Условия формирования орфографической зоркости
консультация по русскому языку по теме

     В статье даются советы учителям и родителям, как научить ребенка применять орфограммы, научиться писать без ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_formirovaniya_orfograficheskoy_zorkosti.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Условия формирования орфографической зоркости.

В настоящее время всё более остро встает вопрос грамотности детей. Многие дети, зная правила, совершенно не пользуются ими на письме и допускают большое количество ошибок. Ведь чтобы вставить нужную букву, ученикам нужно решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, то есть найти орфограмму. Поэтому умение быстро обнаруживать орфограммы считается важнейшим, базовым орфографическим умением.

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими навыками, для успешного овладения правилами.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий: языкового анализа и синтеза - выделения звуков и букв, морфем, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями и др.

Все эти занятия, упражнения по степени сложности и самостоятельности можно расположить в определенной последовательности:

  1.  Звукобуквенный анализ слов.

Этому приему работы должно уделяться большое внимание, так как самоконтроль при изучении звуков и букв опирается прежде всего на слух и произношение. Ученики должны научиться правильно произносить звуки, различать их и «переводить» звуки в буквы. Пишущий всегда отталкивается от слышимого слова. Поэтому важно, чтобы ученики еще до письма умели определить, что их может затруднить, какая это трудность, и решить вопрос о правильном написании.

Письмо таких слов, в которых написание не расходится с фонетическим звучанием, не затрудняет учеников (дом, шар, стул), и все внимание их в этот период направлено на то, чтобы не допускать пропуска, замены, перестановки и др.

Необходимы и крайне важны наблюдения над особенностями звуков речи при анализе тех слов, написание которых расходится с произношением.

Например, перед записью слова «мороз»(1 класс) следует предложить детям такие вопросы: «Какой звук слышится на конце слова?», «Какую букву нужно написать?»

  1. Письмо с проговариванием.

Вот что писал П.С. Тоцкий: «Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок писал грамотно, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают: мы говорим не так, как пишем».

В основе этого письма - проговаривание по слогам. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее, например: «За - пишу з с гласной а и т д.»

Такое письмо исключает пропуски и замену букв. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривать шепотом, постепенно переходя на мысленное проговаривание. Проговаривание может быть как хоровое, так и индивидуальное.

     3. Списывание.

Этот вид упражнений предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике, можно пользоваться полоской бумаги, которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения. Дети читают слово по слогам и так же по слогам проговаривая, записывают, затем читают по слогам следующее слово и т. д .до конца упражнения.

     4. Комментированное письмо.

Учащиеся не просто по слогам проговаривают предложенные слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные.

5. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой развивает зрительную память, речь, мышление, фонематический слух, внимание, интерес. В детях воспитывается организованность, ответственность, самоконтроль, объективная самооценка.

6. Письмо под диктовку.

Сначала учитель диктует слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха проводится игра «Эхо».

Учитель читает слово, дети повторяют его по слогам хором или шепотом, но так, чтобы учителю было слышно. Если кто-то «скопировал» неправильно (исказил окончание слова, безударную гласную в корне, парную согласную и др), то предлагается еще раз повторить это слово всем, а затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и записывают слово по слогам.

7. Письмо по памяти.

Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается аккуратность, честность, дисциплинированность.

Для того, чтобы способность видеть орфограммы находилась у учащихся не на интуитивной, а на теоретической основе, необходимо вооружение их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в самом правиле. Например: «безударные гласные», «парные согласные на конце слова» и др.

Упражнения, направленные на отработку названных умений:

• Прочитать стихотворение (предлагается текст). На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами.

• Прочитать текст. На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют?

• Выпишите из текста все слова на изученные правила.

• Спишите текст, подчеркните все буквы на изученные правила.

• Можно ли применить данное правило (указывается, какое) к словам (перечисляются слова)?

• Запишите (под диктовку) только те слова, к которым применимо данное правило (указывается правило, перечисляются слова).

• Найдите «четвертое слово»: предлагается четыре слова, среди которых три - на одно правило, а четвертое слово на другое. Например: шишка, снежинка, группа, машина.

• Запишите под диктовку слова. Какие правила вы использовали, чтобы написать эти слова без ошибок?

• Какие правила надо знать, чтобы без ошибок написать слова (Перечисляются)?

Следует сказать, что уместно держать перед каждым учеником памятку, на которой список изучаемых орфограмм, способ их исправления. Ребенок, работая с «подсказкой», невольно запоминает орфограммы, учится их применять. А это, в свою очередь, способствует формированию орфографической зоркости.

Что делать родителям, если его ребенок испытывает трудности в овладении письмом, если допускает при письме огромное количество

ошибок?

(Рекомендации родителям)

1. Ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Если ребенок уже претерпел школьные неудачи: двойки по русскому языку, жесткие требования учителя, насмешки одноклассников, и у него сформировался устойчивый страх перед письмом, то преодоление этой проблемы потребует от вас особенно бережного внимания и кропотливого труда.

2.  Создайте дома- щадящие условия - никакого постоянно работающего, телевизора или громко играющего магнитофона. Навязчивый звуковой фон в квартире приучает ребенка отключать слуховое восприятие, не реагировать на звуки, рассеивает слуховое внимание, которое так важно формировать у школьника с нарушениями письма. У видеозаписи есть ещё одно веское преимущество - ее не прерывает навязчивая реклама, особенно хорошо «застревающая» в детской памяти. Будьте готовы к тому, что всей семье придется встать на борьбу с коварным расстройством письма.

3. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много написать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

4. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

5. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше ругайте.

Для развития речи, в том числе и письменной, необходимы переживания, впечатления, мысли, которые ребенок захочет выразить словесно. Пусть ребенок оформит их на бумаге простым карандашом - это и полезно для становления почерка, и ошибки легко устранить одним движением ластика. К сочинению следует относиться трепетно, искренне хвалить юного автора и стимулировать к созданию новых шедевров, а неизбежные ошибки искать и исправлять следующим образом: на первом этапе - подчеркиваем букву, на втором - слово с ошибкой. Объясни сам, как правильно должно быть написано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...

Формирование орфографической зоркости у учащихся с ОВЗ в условиях санаторной школы.

 Сформировать грамотное письмо учащихся - задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать. Огромное внимание в обучении орфог...