголов

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

100

Контрольный диктант за 3 четверть

1

Урок контроля знаний

Индивидуальный

101

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Работа над ошибками

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

102

Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Сверху, снизу, теперь, сейчас, сегодня

103

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

104

Правописание окончаний глаголов  в настоящем и будущем времени. Тест

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

105

. Словарный диктант. Правописание окончаний глаголов

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

106

Сочинение по картине

1

Урок комплексного применения знаний

Индивидуальный

107

. Работа над ошибками в сочинении

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

108

Глаголы-исключения

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

109

Глаголы-исключения. Проверочная работа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

110

Краткое изложение

1

Урок комплексного применения знаний

Индивидуальный

111

Работа над ошибками в изложении

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Слова на тему «Спортивные игры»

112

Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий

113

Прошедшее время глаголов

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

114

Изменение глаголов по временам

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий

Повторение

115

Обобщение знаний о глаголе. Тест.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

116

Сочинение

1

Урок комплексного применения знаний

Индивидуальный

117

. Работа над ошибками Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

118

Обобщение и систематизация знаний

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

119

Обобщение и систематизация знаний

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

120

Диктант по теме «Глагол»

1

Урок контроля знаний

Тематический

121

Работа над ошибками

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

122

Текст и предложение.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

123

Текст и предложение

1

Обобщение и систематизация

Текущий

124

Сочинение по картине

1

Развитие речи

Текущий

Индивид.

125

Состав слова. Работа над ошибками

1

Обобщение и систематизация

текущий

126

Правописание корня

1

Обобщение и систематизация

Текущий

127

Правописание корня

1

Обобщение и систематизация

Текущий

128

Правописание корня

1

Обобщение и систематизация

Текущий

129

Части речи. Контрольное списывание

1

Обобщение и контроль

130

Части речи

1

Обобщение и систематизация знаний

Текущий

131

Итоговый контрольный диктант

1

Контроль знаний

Итоговый контроль

132

Диагностический тест по курсу «Русский язык»

1

Контроль знаний

133

Коррекция знаний

1

Текущий

134

Годовой словарный диктант

Части речи

1

Контроль знаний

135

Части речи

1

Обобщение и систематизация

Текущий

136

Части речи

1

Обобщение

Текущий

                                          Контрольно  - измерительные материалы

1.Болотова Е.А. Итоговая аттестация по окончании начальной школы. – Волгоград: учитель, 2010.

2.Контрольные работы из журнала «Начальная школа»

3.Пожидаева Т.Ф. Проверочные  работы для контроля знаний учащихся 1-4 классов. – М.: АРКТИ, 2009.

4.ПожидаеваТ.Ф. Сборник тестов для оценки качества знаний выпускников начальной школы. – М.: АРКТИ, 2009.

5.ЩегловаИ.В. Русский язык: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые тестовые задания. –М.: Издательство «Экзамен», 2010.

                                                                  Ресурсное обеспечение

1.Начальные классы: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта в общеобразовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2006.

2.Классическая начальная школа. Концепция и программы для нач.кл. В 2ч. – М.: Просвещение, 2007.

3.УМК

    РамзаеваТ.Г. Русский язык. 4 класс. Учебник – Дрофа, 2009.

    РамзаеваТ.Г. Русский язык. 4 класс. Кн. для учителя. – М.: Дрофа, 2009.

    Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 класс. Тетрадь для упражнений по русскому языку и речи к учебнику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык». – М.: Дрофа,2011.

4.ГараеваЯ.Ш. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс. – М.: ВАКО, 2010.

5.Журнал «Начальная школа».

6. Компакт-диск. Современные технологии обучения в начальной школе.

7. Компакт-диск .Мастер-класс учителя начальной школы.

8. Сайт «Начальная школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...