"Упражнения в написании букв а, у, и после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Луковенко Инна Николаевна

 Данный конспект урока  учит совершенствовать умения правильно  писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; доказательно объяснять необходимость получения  знаний необходимых    для решения жизненных ситуаций ; развивает  орфографическую зоркость; логику, внимание, память; воспитывает коллективную деятельность ; аккуратность,  товарищество, взаимопроверку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_po_zhi-shi_cha-shcha_chu-shchu.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

« УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИИ БУКВ

А,  У, И   

ПОСЛЕ ЩИПЯЩИХ»

Составитель: Луковенко Инна Николаевна

Учитель 1 категории

 МОУ лицея № 7

2013

Цель: 

         совершенствовать умения писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;

        уметь доказательно объяснять необходимость получения  знаний

        для решения жизненных ситуаций ;

        развивать орфографическую зоркость; логику, внимание, память;

        воспитывать коллективистическую деятельность ; аккуратность,

        товарищество, взаимопроверку.

Оборудование: карточки с буквами, картинки вагончиков, билеты для детей с тестовой работой, презентация к словарным словам, карточки со словами.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание -
Помоги нам потрудиться
Мы пришли сюда учиться.

Учитель:

Сегодня у нас праздник потому, что к нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь  и тихонечко садитесь .

Мы с вами отправляемся в путешествие, а  вот на чем угадайте!

           Еду в нем на верхней полке

К морю, к солнышку, на юг,

А колеса, без умолку:

Тук- тук- тук! Тук-тук-тук!   (поезд)

Учитель:

Да, сегодня, мы отправимся на виртуальном поезде в путешествие на станцию «Всезнайкино».

Вы даже рассажены необычно - словно по вагонам. А для того, чтобы отправиться, нам нужно выбрать путь нашего путешествия и приобрести билеты.

Посмотрите, на доске рассыпаны буквы. Вам нужно составить знакомые сочетания и распределить  их по вагонам.

А    У    И   Ж   Ш   Ч  Щ   А   У  И   Ж  Ш  Ч  Щ

чу - щу

ча - ща

жи - ши

                

Молодцы, правильно распределили.

А чем отличаются эти сочетания от других?

Как называются данные  согласные?

 Почему они «шипящие»? Чем они отличаются от   других согласных?

 Ну и кто попробует определить тему нашего урока.

Да, тема урока: « Повторение и закрепление написаний слов с изученными (составленными) буквосочетаниями»

 Как вы думаете,  чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Правильно, выполнять задания по написанию слов с этими орфограммами. Кстати, что такое орфограмма?

Теперь выберите командира  своего вагона , раздайте билеты каждому.

Билеты не простые,  а с секретом. Не распечатывайте  их  до конца путешествия.

Ну а чтобы их не потерять,  предлагаю открыть « бортовые журналы путешественников»  под названием «тетрадь», спрятать  «билет»  и записать число и классная работа.

2. Минутка чистописания.

Учитель:

Для того, чтобы отправиться от станции предлагаю минутку Чистописания. На предыдущих уроках мы повторяли написание букв «Чэ» и «Ща».

Проверьте положение «бортовых журналов», возьмите зеленую ручку и пропишите чередование букв до конца строки.

Чщ Щч

Кто уже выполнил работу, покажите знаком.

Молодцы.

Ниже запишите следующее предложение. У доски  его запишет Маша.

Роща, чаща и свеча, с буквой а и ча и ща.

Сверим написанное. Кто нашел у себя ошибки, исправьте их, зачеркнув карандашом.

Проверьте и поставьте себе на полях оценку за красоту и правильность.

3. Словарная работа.

Учитель:

Приближаемся к станции «Жишино». Нам нужно взять с собой животных, написание которых нужно запомнить.

Посмотрите на экран телевизора и запишите названия данных животных.

У доски эту работу будет выполнять    Илья.

Жираф, ужи, моржи, мыши, ежи, стрижи.

Подчеркните слова, которые нельзя переносить.

Сверим написанное.

Почему подчеркнули эти слова.

Учитель:

Следующая станция «Зарядкино».

Физминутка «Жук».

В домик к нам жук влетел,

Закружился и запел: «ж-ж-ж».

Вот он вправо полетел-

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел-

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос к нам хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился и жужжа покружился.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали –

Но жука мы не достали.

Хлопнем вместе-

Хлоп, хлоп, хлоп,

Чтобы улететь он смог.

4. Упражнения в написании букв а, и, у после шипящих согласных.

 Учитель:

Приближаемся к станции «Чудная». Чтобы её проехать нужно выполнить, следующее задание.

Догадайтесь,  какие буквы пропущены. Составьте своей командой предложение из данных слов. Запишите его каждый в свой  «бортовой журнал», правильно вставив буквы.

Поймал,   в, ч.дак,  щ.ку,  реке.

Чудак в реке поймал щуку.

Знаком покажите, если вы готовы.

Проверим ваши ответы. Первая команда.  Командиры представьте тех, кто будет защищать вашу команду, прочтет получивщееся предложение.

Какие буквы вставили. Почему?

Молодцы.

Учитель:

Следующая станция «Ступенькино».

Каждой команде нужно придумать как можно больше слов со  слогом «ЖИ», записать их в свои  «бортовые журналы» С красной строки через запятую. Минута на выполнение .

Проверим записи. Командиры, представьте того, кто будет защищать команду.

Следующая станция « Глазкино».

Физминутка «Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

 Глазки у ребят устали. {Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко. {Посмотреть вверх.)

 Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

 Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. {Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

5.Итог урока.

Учитель:

Ну, вот мы и прибыли на  последнюю станция нашего пути «Всезнайкино».   

А теперь вскройте ваши билеты.

В них небольшая самостоятельная работа - как итог нашего путешествия.

 В первом задании рядом с правильным ответом поставь галочку.

Во втором,  исправьте ошибки.

А в третьем, отметьте  ваши впечатления от урока.

Кто готов, сдайте работы на проверку.

Молодцы, ребята.

Ну, вот и заканчивается наш урок.
Командиры  доложите о работе своей команды.

Справилась ваша команда с работой?

Все получилось?

Кто работал в вашей команде активнее всех?

 Как  оценим его работу?

Выставление отметок.

6. Домашнее задание.

Учитель: 

Молодцы, ребята. Все хорошо работали- значит написание этих сочетаний запомнили.

Дома выполните упражнение 158 из дидактического материала на странице 71.

Спасибо за урок.


«Я знаю и пишу правильно!»

1.Поставь + в нужной клетке.

После какой буквы не пишется буква  «Я»?

         М   -

         Ч    -

         Р    -

         Щ  -        

2. Исправь ошибки в  тексте.

                                         Роща.
За рекой дубовая рощя. Мы чясто гуляем в роще. Звонко поют чижы. Цветут ландышы. Как они душысты! Берегите эти чюдесные цветы. Не рвите их!

3.Выбери правильный ответ.

Я работал с настроением.                  Я работал без настроения.

Я понял тему.                                       Я не понял тему.

Я могу объяснить эту тему другому.

Мне нужна помощь по этой теме.

За работу на уроке я поставил бы себе _____.

                       «Я знаю и пишу правильно!»

1.Поставь + в нужной клетке.

После какой буквы не пишется буква  «Ю»?

         М   -

         Ч    -

         Р    -

         Щ  -        

2. Исправь ошибки в  тексте.

                                                    Щука.
Жывёт в пруду  щюка. Там же плавают ершы и лещи. Прячутся рыбы от щюки. Но щюка хитра. Она караулит свою добычю.

3.Выбери правильный ответ.

Я работал с настроением.                  Я работал без настроения.

Я понял тему.                                       Я не понял тему.

Я могу объяснить эту тему другому.

Мне нужна помощь по этой теме.

За работу на уроке я поставил бы себе _____.

                              «Я знаю и пишу правильно!»

1.Поставь + в нужной клетке.

После какой буквы не пишется буква  «Ы»?

         М   -

         Ж    -

         Ш    -

         Т  -        

2. Исправь ошибки в  тексте.

                                                 Шиповник.
В лесу рос чюдесный куст. Он цвёл большыми яркими цветами. Это был шыповник.  Стала Маша рвать цветы. А там шыпы. У Машы заноза. Надо идти к врачю. 

3.Выбери правильный ответ.

Я работал с настроением.                  Я работал без настроения.

Я понял тему.                                       Я не понял тему.

Я могу объяснить эту тему другому.

Мне нужна помощь по этой теме.

За работу на уроке я поставил бы себе _____.

БИЛЕТ ДО СТАНЦИИ «ВСЕЗНАЙКИНО»

Фамилия_____________________  Имя___________________________

Совет на память сохранив,
Запомни навсегда:


ЖИ– ШИ
пишите с буквой И!

ЧА-ЩА пишите с   А!

ЧУ и ЩУ только с   У!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Упражнения в написании букв у, и, а после шипящих" Кокина Н.В.

Данный урок разработан в технологии деятельностного метода. На уроке присутствуют работа в парах, группах. В урок включены активные методы обучения. Урок формирует основные УУД....

Урок русского языка во 2 классе "Упражнения в написании слов с гласной и после шипящих" Школа 2100

Урок закрепления правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. УМК Бунеев Р.Н....

Русский язык "Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих".

На уроке используются индивидуальная, парная и коллективная формы работы. Урок ориентирован на личностные, метапредметные и предметные результаты. Обучение ведется по учебнику «Русский язык», 2 класс,...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Написание букв и, а, у, после шипящих"

Тема урока: «Написание букв и, а, у, после шипящих»Цель: развитие умения наблюдать за написанием слов, включающих шипящие звуки ж, ш....

" Написание букв и, а, у после шипящих."

Развитие умения наблюдать за написанием слов, включающих шипящие звуки ж. ш....

Русский язык во 2 «А» классе Тема: «Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих»

Тема: «Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих»  Типология урока: урок обобщения и систематизации.Вид урока: повторительно-обобщающий урок.Цель:– совершенствование умений восприни...

Конспект урока русского языка во 2 классе «Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих» (Школа 2100)

Конспект урока русского языка во 2 классе «Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих» (Школа 2100)...