Русский язык 2-4 класс, авторская программа
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Нелин Надежда Александровна

Русский язык 2-4 класс, авторская программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2-4_klass_avtorskaya_programma.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования Администрации города Усть-Илимска
Муниципальное образовательное учреждение
МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»

Авторская адаптационная педагогическая разработка

РУССКИЙ ЯЗЫК

________________________________________________________ 

(наименование разработки)

Учебная программа для обучающихся 2-4 классов

_______________________________________________________
форма (учебная, воспитательная программа, УМП,
концепция, методические рекомендации)

Автор разработки:

Нелин Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс», II квалификационная категория

Усть-Илимск, 2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение предмета «Русский язык» в начальной школе – это первый этап лингвистического образования учащихся, всех направлений их развития, в том числе и речи, формирования их коммуникативной компетенции. Именно в начальных классах закладываются основы как отношения детей к предмету «Русский язык», так и всего комплекса языковых и речевых умений, базирующихся на системе лингвистических знаний.

Адаптационная программа по русскому языку разработана на основе:

- примерной программы по русскому языку начального общего образования (Письмо МОН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»);

- авторской программы М.С.Соловейчик «Русский язык», утверждённой Министерством образования и науки РФ (Москва, 2005г.);

- требований федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального образования (Москва, 2010).

При составлении программы введена корректировка авторской программы М.С.Соловейчик «Русский язык» в плане изменения количества тем, их последовательности, а также времени, отведенного на их изучение. Темы, предлагаемые во всем курсе изучения предмета (за три года), объединены в крупные тематические блоки; количество часов, отводимых на их изучение, увеличено или уменьшено; также изменена последовательность тем в зависимости от модуля, к которому отнесено изучение темы.

Программа предназначена для обучения русскому языку учащихся 2-4 классов в составе разновозрастных групп. План предусматривает обучение русскому языку в течение 3 лет, в объёме 170 часов в год, по 10 часов в неделю в системе погружений (всего 17 погружений).

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ

Данная программа разработана в рамках концепции Усть-Илимского экспериментального лицея «Научно-образовательного комплекса» «Реализация идей развивающего обучения в разновозрастных учебных группах» и в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ русскому языку.

Обучение методом погружения с опорой на ведущий для раннего подросткового возраста вид деятельности: общение, разновозрастные группы учащихся, установка на реализацию принципов развивающего  обучения - потребовали пересмотра содержания образовательного процесса, отбора и особой организации учебного материала, используемых методик и технологий обучения, то есть  создания новой программы.

НОВИЗНА РАЗРАБОТКИ

Инновации заключаются:  

  • в нетрадиционных принципах отбора содержания и его структурирования;
  • в организации учебного материала в крупные тематические блоки на основе теоретической проблемы;
  • в экономии учебного времени;
  • в создании разновозрастной группы для обучения.

За счет всего вышеуказанного дети будут освобождены от выполнения домашнего задания в процессе обучения в условиях разновозрастной группы.

Организация работы в разновозрастной группе требует особого дидактического оснащения: планов-памяток, алгоритмических предписаний для организации групповой работы, индивидуальных карточек для работы в парах сменного состава, вопросников для организации взаимоконтроля, карточек- «ключей» для самоконтроля.

Содержание материала на уроках русского языка должно соответствовать заданному в течение года аспекту, поэтому необходимо обогащать содержание специальными упражнениями, которые должны решать задачи текущего года обучения.

Предмет «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:

– основы лингвистических знаний о языке (в области фонетики, графики, морфемики, грамматики, морфологии и синтаксиса) и формирование языковых умений;

– основы речеведческих знаний и развитие речи (совершенствование речевой деятельности);

– основы знаний по орфографии и пунктуации, становление орфографических и элементарных пунктуационных умений.

Практическая работа по развитию речи школьников (по совершенствованию их речевой деятельности) и освоение ими вопросов правописания осуществляется не только при изучении специальных тем курса, но и при изучении других тем курса.

В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Методологической  основой программы являются следующие положения.

Образовательный уровень – I ступень (разновозрастные группы 2-4 классов).

Ориентация содержания – практическая.

Характер освоения – развивающий.

Возраст обучающихся –  8-10 лет.

Форма организации УВП – погружения.

Периодичность: 17 погружений в год.

Условия вхождения в программу – поступление в лицей.

Срок освоения – 3 года.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

        1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с  системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества  важно для  духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию  в процессе общения следует   рассматривать как  компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его  гражданственности.

3. Язык – это явление культуры,  поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи  являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития  ребёнка, компонент становления его культурного облика.

4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе  начального общего образования.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

Цель данного курса – формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности.

Задачи предмета «Русский язык» в начальной школе:

  1. сформировать навыки правильного чтения и чёткого каллиграфического письма;
  2. научить детей способам и приёмам работы с языковым материалом;
  3. обеспечить освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике и синтаксисе русского языка;
  4. обеспечить осознанное и прочное усвоение базовых понятий языка, заложив тем самым основы правописания;
  5. познакомить детей со способами построения текста и научить их передавать знакомый текст, пользуясь этими способами.

Для решения выдвинутых задач и достижения поставленных целей в курсе русского языка обеспечивается реализация деятельностного подхода к процессу обучения в разновозрастном коллективе. Это предполагает особую организацию работы над речевыми и языковыми понятиями, над закономерностями и правилами: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» ВЫПУСКНИКАМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Личностные результаты: осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Предметные результаты освоения курса русского языка: 

Знания:

- различие звуков и букв; характеристика звуков; правильное название букв; алфавит;

- название значимых частей слов, способы их выделения;

- название частей речи, способы их разграничения и грамматические признаки;

-  признаки предложения, виды предложений по цели, интонации (эмоциональной окраске), наличию второстепенных членов (без их разграничения);

- способы действия, необходимые для решения изученных вопросов орфографии.

Умения:

- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

- самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию в соответствии с полученной установкой;

- обращаться к различным словарям учебника для решения возникающих языковых и речевых вопросов, достаточно быстро находить в них нужные сведения;

-  замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, пользоваться для ответа на вопрос толковым словарем;

-  правильно произносить, изменять, употреблять и писать слова, приводимые в словарях учебника;

-  понимать тему и главную мысль текста (последнюю — в ясных случаях), передавать их в заголовке; выделять части текста и составлять план; замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

-  письменно (после коллективного анализа, а также самостоятельно по памятке) пересказывать тексты повествовательного характера с элементами описания предмета, с предложениями оценки, тексты - рассуждения, сохраняя особенности оригинала;

-  создавать тексты освоенных жанров (записку, письмо, поздравление, этюд, текст инструктивного характера, небольшой рассказ и др.); целенаправленно проверять и

совершенствовать написанное с точки зрения как содержания, так и выбора языковых средств;

-  соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи;

- выполнять звуко-буквенный анализ слов, обозначая звуковой состав с помощью элементарной транскрипции, давая характеристику всем звукам (при предъявлении слова на слух или зрительно); объяснять случаи несовпадения звуков и букв, их количества; правильно обозначать при письме твердость мягкость согласных и звук [й];

-  отличать однокоренные слова от слов с омонимичными корнями и изменений слова; осознанно действовать при выполнении морфемного анализа слов;

-  определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу изученных признаков; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями, конструировать основу предложения и словосочетания с учетом рода и числа главного слова; проводить морфологический анализ изученных частей речи: имен существительных, имен прилагательных, глаголов;

-  выделять предложения из  потока устной и письменной речи, оформлять их границы; различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять главные и второстепенные члены (в двусоставных предложениях, в том числе с однородными членами); устанавливать связи слов в предложении, задавать от слова к слову смысловые и формальные вопросы;

 -  разграничивать сложные предложения (ясной структуры) и простые с однородными главными членами, ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи, перед словами что, чтобы, потому что, поэтому;

- проводить синтаксический анализ простого предложения: характеризовать его по цели, интонации (эмоциональной окраске), наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;

- обнаруживать все известные типы орфограмм в любой записи;

-  верно  определять правило, по которому следует действовать, решая ту или иную орфографическую задачу;

-  применять орфографические правила

-  обращаться к орфографическому словарю для выяснения букв на месте непроверяемых орфограмм; правильно писать слова, включенные в орфографический словарь учебника;

-  выполнять необходимые действия, при орфографической проверке написанного аккуратно исправлять замеченные ошибки;

- списывать и писать под диктовку текст объемом до 80 слов.

Метапредметные результаты

Регулятивные (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные: искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

Коммуникативные: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

                Модуль 1 «Слово и его значение»        

При обучении русскому языку на первом модуле упор делается на освоение разделов «Лексика» и «Словообразование». Здесь подробно изучаются части слова, значение слов, лексические группы слов, орфография. На изучение данного модуля отводится 170 часов.

Блок 1. Лексическое значение слов

Слово и его лексическое значение.

Однозначные и многозначные слова

Синонимы и антонимы

Происхождение слов

Блок 2. Состав слова        

Корень слова и однокоренные слова

Форма слова

Сложные слова

Приставка и суффикс, значения

Отличие приставки от предлога

Окончание слова

Основа слова

Блок 3. Правописание слов

Понятие орфограмма

Наиболее частотные орфограммы

Орфографический словарь.

Орфографическое  правило, применение правил

Модуль 2 «Слово как часть речи»

При обучении русскому языку на втором модуле упор делается на освоение раздела «Морфология». Здесь подробно изучаются части речи, их признаки, рассматриваются некоторые правила написания их окончаний, суффиксов. На изучение данного модуля отводится 170 часов.

Блок 1. Словообразование

Корень слова, однокоренные слова.

Приставка как значимая часть слова.

Суффикс как значимая часть слова.

0кончание и основа слова.

        

Блок 2. Слово как часть речи

Имя существительное как часть речи.

Имя прилагательное как часть речи.

Местоимение как часть речи.

Глагол как часть речи.

Наречие как часть речи

Числительное как часть речи.

Служебные части речи

Блок 3. Синтаксис

Текст.

Изобразительно-выразительные средства текста.

Предложение.

Словосочетание.

Модуль 3 «Слово как часть предложения»

При обучении русскому языку на третьем модуле упор делается на освоение раздела «Синтаксис». Здесь подробно изучается словосочетание, предложение, текст, особенности текста, разбор предложений. На изучение данного модуля отводится 170 часов.

Блок 1. Состав предложения

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Блок 2. Предложение

Предложение, его признаки

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Главные члены предложения

Второстепенные и однородные члены предложения.

Предложения распространённые и нераспространённые.

Сложные  предложения

Словосочетание, значения и признаки

Отличие текста от предложения

Тема и основная мысль текста.

Связь предложений в тексте

Типы и жанры речи

Блок 3. Слова,  их значения и написания

Однозначные и многозначные слова

Окончания слов в предложениях

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(см.Приложение 1)

МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ В РЕЖИМЕ ПОГРУЖЕНИЯ

Обучение разновозрастных групп 2-4 классов по данной программе происходит в режиме погружения. Погружение – режим обучения, при котором каждую неделю происходит обучение разному предмету, то есть одна неделя – математика, вторая – русский язык.

Погружение по русскому языку имеет следующие особенности:

  • Всего на погружение отведено 10 часов (по 2 часа в течение 5 дней):
  • 1 урок – постановка целей и задач на неделю обучения;
  • 2-3 урок – изучение теоретического материала по теме погружения;
  • 4-8 урок – практическая отработка полученных теоретических знаний (упражнения, самостоятельные работы, контрольные работы и др.);
  • 9 урок – обобщение материала;
  • 10 урок – зачетная работа (тест, письменная работа, диктант).

При разновозрастном обучении учащимся предоставляется подлинная свобода в определении темпа, траектории продвижения, в выборе предмета изучения, и поэтому только при такой организации можно наиболее полно реализовать личностно-ориентированное обучение. Организация учебного процесса в условиях межвозрастного общения учащихся позволит также решить следующие противоречия традиционной школы:

  • между потребностью в организации образовательного пространства с опорой на ведущий тип деятельности и трудностью её осуществления в условиях классно-урочной системы обучения;
  • между естественной потребностью учащихся в разновозрастном общении и формированием одновозрастных учебных групп (классов) в традиционной школе;
  • между необходимостью усвоения единой программы всеми учащимися и существенным различием в индивидуальных учебных возможностях детей.

Такая система обучения позволяет избежать потери времени при организации учебного процесса, более качественно и глубоко усвоить материал. Пропустив материал через себя, ребенок более глубоко усвоит курс русского языка, приобретет хорошие коммуникативные навыки, обучая других тому, чему научился сам. В условиях разновозрастной группы ученик сможет обучаться в зоне ближайшего развития, что решает проблему личностно-ориентированного обучения, дает возможность учащимся продвигаться вперед в меру своих сил и возможностей.

Обучение ведется с использованием следующих технологий:

-        погружение в предмет (математика, русский язык);
- концентрическое обучение;

- КСО в разновозрастной группе, предполагающие:

а)        создание в процессе работы над темой целостной картины изучаемого материала;

б)        выбор ребенком уровня усвоения знаний без учета возраста, т.е. самостоятельное определение траектории развития. Работая в разновозрастной группе, учащиеся имеют возможность продвинуться вперед, усваивая материал курса следующего класса, или оставаться на своем уровне до полного усвоения материала;

в)         сотрудничество в учебном труде как по возрастной вертикали (старшие- младшие), так и по возрастной горизонтали (одновозрастная группа);

г) систематическое обучение другого тому, чему научился сам, вместе с другими осмысливая уже известное и выражая его в определенной знаковой форме;

д) работа в парах сменного состава разновозрастной группы.

Формы организации коллективной деятельности могут быть разнообразны:

  • динамические и вариационные группы, основанные на работе в парах сменного состава;
  • кооперативно-групповая деятельность учащихся;
  • работа в малых группах под руководством специально подготовленного ученика;
  • дифференцированно - групповая работа;
  • индивидуальное обучение учащихся.

Группы в течение урока могут меняться по составу. Работа в группах ведется через выделение проблемы, определение путей ее решения, организации исследовательской деятельности учащихся через различные формы. Роль учителя - обеспечить условия организации познавательной деятельности учащихся.

Методы обучения, применяемые на уроках русского языка в разновозрастных группах 2-4 классов:

  • изучение текстового материала по учебнику (на этапе усвоения новых знаний);
  • взаимопередача текстов (на этапе закрепления теоретического материала);
  • взаимообмен заданиями (закрепление изученного материала);
  • взаимные диктанты (контроль знаний);
  • выполнение упражнений в парах (при отработке навыков, закреплении изученного материала);
  • работа по вопросникам (контроль знаний).

Обучение в разновозрастной группе позволяет более эффективно осуществить важнейший принцип обучения - принцип коммуникативности. КСО формируют навыки общения ученика и учителя, речевую активность учащихся на каждом этапе занятия. В контакте с учениками учитель сообщает им новую информацию или учащиеся сами получают ее из различных источников, затем, общаясь друг с другом, усваивают ее, овладевая речевой деятельностью.

Система оценки достижений учащихся

Оценка знаний учащихся осуществляется в соответствии с Уставом НОК, Подраздел 6 «Система оценок, промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация», согласно которому устанавливается балльная система оценивания знаний обучающихся. При этом обучающиеся на занятиях  получают словесную оценку своего труда. Уровень усвоения  по русскому языку  проверяется на зачётах, которые проводятся в конце изучения каждой темы блока.

Отметка на зачетах выставляется в баллах, которые  переводятся в отметки «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» («неудовлетворительно») с помощью специальной таблицы, учитывающей возраст (класс) обучающихся, и выставляются в журнал.

 

Класс

% усвоения

Балл/ отмет ка

% усвое ния

Балл/ отмет ка

% усвое ния

Балл/ отмет ка

% усвое ния

Балл/ отмет ка

2

< 30

< 15

2

40

15

3

55

20

4

70

30

5

3

< 40

< 20

2

50

20

3

65

30

4

80

40

5

4

< 50

< 25

2

60

30

3

75

40

4

90

50

5

По итогам каждого учебного периода, полугодия, года  обучающимся выставляется оценка (средний балл)  по пятибалльной системе.        

Содержание заданий в зачётной работе составлено с учётом требований к обязательному  минимуму усвоения знаний  по каждой теме всеми возрастными категориями учащихся. При этом всем учащимся предлагается один и тот же набор заданий. Ученик сам выбирает,  какие задания и в какой очерёдности он будет решать.        

В оценке овладения учащимися УУД участвует психологи, учителя предметники, родители.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся:

Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс: варианты 1, 2. – М.: Баласс, 2009.

Комисарова, Л. Ю. Дидактический материал по русскому языку. 4 класс. – М.: Баласс, 2009

Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 3 класс. В 2 ч.   Ч. 1:

Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. 2010

Корешкова Т.В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 2, 3, 4 классов. В 2 частях. 2007, 2008, 2009

Кузьменко Н. С. Наглядные пособия по русскому языку к учебнику Соловейчик М.С.. Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век

Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др.

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетради-задачники к учебнику «К тайнам нашего языка» для 2, 3, 4 классов. В 3 частях. Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2, 3, 4 классов. В 2 ч. Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век

Пособия для учителя:

Кузьменко Н. С. Наглядные пособия по русскому языку к учебнику Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век

Мали Л.Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка». Книга для учителя. 2 класс. 2008

Сборник тестовых заданий для начальной школы: г.Усолье-Сибирское: МУ «Информационный методический центр». Методическое пособие для учителей начальных классов, 2011 г. – 243 с.

Соловейчик М.С. Словеснику, принимающему 5 класс. 2005. Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 2, 3, 4 класса. Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век

Строк Л.И. Словарные диктанты на все правила русского языка. Серия: Начальная школа/издательство ЛИТЕРА,  2008г.

Стронская И.М. Диктанты и изложения по русскому языку для начальной школы. Серия: Здравствуй, школа!/издательство ФЕНИКС,  2012г.

Сычева Г.Н. 320 упражнений по русскому языку для начальных классов. Серия: Современна школа/Издательство: ЮНИПРЕСС, 2008г.

Федорова Т.Л. Правила и упражнения по русскому языку 1-4 класс, 2005г. – 320с.

Литература, использованная при составлении программы:

Авторская программа М.С.Соловейчик «Русский язык», утвержденная Министерством образования и науки РФ (Москва, 2005);

ФГОС Начальное общее образование (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009г.);

http://umk-garmoniya.ru

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся:

Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс: варианты 1, 2. – М.: Баласс, 2009.

Комисарова, Л. Ю. Дидактический материал по русскому языку. 4 класс. – М.: Баласс, 2009

Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 3 класс. В 2 ч.   Ч. 1:

Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. 2010

Корешкова Т.В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 2, 3, 4 классов. В 2 частях. 2007, 2008, 2009

Кузьменко Н. С. Наглядные пособия по русскому языку к учебнику Соловейчик М.С.. Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век

Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др.

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетради-задачники к учебнику «К тайнам нашего языка» для 2, 3, 4 классов. В 3 частях. Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2, 3, 4 классов. В 2 ч. Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век

Пособия для учителя:

Кузьменко Н. С. Наглядные пособия по русскому языку к учебнику Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век

Мали Л.Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка». Книга для учителя. 2 класс. 2008

Сборник тестовых заданий для начальной школы: г.Усолье-Сибирское: МУ «Информационный методический центр». Методическое пособие для учителей начальных классов, 2011 г. – 243 с.

Соловейчик М.С. Словеснику, принимающему 5 класс. 2005. Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 2, 3, 4 класса. Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век

Строк Л.И. Словарные диктанты на все правила русского языка. Серия: Начальная школа/издательство ЛИТЕРА,  2008г.

Стронская И.М. Диктанты и изложения по русскому языку для начальной школы. Серия: Здравствуй, школа!/издательство ФЕНИКС,  2012г.

Сычева Г.Н. 320 упражнений по русскому языку для начальных классов. Серия: Современна школа/Издательство: ЮНИПРЕСС, 2008г.

Федорова Т.Л. Правила и упражнения по русскому языку 1-4 класс, 2005г. – 320с.

Литература, использованная при составлении программы:

Авторская программа М.С.Соловейчик «Русский язык», утвержденная Министерством образования и науки РФ (Москва, 2005);

ФГОС Начальное общее образование (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009г.);

http://umk-garmoniya.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Календарно – тематическое планирование курса русского языка в 1 классе примерной программы начального общего образования, авторской программы "Русский язык" Рамзаевой Т.Г.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 4 класса (авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого)

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе для начальных классов «Школа России» Автор В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова, Москва «Просвещение» 2011 Учебник «Русский язык» 2 часть 2 класс Автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2

Тип урокаУрок формирования нового понятия. Тема урока:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"Цель: Формировать у учащихся умения ставить вопросы к словам, расп...